+375 17 226-02-71

Учебные дисциплины кафедры апологетика

1 КУРС МАГИСТРАТУРЫ 

 

Дисциплины специальности

Священное Писание Ветхого и Нового Завета: Ветхий Завет

(II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия, доцент иерей Святослав Рогальский

Зачетные единицы:       2

Аудиторные занятия:    80  часов

Форма отчетности – зачет

Священное Писание Ветхого и Нового Завета – учебная дисциплина, предметом изучения которой является библейский текст в различных аспектах: филологическом, литературном, культурно-историческом, богословском.

Цель дисциплины – познакомить студентов с историей библейской критики, историей изучения Библии в новое время, а также с важнейшими современными проблемами библеистики. В соответствии с этим, дисциплина включает разделы, посвященные истории изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета, начиная с XVI века.

Первый раздел дисциплины посвящен Ветхому Завету. В нем рассматривается история ветхозаветной библейской критики.

 

Догматическое богословие

(I семестр, 2 часа в неделю; II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – доктор богословия протоиерей Владимир Башкиров

Зачетные единицы:       3

Аудиторные занятия:    120  часов

Форма отчетности – зачет, экзамен

Курс «Догматическое богословие» продолжает базовый курс догматического богословия и содержит, в основном, теологумены отцов Церкви и частные богословские мнения по теме: «Эсхатология отцов Церкви , разбор которых требует особого внимания».

Для изучения курса «Догматическое богословие» необходимо усвоение студентами дисциплины Священное Писание Ветхого и Нового Завета (тема: «Апокалипсис»).

 

Иностранный язык (английский)

(I-II семестр, 4 часа в неделю)

магистр богословия, преподаватель Володин Игорь Игоревич

Зачетные единицы:       8

Аудиторные занятия:    320 часов

Форма отчетности – зачет

Магистранты 1 курса должны приобрести коммуникативные компетенции уровня Pre-Intermediate, то есть умения соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Соответственно языковой материал рассматривается как средство реализации речевого общения.

Задачи курса – обучение студентов различным видам речевой деятельности на английском языке (аудирование, чтение, говорение и письмо). Эталоном является современный литературно-разговорный язык.

Курс ставит также воспитательную цель – воспитание билингвальной личности, способной содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять свою страну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других народов.

В основе учебных материалов лежит учебник «Headway Pre-Intermediate», John and Liz Soars, Oxford University Press.

 

Иностранный язык (немецкий)

(I-II семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель –  Н. М. Романюк

Зачетные единицы:       8

Аудиторные занятия:   320  часов

Форма отчетности – зачет

Главной целью обучения магистрантов является формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения, что осуществляется посредством взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности в рамках определенного предметно-тематического содержания, а также овладения технологиями языкового самообразования.

Основной задачей курса является развитие умений и навыков практического владения иностранным языком в степени, в степени позволяющей эффективно использовать его в ситуациях повседневного и профессионального общения.

Курс ставит также цель, которая проявляется в готовности молодых специалистов содействовать налаживанию межкультурных и научных связей, представлять свою страну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других стран и народов.

В основе учебных материалов используются следующие учебники и учебные пособия: В. Завьялова , Л. Ильина. «Практический курс немецкого языка» ; Зарецкая Е. В., Рымкевич О. Е. «Совершенствуем навыки аудирования и говорения». — Минск : Аверсэв, 2015. ; Бандаренко Е. В., Турьева С. С., Сытко А. В. «Auf dem Wege zum freien Sprechen» — Минск : МГЛУ, 2010. (Geil I, Geil II) и другие.

 

Методика написания научной работы

(I семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат исторических наук Гронский Александр Дмитриевич 

Зачетные единицы:        1

Аудиторные занятия:     40 часов

Форма отчетности – зачет

Курс имеет своей целью формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков проведения научных исследований и написания текстов академического характера. В результате изучения данного курса магистранты должны освоить сведения о специфике научного познания и научного текста, знания о методологии и методике научного исследования, ее специфике в гуманитарном познании и новейших тенденциях в методологическом развитии современной гуманитаристики.

 

 Дисциплины специализации: базовая часть

 Философия религии

(II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – доктор теологиикандидат богословия протоиерей Сергий Лепин

Зачетные единицы:        2

Аудиторные занятия:     80 часов

Форма отчетности – зачет

Дисциплина посвящена изучению той области философских исследований, в которой осмысливается факт существования религии, ее источники и основания, ее место и роль в жизни общества, ее связь с наукой, искусством и другими формами личного опыта и коллективной практики. Дисциплина представляет собой введение в историю изучения религии как универсалии культуры в ее базисных структурах и связях и знакомит студентов с историей изучения религии с ее философско-мировоззренческой стороны.

 

История философии 

(I-II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – магистр богословия Коденев Максим Алексеевич

Зачетные единицы:        3

Аудиторные занятия:     120 часов

Форма отчетности – зачет, экзамен

Дисциплина направлена на формирование у студентов навыков самостоятельного мышления на основе изучения текстов различных философских традиций. Содержание курса ориентировано на базовые программы, читаемые в вузах. Программа состоит из блоков, посвященных изучению предфилософии, философских систем Индии и Китая, древнегреческой философии, средневековой философии (в контексте которой особое внимание уделяется византийской философии), философии Нового времени и немецкой классической философии. Магистранты должны усвоить широкий интеллектуальный контекст формирования основных богословских концепций.

 

История и теория науки 

(I семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – магистр богословия Коденев Максим Алексеевич

Зачетные единицы:        2

Аудиторные занятия:     80 часов

Форма отчетности – зачет

«История науки» как гуманитарная дисциплина раскрывает последовательные ступени познания человечеством окружающего мира, подвергает сравнительному анализу исторически известные, сменявшие друг друга картины мира и методологические установки рационального познания. Знакомство с различными историко-культурными контекстами формирует навыки анализа внутренней логики, взаимосвязи общего и особенного в развитии науки, способствует выработке исторического и логического компонентов рационально-теоретического мышления и его гибкости. Обобщение исторического опыта роста научного знания позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретического знания с хозяйственно-практическими потребностями людей в различные исторические периоды. Обращение к истории науки способствует пониманию и осмыслению относительности научных знаний во все времена, показывает необходимость их постоянного уточнения, углубления и совершенствования.

 

Социально-экономические проблемы в свете христианства

(II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия, доктор экономических наук диакон Константин Голубев

Зачетные единицы:        1,5

Аудиторные занятия:     60 часов

Форма отчетности – зачет

Дисциплина знакомит слушателей с библейским и патристическим социально-экономическим учением, социально-экономическими проблемами Православной Церкви, католичества и старообрядчества, специфике марксистского и либерального подходов к экономике. Особое внимание уделяется особенностям подхода Отцов Церкви к сущности материальных благ, проблемам их накопления и использования, а также анализу организации хозяйственной жизни христианина. Студенты обучаются анализировать современные проблемы с опорой на христианское понимание социально-экономических вопросов.

 

Миссиология

(I семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия иерей Сергий Тимошенков

Зачетные единицы:        1,5

Аудиторные занятия:     60 часов

Форма отчетности –экзамен

Дисциплина рассматривает христианское свидетельство в его исторической перспективе, и в контексте реалий современного мира. На протяжении курса изучается история появления и развития различных моделей христианской миссии, их достоинства и недостатки, исполнители и целевые аудитории, методы и формы реализации, а также их влияние на миссию Православной Церкви в современном мире. Особое внимание уделяется выработке навыков анализа и планирования форм и методов распространения христианского учения в разных социокультурных контекстах.

 

Сравнительное богословие

(II семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия иерей Сергей Маслов

Зачетные единицы:        3

Аудиторные занятия:     120 часов

Форма отчетности – экзамен

Предметом изучения дисциплины является история и догматические заблуждения инославных исповеданий в сравнении с учением Православной Церкви. Особое внимание уделяется разбору дохалкидонских церквей, римско-католической церкви и протестантизма (лютеранства, кальвинизма, англиканства). В рамках данного курса у студентов вырабатываются навыки исследования документов и выявления современных тенденций в области развития инославных исповеданий и межконфессионального диалога. Студенты учатся формулировать православную оценку вероучительных различий Православной Церкви и инославных исповеданий.

 

Апологетика 

(I-II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – магистр философии иерей Роман Артёмов

Зачетные единицы:        3

Аудиторные занятия:     120 часов

Форма отчетности – экзамен, зачет

Предметом изучения дисциплины являются системы рационального обоснования и защиты основных истин православной веры. На первом курсе магистратуры изучаются история, методология и основные системы аргументации исторической, естественнонаучной и нравственной апологетики. Студенты обучаются распознавать новые актуальные вызовы Церкви и отвечать на них на понятном и доступном языке. Особое внимание уделяется развитию навыков привлечения в систему апологетической мысли сведений из самых разных областей знания, а также выработке умения вести в корректной и плодотворной форме дискуссию с людьми различных убеждений и взглядов.

 

Сектоведение

(I-II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – доктор теологии Мартинович Владимир Александрович 

Зачетные единицы:        4

Аудиторные занятия:     160 часов

Форма отчетности – экзамен

Предметом изучения дисциплины является нетрадиционная религиозность (далее – НР). Цель курса состоит в формировании у студентов комплексного, целостного представления о феномене НР. На протяжении курса изучаются: а) основные методы анализа феномена НР; б) типологии и классификации НР; в) пограничные, аморфные и неструктурированные формы НР; г) причины зарождения и массового распространения НР; д) основные закономерности развития НР; е) причины входа в конкретные секты и культы, особенности членства в них, пути выхода из них; ж) особенности харизматического лидерства в сектах и культах; з) место и роль НР в общем контексте жизни общества; и) позиция Церкви в отношении НР; к) области деструктивности НР, и т. д. Особое внимание уделяется развитию навыков самостоятельного использования полученных знаний в оценке сект, культов и иных форм и типов НР.

 

Расколоведение

(I семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия Слесарев Александр Валерьевич

Зачетные единицы:        2

Аудиторные занятия:     80 часов

Форма отчетности – экзамен

Целью курса является выработка целостной системы знаний по истории современных церковных расколов и разделений в России, Беларуси и Украине, а также в русской, белорусской и украинской диаспорах.

Узловыми проблемами, проходящими через весь курс, являются каноническая и экклезиологическая оценка схизматических сообществ, анализ причин возникновения церковных расколов, закономерностей их развития и перспектив восстановления церковного единства.

Особый акцент делается на выработке навыков и умений, необходимых студенту для формирования объективного представления об угрозе церковному единству, которую представляют современные церковные расколы и разделения.

 

Нетрадиционный мистицизм Европы XVII-XX веков

(I семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – доктор философии, кандидат богословия Данилов Андрей Владиленович 

Зачетные единицы:        1,5

Аудиторные занятия:     60 часов

Форма отчетности – зачет

Авторский цикл лекций посвящен истории формирования ведущих мистических организаций Европы XVII – XIX веков, их мировоззренческих концептов и идейных взаимосвязей: неоплатонических, гностических и герметических обществ, иудейской и христианской каббалы, алхимии, теософии, розенкрейцерства, мартинизма, системы Строгого Чина, системы Внутреннего Ордена, немецкой, английской, шведской и русской мистики, различным тайным обществам, особенно, масонству и т. д. Дается их сравнительный анализ с учением Православной Церкви.


2 КУРС МАГИСТРАТУРЫ 

 

Дисциплины специальности

Священное Писание Ветхого и Нового Завета: Новый Завет

(IIIсеместр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия иерей Святослав Рогальский

Зачетные единицы:       2

Аудиторные занятия:   80  часов

Форма отчетности – экзамен

Курс предполагает рассмотрение вопросов современной библеистики, знакомство студентов с методами библейской критики и критическими подходами, основными текстологическими методами к анализу книг Нового Завета.

Целью курса является формирование у студентов правильного подхода к библейской критике, свободное ориентирование в критическом материале и приобретение навыков его использования в научно-исследовательской деятельности.

 

История догматических движений

(IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – доктор богословия протоиерей Владимир Башкиров

Зачетные единицы:       2

Аудиторные занятия:    80  часов

Форма отчетности – зачет

В ходе изучения данной дисциплины детально рассматриваются важнейшие проблемы истории древнего христианского богословия первого тысячелетия. Курс углубляет знания, полученные студентами при изучении истории Древней Церкви и догматического богословия на уровне бакалавриата.

 

Иностранный язык (английский)

(III-IV семестр, 4 часа в неделю)

магистр богословия, преподаватель Володин Игорь Игоревич

Зачетные единицы:       8

Аудиторные занятия:    320 часов

Форма отчетности – экзамен, зачет

Магистранты 2 курса должны приобрести коммуникативные компетенции уровня Intermediate.

В основе учебных материалов лежит учебник «Headway Intermediate», John and Liz Soars, Oxford University Press.

 

Иностранный язык (немецкий)

(III-IV семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – Н. М. Романюк

Зачетные единицы:       8

Аудиторные занятия:   320  часов

Форма отчетности – экзамен, зачет

Главной целью обучения магистрантов является формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения, что осуществляется посредством взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности в рамках определенного предметно-тематического содержания, а также овладения технологиями языкового самообразования.

Основной задачей курса является развитие умений и навыков практического владения иностранным языком в степени, в степени позволяющей эффективно использовать его в ситуациях повседневного и профессионального общения.

Курс ставит также цель, которая проявляется в готовности молодых специалистов содействовать налаживанию межкультурных и научных связей, представлять свою страну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других стран и народов.

В основе учебных материалов используются следующие учебники и учебные пособия: В. Завьялова , Л. Ильина. «Практический курс немецкого языка» ; Зарецкая Е. В., Рымкевич О. Е. «Совершенствуем навыки аудирования и говорения». — Минск : Аверсэв, 2015. ; Бандаренко Е. В., Турьева С. С., Сытко А. В. «Auf dem Wege zum freien Sprechen» — Минск : МГЛУ, 2010. (Geil I, Geil II) и другие.

 

Дисциплины специализации: базовая часть

Философия

 (III-IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватели – кандидат богословия иерей Владислав Богомольников

Зачетные единицы:        3

Аудиторные занятия:     120 часов

Форма отчетности – экзамен

На 2 курсе в рамках курса по философии изучаются философская антропология (3 семестр) и аксиология (4 семестр). Студенты знакомятся с современными философскими учениями о человеке, о составе его природы, его месте в мире, его потребностях и интересах, а также о проблемах жизни и смерти, смысле человеческого существования, о свободе человека, природе добродетели, смысле жизни,  правах и ответственности, об универсалиях в чувственном восприятии выразительных форм реальности.

 

Христианская антропология

(III семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – доктор теологии, кандидат богословия протоиерей Сергий Лепин

Зачетные единицы:        1

Аудиторные занятия:     40 часов

Форма отчетности – зачет

Междисциплинарный тематический курс лекций посвящен изучению вопросов онтологии, гносеологии и аксиологии, связанных с пониманием и толкованием проблемы человека в православной традиции.

Особое внимание в курсе уделяется выявлению и формулировке основных положений православного учения о человеке, его основных понятий и функций в контексте развития философии и науки, а также анализу философского потенциала избранных библейских фрагментов и ряда богословских идей, имеющих прямое или смежное отношение к истории развития философского знания.

 

Социальная работа

(IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия иерей Сергий Тимошенков

Зачетные единицы:        1

Аудиторные занятия:     40 часов

Форма отчетности – зачет

Дисциплина посвящена изучению теоретических и практических вопросов, связанных со служением милосердия мирян и священнослужителей Православной Церкви. В рамках курса изучаются формы организации социальной работы в Церкви с людьми, имеющими особенности психофизического развития, с пострадавшими от злонамеренных действий (домашнего насилия, торговли людьми, физического насилия и т.д.), с зависимыми и созависимыми, с неизлечимо больными, с людьми, находящимися в терминальной стадии болезни, а также с детьми-сиротами.

Каждая тема состоит из рассмотрения проблемы как таковой (статистика, особенности психофизического состояния подопечного и т. д.), ознакомления с общими методами работы с каждой категорией людей, а также вкладом в решение проблемы как Церкви в целом, так и каждого христианина в отдельности. Особое внимание уделяется вопросам пастырского окормления врачей, медперсонала и волонтеров.

 

Биоэтика

(III семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия иерей Сергий Тимошенков

Зачетные единицы: 1

Аудиторные занятия: 40 часов

Форма отчетности – экзамен

Дисциплина посвящена православному осмыслению явлений жизни современного человека, находящихся на пересечении физиологической и нравственной сфер его бытия. В курсе рассматриваются вопросы сохранения жизни (темы абортов, эвтаназии, прекращения искусственной поддержки жизни организма, смертной казни и т.д.), отношения к телу человека до и после его физической смерти (трансплантация органов, добровольное донорство, использование стволовых клеток и др.), вопросы пола (смена пола, нетрадиционная сексуальная ориентация и т. д.). Каждая тема курса изучается как в свете светской этики, так и с точки зрения православного богословия. Особое внимание уделяется примерам из практики пастырского душепопечения людей, столкнувшихся с той или иной проблемой, лежащей в сфере проблемного поля биоэтики.

 

Апологетика

(III семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – магистр философии иерей Роман Артемов

Зачетные единицы:        2

Аудиторные занятия:     80 часов

Форма отчетности – экзамен

На втором курсе магистратуры изучается история, методология и основные системы аргументации философской апологетики. Предметом данного курса является раскрытие и обоснование тех положений христианской веры, которые являются общими или смежными с философией, и в этом качестве проблемными как для богословия, так и для философии, а также богословское осмысление и оценка многих вопросов онтологии, гносеологии, антропологии, эсхатологии.

 

Религия и политика

(III-IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – доктор теологии Мартинович Владимир Александрович

Зачетные единицы:        2

Аудиторные занятия:     80 часов

Форма отчетности – зачет, экзамен

Целью авторского курса «является ознакомление студентов с историей и современным состоянием влияния религии на внутреннюю и внешнюю политику разных стран мира. Изучаются различные модели церковно-государственных отношений, рассматриваются процессы политизации христианства, буддизма, сикхизма, иудаизма и ислама, анализируются многочисленные случаи использования религии органами государственного управления разных стран для достижения политических целей, а также возможные последствия от участия религиозных организаций в политических процессах общества. Особое место уделяется истории возникновения, развития и деятельности религиозно-политических организаций и альянсов стран Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки ХХ-XXI столетий. Анализируется отношение Православной Церкви к различным политическим вызовам и проблемам современного мира. Особое внимание уделяется анализу возможных позитивных и негативных последствий как от активного участия Церкви в политических процессах, так и от занятия ею позиции невмешательства в политические процессы современного общества.

 

История религий

(III-IV семестр, 4-2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия Шатравский Сергей Иосифович

Зачетные единицы:        4

Аудиторные занятия:     160 часов

Форма отчетности – экзамен

Дисциплина изучает историю возникновения, становления и развития религий древности и современности. В курсе рассматриваются изменения вероучения изучаемой религии, формируемые ей типы мышления и деятельности, религиозные практики и традиции (региональные и общие), отдельные направления (школы, общины, конфессии) внутри рассматриваемой религии, а также отношение этой религии к другим религиям. За основу построения структуры программы взят хронологический принцип. Курс состоит из двух разделов: «Религии древности» и «Религии современности». В первом рассматриваются религии, которые, оказав значительное влияние на древние цивилизации и культуры, либо не существуют, либо давно утратили свое определяющее влияние в современном мире. Во втором изучаются такие национальные и мировые религии современности как ислам, буддизм, индуизм, иудаизм и синтоизм.

 

Социология религии

(III семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – доктор социологических наук Безнюк Дмитрий Константинович

Зачетные единицы:        1,5

Аудиторные занятия:     60 часов

Форма отчетности – зачет

Дисциплина направлена на освоение опыта научного анализа социального смысла религиозных институтов и практик, в рамках которого религия трактуется как социокультурный феномен и фактор организации социальных отношений. Цель – дать базовые знания о логике и методологии социологического анализа религии в контексте научного религиоведения. Программа курса служит формированию у слушателей навыков социологического анализа религиозных явлений. На протяжении курса студенты знакомятся с историей и современным состоянием социологии религии, методологическими принципами социологического изучения религии и позициями ее дисциплинарного размежевания с теологией и философией религии, изучают структурно-функциональные и динамические характеристики религии как социального феномена, знакомятся со спецификой эмпирического социологического исследования религии.

 

Психология религии

(III-IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – магистр гуманитарных наук Пастухова Екатерина Владимировна

Зачетные единицы:        2

Аудиторные занятия:     80 часов

Форма отчетности – экзамен

Дисциплина посвящена изучению психологических и социально-психологических факторов, обуславливающих особенности религиозного сознания, его структуру и функции. В курсе раскрывается психологические характеристики основных типов личности, склонных к религиозному опыту, показываются возрастные и социально-психологические характеристики личностей и групп, воспринимающих религиозные верования, раскрываются психологические особенности верующего в отличие от патологических проявлений религиозности, дается психологическая характеристика ряда религиозных традиций. Подробно излагается сущность научного подхода к исследованию психологии религиозного опыта. Особое внимание уделяется методике исследований в области психологии религии.

 

История и методология религиоведения

(II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия Шатравский Сергей Иосифович

Зачетные единицы:        1,5

Аудиторные занятия:     60 часов

Форма отчетности – экзамен

Дисциплина  знакомит с историей возникновения науки о религии, основными этапами ее становления, методологией различных школ и направлений в религиоведении, их отличием от теологии. Особое внимание уделяется выработке следующих навыков: а) дифференциации научных подходов и методов изучения религии от псевдонаучных и предвзятых; б) анализа достоинств и недостатков тех или иных методов в изучении религии; в) использования религиоведческой методологии в собственных исследованиях; г) использования полученных знаний для оценки современной ситуации в области религиоведения.

 

Дисциплины специализации: дисциплины по выбору 

Проблема доказуемости бытия Бога в истории философии и богословии

(IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – доктор теологии, кандидат богословия протоиерей Сергий Лепин

Зачетные единицы:        2

Аудиторные занятия:     80 часов

Форма отчетности – зачет

Курс знакомит с историей возникновения и развития доказательств бытия Бога (античность, христианское и нехристианское богословие, «естественная теология» и светская мысль), с их типологией, основными подходами к их критике и апологии, с состоянием развития темы на данном историческом этапе, а вместе с этим – и с проблемой верифицируемости в академической теологии и философии религии в целом. Предложенный для изучения материал наглядно иллюстрирует несостоятельность крайних форм рационализма и эмпиризма с одной стороны, и фидеизма и мистицизма с другой.

 

История политических и правовых учений

(III-IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия иерей Игорь Васько

Зачетные единицы:        2

Аудиторные занятия:     80 часов

Форма отчетности – зачет

Дисциплина посвящена формированию у студентов системного представления о развитии мировой политико-правовой мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера. Особое внимание уделяется обобщению опыта известных мыслителей, юристов, философов, политических деятелей в разрешении проблемных вопросов, связанных с исследованием происхождения, природы и сущности государства и права, устройства государства, законности и справедливости права, принципов взаимоотношений личности и государства, методах политической деятельности.

 

История философии

(IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – магистр теологии Коденев Максим Алексеевич

Зачетные единицы:        2

Аудиторные занятия:     80 часов

Форма отчетности – зачет

Дисциплина призвана ввести слушателей в контекст современных философских дискуссий на Западе с целью формирования навыков адекватной богословской реакции на вызовы секулярного мышления. Особое внимание в курсе уделяется феноменологии, экзистенциальной философии, философской герменевтике, позитивистским концепциям и различным версиям аналитической философии. Даются общие представления о прагматической философии, структурализме и разных версиях постмодернистской философии.

 


1-ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТУРЫ 

Иностранный язык (английский)

(I-II семестр, 4 часа в неделю)

магистр богословия, преподаватель Володин Игорь Игоревич

Аудиторные занятия:    120 часов

Форма отчетности – зачет

Дисциплина готовит аспирантов к сдаче кандидатского экзамена в конце второго года обучения аспирантуры.

 

Иностранный язык (немецкий)

(I-II семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель –  Н. М. Романюк

Аудиторные занятия:   120  часов

Форма отчетности – зачет

Дисциплина готовит аспирантов к сдаче кандидатского экзамена в конце второго года обучения аспирантуры.

Философия и методология науки 

(I-II семестр, 3 часа в неделю)

Преподаватель — доктор философских наук Осипов Алексей Иванович 

Аудиторные занятия: 90 часов

Форма отчетности — зачет

Общеобразовательная дисциплина, направленная на раскрытие статуса, специфики и функций философии как рационально-критической формы мировоззрения, ее взаимосвязи с наукой, религией и другими формами общественного сознания. Особое внимание уделяется формированию понимания сущности науки и научного познания, навыков соотношения науки с другими областями культуры, ознакомлению с современными методологическими концепциями, с содержанием основных методов современной науки, а также выработке навыков самостоятельного философского анализа развития науки.

 

Педагогика и психология высшей школы 

(I семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель — магистр гуманитарных наук Пастухова Екатерина Владимировна

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности — зачет

Данный курс является общепрофессиональной дисциплиной в программе подготовки аспирантов Минской духовной академии. Содержание курса охватывает общие вопросы педагогики и психологии, этапы развития мировой педагогической мысли в области высшего образования, теоретические основы современной технологии обучения в высшей школе. Цель курса — изучение теоретико-методических основ современной педагогики и психологии высшей школы и формирование у аспирантов профессионально-педагогических умений и навыков, необходимых для эффективной организации педагогического процесса в высших учебных заведениях страны.

 

Специальная дисциплина 

История богословия и современная библиистика 

(I-III семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — доктор богословия архимандрит Сергий (Акимов)

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности — зачет

Программа дисциплины на первом году обучения включает два раздела. В первом разделе в рамках первого семестра аспиранты изучают историю святоотеческого богословия, во втором — в рамках второго семестра — историю русского богословия.

 

Семинары  

Феноменология религиозного символа 

(II семестр, 3 часа в неделю)

Преподаватель — доктор философии, кандидат богословия Данилов Андрей Владиленович

Аудиторные занятия: 44 часов

Форма отчетности — зачет

Дисциплина тематизирует и систематизирует общие феномены религиозных символов в сфере различных религиозных традиций методами феноменологии и сравнительного исторического анализа. Особый акцент делается на анализе условий становления и превращения феноменов бытия человека и мира в символы божественного. В курсе также анализируется  способность религиозного сознания воспринимать практически все местом откровения святого, но соответственно культурной предрасположенности и индивидуальному опыту выделять особые манифестации святого, способные в силу их несхожести по-новому организовать религиозное мышление и действие. Курс снабжен мультимедийным материалом.

Религии современности 

(I семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — кандидат богословия Шатравский Сергей Иосифович

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет

Дисциплина посвящена анализу современного положения нехристианских религий мира. Изучаются важнейшие события в мире наиболее значимых религий (ислама, буддизма, индуизма, иудаизма и др.) за последнее столетие. Отдельные религии рассматриваются в непосредственной связи с этнокультурными зонами их распространения. Главная цель дисциплины – проследить за изменениями, происходящими в рассматриваемых религиях, проанализировать притчи.

Теория и практика религиоведческой экспертизы 

(II семестр, 1 час в неделю)

Преподаватель — доктор теологии Мартинович Владимир Александрович

Аудиторные занятия: 16 часов

Форма отчетности — зачет

Настоящая дисциплина посвящена комплексному анализу всего спектра вопросов, связанных с организацией и проведением религиоведческой экспертизы. Особое внимание уделяется правовым основам, понятийному аппарату, основным этапам и практическим методам проведения религиоведческой экспертизы. В рамках курса изучается белорусский и зарубежный опыт проведения религиоведческой экспертизы в научной, государственной, судебной и общественной сферах, выделяются и анализируются их общие и специфические особенности.


2-ОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТУРЫ

 

Общепрофессиональные дисциплины

Иностранный язык (английский)

(III-IV семестр, 4 часа в неделю)

магистр богословия, преподаватель Володин Игорь Игоревич

Аудиторные занятия:    120 часов

Форма отчетности – зачет

Дисциплина готовит аспирантов к сдаче кандидатского экзамена в конце второго года обучения аспирантуры.

 

Иностранный язык (немецкий)

(III-IV семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – Н. М. Романюк

Аудиторные занятия:   120  часов

Форма отчетности – зачет

Дисциплина готовит аспирантов к сдаче кандидатского экзамена в конце второго года обучения аспирантуры.

 

Специальная дисциплина 

История богословия и современная библиистика 

(III семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — доктор богословия архимандрит Сергий (Акимов)

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет

Третий раздел дисциплины знакомит аспирантов с современными подходами к изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изучение дисциплины завершается кандидатским экзаменом.

 

Семинары

Западная теология XX века 

(IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — магистр теологии Коденев Максим Алексеевич

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет

Цель курса – знакомство с основными направлениями и персоналиями протестантской и католической теологии ХХ в., а также их критический анализ с позиций православного богословия. В ходе изучения рассматриваются такие течения как: либеральная теология, диалектическая теология, неотомизм, политическая теология, теология освобождения, феминистская теология, «чёрная» теология, теология надежды, теология культуры, и др., анализируются логика появлений «антропологического», «культурологического», «лингвистического» и других «поворотов» в западной теологии. Акцент в курсе делается на семинарские занятия, в ходе которых аспиранты знакомятся с текстами К. Барта, Д. Бонхеффера, Р. Бультмана, Г. Эбелинга, Х.У. фон Бальтазара, Ж.Б. Метца, Ю. Мольтмана, К. Ранера, Г.Кюнга и др.

 

Теория и методология христианско-мусульманского диалога 

(III семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель — доктор философии, кандидат богословия Данилов Андрей Владиленович

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности — зачет

Настоящая дисциплина посвящена анализу теоретического и прикладного аспектов христианско-исламского диалога. Представлены теоретические основоположения христианско-исламского диалога из различных перспектив. Наряду с различными моделями и обоснованиями в христианских конфессиях показаны наработки из мусульманской и алавитской перспективы, представляющие собой социально-политические, правовые, религиоведческие и эмпирические подходы. Изложены методологические подходы к важным темам христианско-исламского диалога: начиная с представлений о Боге и понимании Священного Писания, затем об образах Иисуса Христа и Мухаммеда, об этических вопросах, и заканчивая значением мира сего и потустороннего мира. Поочередно рассматриваются христианские и мусульманские методологические подходы к пониманию этих тем.

 

Современные церковные расколы в Поместных Православных Церквях 

(IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — кандидат богословия Слесарев Александр Валерьевич 

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет

Дисциплина направлена на формирование у студентов Минской духовной академии представления о существующих церковных расколах на канонической территории Константинопольской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской, Чехо-Словацкой и Американской Православных Церквей, а также о наиболее актуальных современных угрозах православному церковному единству. Особым предметом изучения в рамках курса является получивший широкое распространение в ХХ столетии феномен новых неканоничных религиозных организаций православного исповедания, искусственно сформированных без формального отделения группы верующих от канонической Церкви, но пребывающих вне общения со Вселенским Православием.

 

История русского старообрядчества (XVII — XXI вв.)

(III семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — кандидат богословия Слесарев Александр Валерьевич

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет

Предметом изучения дисциплины является феномен русского церковного раскола, возникшего в середине XVII столетия по причине несогласия значительной части духовенства и мирян с богослужебной реформой патриарха Никона (1652-1658). В рамках спецкурса студенты подробно знакомятся с историей литургических преобразований середины XVII столетия, идейными предпосылками раскола, процессом консолидации старообрядческого сообщества и историей наиболее примечательных его направлений. Систематическое изучение истории старообрядчества являлось традиционной составляющей русского богословского образования в середине XIX – начале ХХ столетия, но на десятилетия было прервано революционными потрясениями 1917 г. и было восстановлено лишь в начале 2010-х годов в Минской духовной академии.

 

Религия и культура 

(IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — магистр теологии Коденев Максим Алексеевич

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет

Историко-теоретическая часть курса сконцентрирована на культуротворческом потенциале религии, её влиянии на специфику развития цивилизаций, развитие искусства, морального сознания, литературы, философии и других областей культуры. Вторая часть курса является проблемно-аналитической, в ней рассматриваются роль и положение религии в социокультурном пространстве современного общества. Предполагается обсуждение таких тем как: религия в условиях глобализации; феномены секуляризации и постсекулярного мира; взаимоотношения религии, власти, идеологии и языка; гендерные аспекты секулярного и религиозного поведения; исследования памяти и медиа в секуляризованных ритуалах современности; взаимоотношение науки и техники и другие проблемы.


3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТУРЫ

 

Христианское социальное учение и современная жизнь общества

(V семестр, 1 час в неделю)

Преподаватель — кандидат богословия, доктор экономических наук диакон Константин Голубев

Аудиторные занятия: 16 часов

Форма отчетности — зачет

Основной целью курса является анализ кризисных явлений в жизни современной цивилизации на основе христианского мировоззрения. В частности, рассматриваются вопросы экологии, мирного сосуществования, демографии. Особое внимание уделяется проблемам общества финансового капитализма. Рассмотрена роль некоммерческих организаций в обществе и возможность применения методов маркетинга и менеджмента некоммерческой организации к деятельности Русской Православной Церкви.

 

Христологические и тринитарные ереси II — VI вв. 

(V семестр, 3 часа в неделю)

Преподаватель — доктор философии, кандидат богословия Данилов Андрей Владиленович

Аудиторные занятия: 44 часов

Форма отчетности — зачет

В курсе анализируется христологические и тринитарные ереси со II до VI века. Курс актуален ввиду неполных или некачественных изданий первоисточников и отсутствием переводов на русский язык многих документов, связанных со спорами по догматическим вопросам. Особое внимание уделяется анализу документов, связанных с событиями церковного раскола после Халкидонского собора. Курс преследует цель проанализировать православную триадологию и христологию в контексте борьбы с ересями, и направлен на формирование у аспирантов навыков ведения богословского диалога с представителями дохалкидонских церквей.

 

Религиозный фундаментализм 

(V семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — доктор теологии Мартинович Владимир Александрович

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет

Настоящий спецкурс посвящен ознакомлению аспирантов с многообразием форм проявления, историей, психологией, организационным оформлением и спецификой религиозного фундаментализма. Теоретическая проработка проблемы религиозного фундаментализма сопровождается представлением основных примеров фундаментализма в христианстве (протестантизме, православии, католичестве), исламе, иудаизме, индуизме, буддизме и сикхизме. Особое внимание уделяется анализу границ феномена фундаментализма и проблем, связанных с его выявлением.

Минская духовная академия