Церковная история

В ноябре 1996 года указом митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в Минскую духовную академию была зачислена первая группа студентов. С этого момента молодая богословская школа начала свои первые шаги, организовывался образовательный процесс, формировался профессорско-педагогический состав, появлялись первые ростки академической науки, строились планы о будущем переезде в столицу Республики Беларусь.
    Доклад проректора по научной работе Минских духовных академии доцента А.В. Слесарева на торжественном акте, посвященном 20-летию возрождения Минской духовной академии. Минск, 1 ноября 2016 г.
  Доклад проректора по научной работе Минской духовной академии доцента А.В. Слесарева на монашеской секции Регионального этапа XXV Рождественских образовательных чтений «1917–2017. Монастыри и монашество: уроки столетия». Минск : Свято-Елисаветинский женский монастырь. 10 ноября 2016 г.
Автореферат диссертации архимандрита Сергия Владимировича Брича на соискание ученой степени кандидата богословия
Прошедший 2015 год ознаменовался для Беларуси, Украины и России празднованием 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси. К этому событию была приурочена целая череда мероприятий. Одним из них стала книга-альбом «Святой равноапостольный князь Владимир», подготовленная В.Лиходедовым и В.Пефтиевым.
Теплова, В.А. Трансформации церковно-приходской жизни православного населения Полоцкой епархии (1839–1917) / В.А. Теплова // Труды Минской духовной академии. – 2015. – № 12. – С. 161–172.
История приведения в порядок и научного оформления архива Александро-Невской Лавры начинается с конца XIX столетия. До этого лаврский архив, как это часто случалось во многих русских обителях, пребывал со стороны монастырского начальства в пренебрежении и заброшенности. Не имея ни приличного помещения для хранения, ни надлежащего ухода он находился в самом плачевном состоянии, так что некоторые дела его наполовину истлели от сырости.
Романчук А., протоиерей. «Записки Иосифа, митрополита Литовского» как источник для исследования возвращения белорусских униатов к православию / протоиерей Александр Романчук // Труды Минской духовной академии. – 2015. – № 12. – С. 117–133.
Гронский А.Д. Попытка конструирования белорусской национальной героики в начале ХХ в. К вопросу становления белорусского национализма // Современные политические процессы на Украине. Под редакцией И.П. Добаева, Э.А. Попова. Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ. 2009. С. 48-57.
Щеглов Г. Э. К истории описания и публикации документов архива западнорусских униатских митрополитов // Вестник ПСТБУ. – 2004. – № 3. – С. 206–221. 
Священник Дементий Сурмилло (1864-1937). Жизнеописание // Труды Комиссии по канонизации в Белорусской Православной Церкви (2010-2014). Вып. 2. – Жировичи : Издательство Минской духовной семинарии, 2014. – С. 34-37.
Обнаружив на сайте с претенциозным названием «Историческая правда» публикацию некоего А. Тисецкого «Дело о повешении попа Конопасевича», вынужден сделать некоторые комментарии, во-первых, чтобы защитить доброе имя священника Даниила Конопасевича, а, во-вторых, свое собственное – как исследователя.
Кампания по изъятию церковных ценностей на территории Гомельского уезда (апрель-август 1937 г.) // Труды Минской духовной академии. — 2011. — № 9. — С. 126-139.
Священник Климент Шамко (1889-1937): к истории общей трагедии польского и белорусского народов в ХХ столетии // Минские епархиальные ведомости. — 2013. — № 2 (105). — С. 75-77.
Доклад и.о. проректора по научно-богословской работе Минских духовных академии и семинарии доцента А.В. Слесарва, члена Комиссии по канонизации святых БПЦ, на Международной конференции «Подвиг новомучеников и исповедников Российских в современной исторической литературе», проходившей в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений «Традиционные ценности и современный мир». Москва: Издательский Совет РПЦ, Институт российской истории РАН, 25-26 января 2013 г.
Анафемы, провозглашенные представителями Рима и Константинополя в 1054 году, уже почти тысячу лет являются символом разделения между Православной и Римско-Католической Церквами. Именно анафемы послужили тому, что 1054 год стал считаться готом окончательного разделения между православными и католиками. В середине ХХ века представители Рима и Константинополя попытались переосмыслить события середины ХI века. Так в ходе «Диалога любви» и подготовки «Диалога-истины» состоялось взаимное снятие Римом и Константинополем анафем.
«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем…. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открывалась в смертной плоти нашей…» (І Кор. 4, 8-11).
Восстановить забытые имена, вернуть работы историков современному исследователю, понять вклад православных историков XIX — начала XX в. в развитие исторической науки — задача современных историков Церкви. Можно только гордиться тем, что в стенах нашей духовной школы идет плодотворное изучение исторического наследия, оставленного этими замечательными историками.
Митрополит Иосиф, как главный инициатор и совершитель воссоединения униатов с православными, несет полную религиозную и моральную ответственность за исчезновение просуществовавшей на территории Беларуси 243 г. союзной Риму полуторамиллионной церковной общины. Никто из православных исследователей его жизни и деятельности не сомневался в нравственной чистоплотности личности и бескорыстии действий владыки.
Горе мне, бедной! Горе мне, несчастной! Ах, со всех сторон ограбленной, горе мне,выставленной на всеобщее поругание, содрав с меня одежды, горе мне, обремененной невыносимой тяжестью. М. Смотрицкий. Фринос, или плач Восточной церкви
«…Несмотря на все, говорю: слава Тебе, Господи, что я еще живу с людьми, которые еще не потеряли веру в Тебя…». Фрагменты летописных записей священника Павла Сильвестровича Ващенко (1917-1925 гг.) (Подготовка текста, вступительная статья и комментарии А.В. Слесарев) // Минские Епархиальные Ведомости. — 2010. — № 3(94). — С. 97-100.
Совещание глав и представителей прошло в Москве 8-19 июля 1948 г. было приурочено к празднованию 500-летия автокефалии Русской Православно Церкви. Совещанию предшествовала кропотливая подготовка, осуществлявшаяся Патриархией и Советом по делам РПЦ. Богословские определения Совещания актуальны в ходе современной полемики об отношении православных церквей к экуменическому движению и к инославию в целом. 
Имя митрополита Литовского и Виленского Иосифа Семашко неразрывно связано с делом воссоединения белорусско-литовских униатов с Православной Церковью. От Бога он имел выдающиеся дарования, и промыслительные обстоятельства дали ему их проявить. Владыка Иосиф был прекрасным организатором церковной жизни и всего себя посвятил служению духовному благу своего народа.  
Статистика 1916 года с внешней стороны позволяет составить общее представление о Минской епархии накануне судьбоносного 1917 года. Что скрывалось за этой статистикой? Какие проблемы волновали тогда духовенство и мирян? Каковы были основные факторы, предопределившие течение церковной жизни в пределах Минской епархии в то очень сложное время? 
В наступившем 2009 году исполняется 420 лет учреждения Патриаршества в Русской Церкви. В текущее время междупатриаршества и ожидания Поместного Собора полезно и интересно обозреть историю русского Патриаршества и вспомнить личности каждого из почивших патриархов.
В наступившем 2009 году исполняется 420 лет учреждения Патриаршества в Русской Церкви. В текущее время междупатриаршества и ожидания Поместного Собора полезно и интересно обозреть историю русского Патриаршества и вспомнить личности каждого из почивших патриархов.
Можно выделить три причины гонения на Русскую Церковь: идеологическую, политическую и экономическую. Однако это деление отличается некоторой условностью. Так, например, экономическую причину следует рассматривать вместе с идеологической, поскольку лишая Церковь ее имущества, большевики рассчитывали на то, что подобное изменение экономических условий жизни Церкви приведет к ее постепенной самоликвидации.
Император Юлиан, которому святитель Григорий Назианзин посвятил два слова, хотел создать языческую церковь по образцу Церкви христианской. Но он остался непонятым и осмеянным даже самими язычниками. История удивительно точно закрепила за ним имя Отступника, потому что он был скорее не язычником, а христианином, отрекшимся от Христа.
Продолжая анализировать «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» (СПб., 1906) по вопросам жизни Духовных Семинарий, коснемся мнений епископов о самих семинаристах и об их месте и воспитании в Духовной Школе.
Создавая иллюзию торжества и полной победы христианства, Евсевий Кесарийский в своих сочинениях подменял подлинную, религиозную христианскую эсхатологию политической эсхатологией, политизированным хилиазмом. И неудивительно, что с четвертого века начинается бурный рост монашества. Христиане начали бежать из этого «мессианского царства» в пустыню, надеясь там в полноте осуществить евангельский идеал.
Статья посвящена обстановке, в которой жили верующие в Белоруссии после войны 1941-1945 гг. Знание этого дает возможность понять, как гонения и преследования могут закаливать дух верующих вплоть до готовности стоять за свою веру до конца. 
Для того, чтобы выяснить мнение епископата по различным вопросам церковной жизни, Святейший Синод 27 июля 1905 года разослал всем епархиальным архиереям Русской Православной Церкви опросные листы. Вопрос о Духовных Школах был одним из наиболее острых. Ответ Преосвященных были опубликованы в церковной печати и отдельным изданием «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе». 
Указом императора Николая I в 1839 году вместо Комиссии духовных училищ было учреждено Духовно-учебное управление. Высшее руководство системой духовного образования было вверено обер-прокурору. Это вылилось в фактически безграничное его господство над духовными школами, продолжавшееся, с перерывом в 1867-1884 годах, до конца синодального периода.
Основополагающим документом для возникновения системы пастырских училищ в России стал «Духовный Регламент» (1720), автором которого явился архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. «Духовный Регламент» предписывал каждому епархиальному архиерею создать в своей епархии школу для обучения кандидатов священства.
Первые школы в Киевской Руси появляются со времени ее крещения заботой святого князя Владимира. Несомненно, что эти школы не были специальными богословско-пастырскими учебными заведениями, а, скорее начальными общеобразовательными. Тем не менее, что одной из главнейших задач этих первых училищ была и подготовка образованных священнослужителей.
Русская Православная Церковь в описываемый период принимала активное участие во внешнеполитической деятельности СССР. Активные контакты осуществлялись с Поместным Православными Церквами, с инославными конфессиями и с экуменическим движением. Поэтому и контакты с экуменическим движением подвергались Советом и вышестоящими государственными органами тщательному анализу на предмет пользы для советской внешней политики.
С самого начала и до ее последних дней, советская власть была вынуждена оказывать различные формы внешнего давления и преследования по отношению к религиозным организациям, стремясь к их полному уничтожению. Именно экономическое и административное давление на Церковь, а не антирелигиозная пропаганда стали доминантой советской религиозной политики.
В ноябре 1945 г. в стенах Свято-Успенского Жировичского монастыря начались занятия на богословско-пастырских курсах при Минско-Белорусской епархии Московского Патриархата. В сентябре 1947 г. пастырские курсы в Жировичах были преобразованы в семинарию с четырехлетним курсом обучения. Так свершилось то, что сегодня мы чтим как первое возрождение Минской Духовной Семинарии.
В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге хранится фонд № 823 «Канцелярия митрополита греко-униатских церквей в России», в дореволюционной историографии более известный как «Архив западнорусских униатских митрополитов». Фонд содержит в себе разнообразнейшие документы по гражданской и церковной истории Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Белоруссии, Польши, Литвы, Украины с 1407 по 1871 г.