1 КУРС МАГИСТРАТУРЫ
Дисциплины специальности
Священное Писание Ветхого и Нового Завета: Ветхий Завет
(II семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – кандидат богословия, старший преподаватель иерей Михаил Самков
Зачетные единицы: 2
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – зачет
Священное Писание Ветхого и Нового Завета – учебная дисциплина, предметом изучения которой является библейский текст в различных аспектах: филологическом, литературном, культурно-историческом, богословском.
Цель дисциплины – познакомить студентов с историей библейской критики, историей изучения Библии в новое время, а также с важнейшими современными проблемами библеистики. В соответствии с этим, дисциплина включает разделы, посвященные истории изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета, начиная с XVI века.
Первый раздел дисциплины посвящен Ветхому Завету. В нем рассматривается история ветхозаветной библейской критики.
Догматическое богословие
(I-II семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – доктор богословия протоиерей Владимир Башкиров
Зачетные единицы: 3
Аудиторные занятия: 60 часов
Форма отчетности – зачет, экзамен
Курс «Догматическое богословие» продолжает базовый курс догматического богословия и содержит, в основном, теологумены отцов Церкви и частные богословские мнения по теме: «Эсхатология отцов Церкви , разбор которых требует особого внимания».
Для изучения курса «Догматическое богословие» необходимо усвоение студентами дисциплины Священное Писание Ветхого и Нового Завета (тема: «Апокалипсис»).
Иностранный язык (английский)
(I-II семестр, 4 часа в неделю)
Преподаватель — магистр богословия, преподаватель Володин Игорь Игоревич
Зачетные единицы: 8
Аудиторные занятия: 120 часов
Форма отчетности – зачет
Магистранты 1 курса должны приобрести коммуникативные компетенции уровня Pre-Intermediate, то есть умения соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Соответственно языковой материал рассматривается как средство реализации речевого общения.
Задачи курса – обучение студентов различным видам речевой деятельности на английском языке (аудирование, чтение, говорение и письмо). Эталоном является современный литературно-разговорный язык.
Курс ставит также воспитательную цель – воспитание билингвальной личности, способной содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять свою страну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других народов.
В основе учебных материалов лежит учебник «Headway Pre-Intermediate», John and Liz Soars, Oxford University Press.
Иностранный язык (немецкий)
(I-II семестр, 4 часа в неделю)
Преподаватель – старший преподаватель Романюк Нина Михайловна
Зачетные единицы: 8
Аудиторные занятия: 120 часов
Форма отчетности – зачет
Главной целью обучения магистрантов является формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения, что осуществляется посредством взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности в рамках определенного предметно-тематического содержания, а также овладения технологиями языкового самообразования.
Основной задачей курса является развитие умений и навыков практического владения иностранным языком в степени, в степени позволяющей эффективно использовать его в ситуациях повседневного и профессионального общения.
Курс ставит также цель, которая проявляется в готовности молодых специалистов содействовать налаживанию межкультурных и научных связей, представлять свою страну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других стран и народов.
В основе учебных материалов используются следующие учебники и учебные пособия: В. Завьялова , Л. Ильина. «Практический курс немецкого языка» ; Зарецкая Е. В., Рымкевич О. Е. «Совершенствуем навыки аудирования и говорения». — Минск : Аверсэв, 2015. ; Бандаренко Е. В., Турьева С. С., Сытко А. В. «Auf dem Wege zum freien Sprechen» — Минск : МГЛУ, 2010. (Geil I, Geil II) и другие.
Методика написания научной работы
(I семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – доктор исторических наук, профессор Стренковский Сергей Петрович
Зачетные единицы: 1
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – зачет
Курс имеет своей целью формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков проведения научных исследований и написания текстов академического характера. В результате изучения данного курса магистранты должны освоить сведения о специфике научного познания и научного текста, знания о методологии и методике научного исследования, ее специфике в гуманитарном познании и новейших тенденциях в методологическом развитии современной гуманитаристики.
Дисциплины специализации: базовая часть
Философия религии
(II семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – доктор теологии, кандидат богословия протоиерей Сергий Лепин
Зачетные единицы: 2
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – зачет
Дисциплина посвящена изучению той области философских исследований, в которой осмысливается факт существования религии, ее источники и основания, ее место и роль в жизни общества, ее связь с наукой, искусством и другими формами личного опыта и коллективной практики. Дисциплина представляет собой введение в историю изучения религии как универсалии культуры в ее базисных структурах и связях и знакомит студентов с историей изучения религии с ее философско-мировоззренческой стороны.
История философии
(II семестр, 4 часа в неделю)
Преподаватель – магистр богословия Коденев Максим Алексеевич
Зачетные единицы: 3
Аудиторные занятия: 60 часов
Форма отчетности – экзамен
Дисциплина направлена на формирование у студентов навыков самостоятельного мышления на основе изучения текстов различных философских традиций. Содержание курса ориентировано на базовые программы, читаемые в вузах. Программа состоит из блоков, посвященных изучению предфилософии, философских систем Индии и Китая, древнегреческой философии, средневековой философии (в контексте которой особое внимание уделяется византийской философии), философии Нового времени и немецкой классической философии. Магистранты должны усвоить широкий интеллектуальный контекст формирования основных богословских концепций.
История и теория науки
(I семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – магистр богословия Коденев Максим Алексеевич
Зачетные единицы: 2
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – зачет
«История науки» как гуманитарная дисциплина раскрывает последовательные ступени познания человечеством окружающего мира, подвергает сравнительному анализу исторически известные, сменявшие друг друга картины мира и методологические установки рационального познания. Знакомство с различными историко-культурными контекстами формирует навыки анализа внутренней логики, взаимосвязи общего и особенного в развитии науки, способствует выработке исторического и логического компонентов рационально-теоретического мышления и его гибкости. Обобщение исторического опыта роста научного знания позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретического знания с хозяйственно-практическими потребностями людей в различные исторические периоды. Обращение к истории науки способствует пониманию и осмыслению относительности научных знаний во все времена, показывает необходимость их постоянного уточнения, углубления и совершенствования.
Социально-экономические проблемы в свете христианства
(II семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – кандидат богословия, доктор экономических наук иерей Константин Голубев
Зачетные единицы: 1,5
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – зачет
Дисциплина знакомит слушателей с библейским и патристическим социально-экономическим учением, социально-экономическими проблемами Православной Церкви, католичества и старообрядчества, специфике марксистского и либерального подходов к экономике. Особое внимание уделяется особенностям подхода Отцов Церкви к сущности материальных благ, проблемам их накопления и использования, а также анализу организации хозяйственной жизни христианина. Студенты обучаются анализировать современные проблемы с опорой на христианское понимание социально-экономических вопросов.
Миссиология
(I семестр, 4 часа в неделю)
Преподаватель – кандидат богословия иерей Сергий Тимошенков
Зачетные единицы: 2
Аудиторные занятия: 60 часов
Форма отчетности –экзамен
Дисциплина рассматривает христианское свидетельство в его исторической перспективе, и в контексте реалий современного мира. На протяжении курса изучается история появления и развития различных моделей христианской миссии, их достоинства и недостатки, исполнители и целевые аудитории, методы и формы реализации, а также их влияние на миссию Православной Церкви в современном мире. Особое внимание уделяется выработке навыков анализа и планирования форм и методов распространения христианского учения в разных социокультурных контекстах.
Сравнительное богословие
(II семестр, 4 часа в неделю)
Преподаватель – кандидат богословия протоиерей Сергей Маслов
Зачетные единицы: 3
Аудиторные занятия: 60 часов
Форма отчетности – экзамен
Предметом изучения дисциплины является история и догматические заблуждения инославных исповеданий в сравнении с учением Православной Церкви. Особое внимание уделяется разбору дохалкидонских церквей, римско-католической церкви и протестантизма (лютеранства, кальвинизма, англиканства). В рамках данного курса у студентов вырабатываются навыки исследования документов и выявления современных тенденций в области развития инославных исповеданий и межконфессионального диалога. Студенты учатся формулировать православную оценку вероучительных различий Православной Церкви и инославных исповеданий.
Апологетика
(II семестр, 4 часа в неделю)
Преподаватель – магистр философии иерей Роман Артёмов
Зачетные единицы: 3
Аудиторные занятия: 60 часов
Форма отчетности – экзамен, зачет
Предметом изучения дисциплины являются системы рационального обоснования и защиты основных истин православной веры. На первом курсе магистратуры изучаются история, методология и основные системы аргументации исторической, естественнонаучной и нравственной апологетики. Студенты обучаются распознавать новые актуальные вызовы Церкви и отвечать на них на понятном и доступном языке. Особое внимание уделяется развитию навыков привлечения в систему апологетической мысли сведений из самых разных областей знания, а также выработке умения вести в корректной и плодотворной форме дискуссию с людьми различных убеждений и взглядов.
Сектоведение
(I семестр, 2 часа в неделю, II семестр, 4 часа в неделю)
Преподаватель – доктор теологии Мартинович Владимир Александрович
Зачетные единицы: 4
Аудиторные занятия: 90 часов
Форма отчетности – экзамен
Предметом изучения дисциплины является нетрадиционная религиозность (далее – НР). Цель курса состоит в формировании у студентов комплексного, целостного представления о феномене НР. На протяжении курса изучаются: а) основные методы анализа феномена НР; б) типологии и классификации НР; в) пограничные, аморфные и неструктурированные формы НР; г) причины зарождения и массового распространения НР; д) основные закономерности развития НР; е) причины входа в конкретные секты и культы, особенности членства в них, пути выхода из них; ж) особенности харизматического лидерства в сектах и культах; з) место и роль НР в общем контексте жизни общества; и) позиция Церкви в отношении НР; к) области деструктивности НР, и т. д. Особое внимание уделяется развитию навыков самостоятельного использования полученных знаний в оценке сект, культов и иных форм и типов НР.
Расколоведение
(I семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – кандидат богословия, доцент Слесарев Александр Валерьевич
Зачетные единицы: 2
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – экзамен
Целью курса является выработка целостной системы знаний по истории современных церковных расколов и разделений в России, Беларуси и Украине, а также в русской, белорусской и украинской диаспорах.
Узловыми проблемами, проходящими через весь курс, являются каноническая и экклезиологическая оценка схизматических сообществ, анализ причин возникновения церковных расколов, закономерностей их развития и перспектив восстановления церковного единства.
Особый акцент делается на выработке навыков и умений, необходимых студенту для формирования объективного представления об угрозе церковному единству, которую представляют современные церковные расколы и разделения.
Нетрадиционный мистицизм Европы XVII-XX веков
(I семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – кандидат богословия, доктор Философии Регенсбургского университета, старший преподаватель Данилов Андрей Владимирович
Зачетные единицы: 1,5
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – зачет
Авторский цикл лекций посвящен истории формирования ведущих мистических организаций Европы XVII – XIX веков, их мировоззренческих концептов и идейных взаимосвязей: неоплатонических, гностических и герметических обществ, иудейской и христианской каббалы, алхимии, теософии, розенкрейцерства, мартинизма, системы Строгого Чина, системы Внутреннего Ордена, немецкой, английской, шведской и русской мистики, различным тайным обществам, особенно, масонству и т. д. Дается их сравнительный анализ с учением Православной Церкви.
2 КУРС МАГИСТРАТУРЫ
Дисциплины специальности
Священное Писание Ветхого и Нового Завета: Новый Завет
(IIIсеместр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – кандидат богословия, доцент иерей Святослав Рогальский
Зачетные единицы: 2
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – экзамен
Курс предполагает рассмотрение вопросов современной библеистики, знакомство студентов с методами библейской критики и критическими подходами, основными текстологическими методами к анализу книг Нового Завета.
Целью курса является формирование у студентов правильного подхода к библейской критике, свободное ориентирование в критическом материале и приобретение навыков его использования в научно-исследовательской деятельности.
История догматических движений
(IV семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – доктор богословия протоиерей Владимир Башкиров
Зачетные единицы: 2
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – зачет
Данный курс носит экспериментальный характер. История догматических движений возникла в западных университетах, где активно развивалась как в католической интерпретации, так и в протестантской. В учебных программах наших духовных заведений она отчасти присутствовала в курсах истории древней Церкви.
Цель курса состоит в том, чтобы освежить в памяти студентов магистратуры их базовые понимания по догматическому богословию, что позволяет им давать правильную и безошибочную аналитическую оценку частных богословских мнений ересиархов и уметь понимать их логик, критически разбирать их аргументацию, что чрезвычайно важно, поскольку новые псевдохристианские учения не содержат ничего нового по сравнению с древними ересями, представляя собой только их, как правило, достаточно примитивную интерпретацию.
Иностранный язык (английский)
(III-IV семестр, 4 часа в неделю)
Преподаватель — магистр богословия, преподаватель Володин Игорь Игоревич
Зачетные единицы: 8
Аудиторные занятия: 120 часов
Форма отчетности – экзамен, зачет
Задачи курса – обучение студентов различным видам речевой деятельности на английском языке (аудирование, чтение, говорение и письмо). Эталоном является современный литературно-разговорный язык.
Курс ставит также воспитательную цель – воспитание билингвальной личности, способной содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять свою страну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других народов.
Магистранты 2 курса должны приобрести коммуникативные компетенции уровня Intermediate.
В основе учебных материалов лежит учебник «Speakout Intermediate».
Иностранный язык (немецкий)
(III-IV семестр, 4 часа в неделю)
Преподаватель – старший преподаватель Романюк Нина Михайловна
Зачетные единицы: 8
Аудиторные занятия: 120 часов
Форма отчетности – экзамен, зачет
Главной целью обучения магистрантов является формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения, что осуществляется посредством взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности в рамках определенного предметно-тематического содержания, а также овладения технологиями языкового самообразования.
Основной задачей курса является развитие умений и навыков практического владения иностранным языком в степени, в степени позволяющей эффективно использовать его в ситуациях повседневного и профессионального общения.
Курс ставит также цель, которая проявляется в готовности молодых специалистов содействовать налаживанию межкультурных и научных связей, представлять свою страну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других стран и народов.
В основе учебных материалов используются следующие учебники и учебные пособия: В. Завьялова , Л. Ильина. «Практический курс немецкого языка» ; Зарецкая Е. В., Рымкевич О. Е. «Совершенствуем навыки аудирования и говорения». — Минск : Аверсэв, 2015. ; Бандаренко Е. В., Турьева С. С., Сытко А. В. «Auf dem Wege zum freien Sprechen» — Минск : МГЛУ, 2010. (Geil I, Geil II) и другие.
Дисциплины специализации: базовая часть
Философия
(IV семестр, 4 часа в неделю)
Преподаватели – кандидат богословия иерей Владислав Богомольников
Зачетные единицы: 3
Аудиторные занятия: 60 часов
Форма отчетности – экзамен
На 2 курсе в рамках курса по философии изучаются философская антропология (3 семестр) и аксиология (4 семестр). Студенты знакомятся с современными философскими учениями о человеке, о составе его природы, его месте в мире, его потребностях и интересах, а также о проблемах жизни и смерти, смысле человеческого существования, о свободе человека, природе добродетели, смысле жизни, правах и ответственности, об универсалиях в чувственном восприятии выразительных форм реальности.
Христианская антропология
(III семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – доктор теологии, кандидат богословия протоиерей Сергий Лепин
Зачетные единицы: 1
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – зачет
Междисциплинарный тематический курс лекций посвящен изучению вопросов онтологии, гносеологии и аксиологии, связанных с пониманием и толкованием проблемы человека в православной традиции.
Особое внимание в курсе уделяется выявлению и формулировке основных положений православного учения о человеке, его основных понятий и функций в контексте развития философии и науки, а также анализу философского потенциала избранных библейских фрагментов и ряда богословских идей, имеющих прямое или смежное отношение к истории развития философского знания.
Социальная работа
(IV семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – кандидат богословия иерей Сергий Тимошенков
Зачетные единицы: 1
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – зачет
Дисциплина посвящена изучению теоретических и практических вопросов, связанных со служением милосердия мирян и священнослужителей Православной Церкви. В рамках курса изучаются формы организации социальной работы в Церкви с людьми, имеющими особенности психофизического развития, с пострадавшими от злонамеренных действий (домашнего насилия, торговли людьми, физического насилия и т.д.), с зависимыми и созависимыми, с неизлечимо больными, с людьми, находящимися в терминальной стадии болезни, а также с детьми-сиротами.
Каждая тема состоит из рассмотрения проблемы как таковой (статистика, особенности психофизического состояния подопечного и т. д.), ознакомления с общими методами работы с каждой категорией людей, а также вкладом в решение проблемы как Церкви в целом, так и каждого христианина в отдельности. Особое внимание уделяется вопросам пастырского окормления врачей, медперсонала и волонтеров.
Биоэтика
(III семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – кандидат богословия иерей Сергий Тимошенков
Зачетные единицы: 1
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – экзамен
Дисциплина посвящена православному осмыслению явлений жизни современного человека, находящихся на пересечении физиологической и нравственной сфер его бытия. В курсе рассматриваются вопросы сохранения жизни (темы абортов, эвтаназии, прекращения искусственной поддержки жизни организма, смертной казни и т.д.), отношения к телу человека до и после его физической смерти (трансплантация органов, добровольное донорство, использование стволовых клеток и др.), вопросы пола (смена пола, нетрадиционная сексуальная ориентация и т. д.). Каждая тема курса изучается как в свете светской этики, так и с точки зрения православного богословия. Особое внимание уделяется примерам из практики пастырского душепопечения людей, столкнувшихся с той или иной проблемой, лежащей в сфере проблемного поля биоэтики.
Пастырская практика окормления терминальных больных
(III семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – магистр философии иерей Роман Артемов
Зачетные единицы: 2
Аудиторные занятия: 80 часов
Форма отчетности – экзамен
Религия и политика
(III семестр, 2 часа в неделю, IV семестр, 1 час в неделю)
Преподаватель – доктор теологии Мартинович Владимир Александрович
Зачетные единицы: 2
Аудиторные занятия: 46 часов
Форма отчетности – зачет, экзамен
Целью авторского курса «является ознакомление студентов с историей и современным состоянием влияния религии на внутреннюю и внешнюю политику разных стран мира. Изучаются различные модели церковно-государственных отношений, рассматриваются процессы политизации христианства, буддизма, сикхизма, иудаизма и ислама, анализируются многочисленные случаи использования религии органами государственного управления разных стран для достижения политических целей, а также возможные последствия от участия религиозных организаций в политических процессах общества. Особое место уделяется истории возникновения, развития и деятельности религиозно-политических организаций и альянсов стран Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки ХХ-XXI столетий. Анализируется отношение Православной Церкви к различным политическим вызовам и проблемам современного мира. Особое внимание уделяется анализу возможных позитивных и негативных последствий как от активного участия Церкви в политических процессах, так и от занятия ею позиции невмешательства в политические процессы современного общества.
История религий
(III семестр, 4 часа в неделю)
Преподаватель – кандидат богословия Шатравский Сергей Иосифович
Зачетные единицы: 4
Аудиторные занятия: 60 часов
Форма отчетности – экзамен
Дисциплина изучает историю возникновения, становления и развития религий древности и современности. В курсе рассматриваются изменения вероучения изучаемой религии, формируемые ей типы мышления и деятельности, религиозные практики и традиции (региональные и общие), отдельные направления (школы, общины, конфессии) внутри рассматриваемой религии, а также отношение этой религии к другим религиям. За основу построения структуры программы взят хронологический принцип. Курс состоит из двух разделов: «Религии древности» и «Религии современности». В первом рассматриваются религии, которые, оказав значительное влияние на древние цивилизации и культуры, либо не существуют, либо давно утратили свое определяющее влияние в современном мире. Во втором изучаются такие национальные и мировые религии современности как ислам, буддизм, индуизм, иудаизм и синтоизм.
Социология религии
(III семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – доктор социологических наук Безнюк Дмитрий Константинович
Зачетные единицы: 1,5
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – зачет
Дисциплина направлена на освоение опыта научного анализа социального смысла религиозных институтов и практик, в рамках которого религия трактуется как социокультурный феномен и фактор организации социальных отношений. Цель – дать базовые знания о логике и методологии социологического анализа религии в контексте научного религиоведения. Программа курса служит формированию у слушателей навыков социологического анализа религиозных явлений. На протяжении курса студенты знакомятся с историей и современным состоянием социологии религии, методологическими принципами социологического изучения религии и позициями ее дисциплинарного размежевания с теологией и философией религии, изучают структурно-функциональные и динамические характеристики религии как социального феномена, знакомятся со спецификой эмпирического социологического исследования религии.
Психология религии
(III-IV семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель –магистр педагогических наук, аспирант ОЦАД, преподаватель иерей Стефан Воропай
Зачетные единицы: 2
Аудиторные занятия: 60 часов
Форма отчетности – экзамен
Дисциплина посвящена изучению психологических и социально-психологических факторов, обуславливающих особенности религиозного сознания, его структуру и функции. В курсе раскрывается психологические характеристики основных типов личности, склонных к религиозному опыту, показываются возрастные и социально-психологические характеристики личностей и групп, воспринимающих религиозные верования, раскрываются психологические особенности верующего в отличие от патологических проявлений религиозности, дается психологическая характеристика ряда религиозных традиций. Подробно излагается сущность научного подхода к исследованию психологии религиозного опыта. Особое внимание уделяется методике исследований в области психологии религии.
История и методология религиоведения
(IV семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – кандидат богословия Шатравский Сергей Иосифович
Зачетные единицы: 1,5
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – экзамен
Дисциплина знакомит с историей возникновения науки о религии, основными этапами ее становления, методологией различных школ и направлений в религиоведении, их отличием от теологии. Особое внимание уделяется выработке следующих навыков: а) дифференциации научных подходов и методов изучения религии от псевдонаучных и предвзятых; б) анализа достоинств и недостатков тех или иных методов в изучении религии; в) использования религиоведческой методологии в собственных исследованиях; г) использования полученных знаний для оценки современной ситуации в области религиоведения.
Дисциплины специализации: дисциплины по выбору
Проблема доказуемости бытия Бога в истории философии и богословии
(IV семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – доктор теологии, кандидат богословия протоиерей Сергий Лепин
Зачетные единицы: 2
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – зачет
Курс знакомит с историей возникновения и развития доказательств бытия Бога (античность, христианское и нехристианское богословие, «естественная теология» и светская мысль), с их типологией, основными подходами к их критике и апологии, с состоянием развития темы на данном историческом этапе, а вместе с этим – и с проблемой верифицируемости в академической теологии и философии религии в целом. Предложенный для изучения материал наглядно иллюстрирует несостоятельность крайних форм рационализма и эмпиризма с одной стороны, и фидеизма и мистицизма с другой.
История политических и правовых учений
(III семестр, 2 часа в неделю)
Преподаватель – кандидат богословия иерей Игорь Васько
Зачетные единицы: 2
Аудиторные занятия: 30 часов
Форма отчетности – зачет
Дисциплина посвящена формированию у студентов системного представления о развитии мировой политико-правовой мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера. Особое внимание уделяется обобщению опыта известных мыслителей, юристов, философов, политических деятелей в разрешении проблемных вопросов, связанных с исследованием происхождения, природы и сущности государства и права, устройства государства, законности и справедливости права, принципов взаимоотношений личности и государства, методах политической деятельности.
История философии
(IV семестр, 1 час в неделю)
Преподаватель – магистр теологии Коденев Максим Алексеевич
Зачетные единицы: 2
Аудиторные занятия: 14 часов
Форма отчетности – зачет
Дисциплина призвана ввести слушателей в контекст современных философских дискуссий на Западе с целью формирования навыков адекватной богословской реакции на вызовы секулярного мышления. Особое внимание в курсе уделяется феноменологии, экзистенциальной философии, философской герменевтике, позитивистским концепциям и различным версиям аналитической философии. Даются общие представления о прагматической философии, структурализме и разных версиях постмодернистской философии