+375 17 226-02-71

Протоиерей Сергий Гордун: что делать, чтобы креститься?

С какими проблемами при совершении таинства Крещения встречаются священник и приходящие к нему люди? Что нужно сделать, чтобы правильно подготовиться к этому таинству? Кем должны быть крестные родители? Какое имя дать ребенку при Крещении? На эти и другие вопросы отвечает священник Минского Свято-Духова Кафедрального собора, доцент Минской Духовной Академии протоиерей Сергий Гордун.

Сегодня самой большой проблемой в отношении Крещения является то, что очень трудно организовать подготовку к Крещению крестных родителей. Бывает, что на приходе организованы беседы для них или для родителей ребенка, но часто эти беседы крестные не посещают. Если священник в таком случае отказывается крестить ребенка, то родители с крестными едут в другой храм и там совершают таинство. Конечно, нередко есть и объективные причины: например, крестные проживают в другом месте и не имеют возможности посещать подготовительных бесед. Тем не менее, если бы у народа было сознание, что нужно готовиться, чтобы стать восприемником настолько, насколько есть осознание, что надо крестить ребенка, то в таком случае мы бы многого достигли.

Немного проще складывается ситуация при Крещении уже взрослых людей. В настоящее время человек нередко приходит уже начитанный, загоревшийся любовью ко Христу, и в данном случае можно просто проверить его мировоззрение, нет ли в нем неправославных мыслей, и, проведя несколько бесед, можно со спокойной совестью крестить. Если же человек ничего не знает о христианстве, то, естественно, нужно установить определенные требования, показать, что нужно знать, и обязательно в числе этих требований должно быть предварительное посещение богослужения и знакомство с ним. Потому что одна из причин того, что у нас многие люди не посещают богослужения, заключается в том, что они с первого раза ничего не понимают и у них не хватает терпения и настойчивости, чтобы ходить в храм с целью постепенно разобраться в структуре и смысле богослужения. Если же провести ряд бесед с этими взрослыми некрещеными людьми по разъяснению богослужения, то человек уже с познавательной целью посещал бы богослужения, у него появился бы интерес после Крещения глубже и сознательнее вникнуть в церковное богослужение и находиться в храме уже в качестве его сознательного участника.

Желающему креститься, чтобы хоть как-то соприкоснуться с самым главным в христианстве, в первую очередь надо познакомиться с Евангелием, даже если оно сразу будет непонятно. Чтение Евангелия способно оказать очень благодатное влияние на человека. Хорошими пособиями для дальнейшей подготовки могут послужить два хороших учебника Закона Божиего: протоиерея Серафима Слободского и парижское пятитомное издание. А дальше уже можно читать другие книги.

При выборе имени следует помнить, что наша церковная традиция крестить с именами, которые есть в святцах,—очень благочестивая, но это не догмат. И поэтому мы могли бы покрестить человека с абсолютно любым именем. Но эта традиция себя оправдывает с духовной точки зрения: во-первых, в связи с тем, что у человека есть небесный покровитель, возникает желание молиться ему, познакомиться с его житием, брать с него пример. Поэтому при Крещении лучше брать имя из святцев, пусть и отличное от того, которое носит человек. Это будет не совсем даже перемена имени. Примерно так же поступали наши предки: княгиня Ольга была крещена Еленой, а князь Владимир—Василием. Их языческие имена не были забыты, а, наоборот,—освятились. При этом нужно учесть тот момент, что некоторые современные формы западно-европейских имен имеют традиционные церковные формы, например, Жанна—Иоанна, Анжелика—Ангелина, Джон—Иоанн и т.д. Кроме того, в Поместных Православных Церквях есть святые угодники Божии, имена которых не внесены в наши святцы. Бывает так, что человек точно знает, что был крещен, но не помнит, с каким именем, и, собираясь приступать к святому таинству Евхаристии, стоит перед выбором: какое имя следует называть перед Святой Чашей? В таком случае, если имя, которое носит человек, есть в святцах, то можно подходить к Исповеди и Причащению с этим именем.

Когда крестятся люди разных возрастов, а купель маленькая, то немногих, практически только младенцев, удается крестить погружением. Для других приходится довольствоваться только обливательным Крещением. Есть лишь немного приходов, где эта проблема решена, где есть либо отдельные крестильни, либо крестильные отделения в храме. Там каждого человека в любом возрасте можно крестить правильным православным чином. Хотя обливательная форма допустима, и она считалась возможной в ранней Церкви, но, тем не менее, погружение—правильная форма, которая соответствует смыслу всего таинства—нашей причастности через это погружение смерти Христа и Его Воскресению. И каждому следует стремиться к тому, чтобы это Таинство было совершено правильно.

Протоиерей Сергий Гордун,
профессор МинДА,
кандидат богословия.

Минская духовная академия