Литургические источники молитвы из Мученичества святого Поликарпа Смирнского
Св.Поликарп становится жертвой во образ жертвы Христа, превращая свою смерть в Литургию, обретая единение со Христом через мученичество. В этой связи вполне органичным представляется тот факт, что молитва св.Поликарпа была создана в русле древней христианской литургической традиции, получив свое внешнее оформление от литургических формул, звучавших в евхаристических собраниях первых веков христианства.
***
Мученичество св.Поликарпа в ряду ранних христианских агиографических памятников занимает особое место, поскольку является самым древним описанием страданий за Христа определенной исторической личности. Считается, что текст Мученичества, сохранившегося в форме послания Смирнской церкви к Филомелийской церкви, был составлен спустя один или два года после кончины св.Поликарпа1. Сама же его кончина датируется либо 166/72, либо 155/6 годом3. Кульминационным моментом в описании страданий св.Поликарпа является молитва, произнесенная страдальцем непосредственно перед его убиением. Текст этой молитвы, напитанный библейскими выражениями, удивительным образом перекликается с текстами древнейших христианских анафор. Бесспорно, что эта соотнесенность не случайна. Все Мученичество св.Поликарпа наполнено идеей подражания Христу, подражания Его жертвенной смерти, которая вспоминается и в молитвах анафоры, и которая таинственно повторяется в христианской Евхаристии. Евхаристия есть Жертва. И мученичество, по словам Г.Флоровского, также предстает «как жертва, как соучастие в жертве Христовой, в Его чаше»4. Являясь стержнем всего рассказа, идея мученичества как жертвы фокусируется в молитве св.Поликарпа. Мученик, по словам послания, произносил эту молитву «со сложенными за спиной руками и связанный, подобно овну, отобранному из великого стада, уготованному в жертву, во всесожжение приятное Богу»5. Таким образом, в тексте Мученичества св.Поликарп напрямую уподобляется жертвенному овну, отобранному из стада. А в конце послания говорится о прославлении Господа, Который выбирает избранников среди рабов своих. В этой связи не могут не вспомниться слова Авраама, собиравшегося принести в жертву Исаака: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения» (Быт.22,8). Церковная экзегетическая традиция рассматривает жертву Авраама как прообраз жертвы Христа. Сам же текст молитвы св.Поликарпа напрямую связывает страдания и смерть мученика с крестной смертью Иисуса Христа. Через мученичество св.Поликарп приобщается к чаше Спасителя. Мученичество становится Литургией.
Наиболее выразительно соответствие молитвы св.Поликарпа древним анафорам трапезного типа предстает при сравнении ее с евхаристическими молитвами из «Дидахи» и из седьмой книги «Апостольских Постановлений». Примечательно, что это соответствие проявляется и во внешней структуре, и в содержании, и даже в самих выражениях. Сопоставление же молитвы св.Поликарпа с молитвами из указанных памятников кажется наиболее удачным ввиду их хронологической близости. «Дидахи» — памятник начала первого столетия, то есть чуть более ранний, чем Мученичество, а седьмая книга «Апостольских Постановлений» датируется третьим столетием, то есть отстоит от Мученичества на несколько десятилетий. В этой связи молитва св.Поликарпа может рассматриваться как звено в цепи литургического предания Церкви. Ниже приводим все три текста: молитву св.Поликарпа, евхаристические молитвы из «Дидахи» и из «Апостольских Постановлений» (текст евхаристических молитв дается в сокращении).
«Господи Боже Вседержителю, Отче возлюбленного и благословенного Отрока Твоего Иисуса Христа, через Которого мы получили познание о Тебе. Боже Ангелов и Сил и всякого создания, и всякого рода праведных, живущих перед лицом Твоим. Благословляю Тебя, что Ты удостоил меня в день сей и час стать причастником числу мучеников Твоих и чаше Христа Твоего для воскресения в жизнь вечную души и тела в нетлении Святого Духа. Да буду принят я в (числе) их днесь перед лицом Твоим в Жертву тучную и благоприятную, как Сам Ты, неложный и истинный Боже, предуготовал, провозвестил и совершил. За сие и за все Тебя хвалю, Тебя благословляю, Тебя славлю через вечного и пренебесного Первосвященника Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Отрока, через Которого слава Тебе — с Ним и со Святым Духом — и ныне и в будущие веки. Аминь»6.
«Благодарим Тебя, Отче Святый, о святом имени Твоем, которое Ты вселил в сердца наши. И о знании и вере и бессмертии, которое Ты явил нам через Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. Ты, Владыка Вседержитель, создал все имени Твоего ради, пищу и питие дал человекам в наслаждение, чтобы благодарили Тебя. Нам же Ты даровал Духовную пищу и питие и жизнь вечную через Отрока Твоего. Прежде всего (в коптском тексте — «за все») благодарим Тебя, ибо Ты силен. Тебе слава во веки…»7.
«Благодарим Тебя, Бог и Отец Иисуса, Спасителя нашего, за вселение в нас святого имени Твоего и за знание, веру любовь и бессмертие, которое даровал Ты нам через Иисуса, Отрока Твоего. Ты, Владыка Вседержитель, Боже всего, через Него создавший мир и все, что в мире, насадивший закон в душах наших и уготовивший людям все благопотребное к их пользованию, Боже святых и непорочных отцов наших — Авраама, Исаака и Иакова, верных рабов Твоих, Боже сильный, верный, истинный и неложный в обетованиях…»8.
Все три молитвы обращены к Богу, Отцу Иисуса Христа. При этом Бог Отец именуется Вседержителем, Иисус же называется Отроком Божиим. Выражение «Отрок Божий» характерно для ранней христианской письменности и является отражением иудео-христианской традиции. В более поздних литургических памятниках оно заменяется выражением «Сын Божий», которое больше соответствует греческому стилю мышления9. Во всех трех молитвах говорится о знании (в молитве св.Поликарпа — о познании), полученном через Иисуса Христа, а в евхаристических молитвах за это приносится и благодарение. В молитве св.Поликарпа говорится о Боге как о Боге Ангелов и Сил и всякого создания, в «Дидахи» — о Боге, создавшем все, в «Апостольских Постановлениях» — о Боге, создавшем через Иисуса Христа мир и все, что в мире. Вообще, обращение к Богу как к Творцу — это неизменная тема анафор. Как и в молитве из «Апостольских Постановлений», в молитве св.Поликарпа Бог исповедуется неложным и истинным, поскольку Он остается верен своим обетованиям. В «Дидахи» этих эпитетов нет, но Бог благодарится за то, что Он силен. В «Апостольских Постановлениях» же Бог именуется сильным, верным, истинным, неложным.
Сверх всего этого, св.Поликарп проводит прямую параллель между Жертвой Христа и принесением его, св.Поликарпа, в жертву. Он благодарит Бога за то, что Бог удостоил его быть причастным числу мучеников и чаше Христа для воскресения в жизнь вечную.
В окончании молитвы св.Поликарп произносит формулу: «За сие и за все Тебя хвалю, Тебя благословляю, Тебя славлю». В несколько видоизмененном виде она вошла в Литургии свв.Василия Великого и Иоанна Златоуста: «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе покланятися… О сих всех благодарю Тя»10. Эта формула употребляется после перечисления божественных благодеяний и близка иудейским благодарственным молитвам11. Для примера приведем фрагмент трапезной иудейской молитвы «Биркат Хаарец»: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, за то, что дал в наследие отцам нашим землю прекрасную… за то, что вывел нас… из земли египетской и искупил из дома рабства… что жалуешь нам жизнь… За все это, Адонаи, Боже наш, мы благодарим и благословим Тебя»12. Подобной формулы нет в седьмой книге «Апостольских Постановлений», но она есть в более поздней восьмой книге этого памятника, где после длительного перечисления благодеяний Божиих, явленных в Ветхом Завете от творения мира и человека и до завоевания обетованной земли, говорится: «За все Тебе слава, Владыка Вседержитель»13. Вполне вероятно, что подобная формула была и в «Дидахи». Во всяком случае, словам греческого текста — «прежде всего благодарим Тебя» — в коптском тексте «Дидахи» соответствуют слова «за все благодарим Тебя». И этот второй вариант прочтения с точки зрения смыслового содержания кажется более приемлемым14.
После окончания молитвы костер с мучеником подожгли и пламя, приняв вид свода, оградило «вокруг тело мученика, и оно, находясь посередине, было не как тело сожигаемое, но как испекаемый хлеб»15. В контексте молитвы и это сообщение можно рассматривать как очередное сравнение мученической кончины св.Поликарпа с евхаристической жертвой16.
Св.Поликарп стоял перед выбором: остаться в живых через отречение от Христа или жить без Христа. Для св.Поликарпа жизнь была не мыслима вне единства с Богом: где Христос, там и жизнь. Христиане обретают вечную жизнь во Христе, через Христа, они приобщаются к вечной жизни, соприкасаясь с ней посредством Литургии. Но эту вечную жизнь можно приобрести и через мученическую смерть за Христа. В древней Церкви мученичеству придавалось столь большое значение, что было сформировано представление о крещении кровью, о том, что мученическая кончина способна не только заменить Крещение, но и сразу даровать небесное блаженство со Христом. Св.Поликарп становится жертвой во образ жертвы Христа, превращая свою смерть в Литургию, обретая единение со Христом через мученичество. В этой связи вполне органичным представляется тот факт, что молитва св.Поликарпа была создана в русле древней христианской литургической традиции, получив свое внешнее оформление от литургических формул, звучавших в евхаристических собраниях первых веков христианства.
Примечания:
1. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. М.,1998. С.121.
2. Лебедев А.П. Новейшая литература о мученической кончине св.Поликарпа Смирнского// Эпоха гонений на христиан. М.,1994. С.363.
3. Предисловие к мученичеству св.Поликарпа // Писания мужей апостольских. Рига,1994. С.370.
4. Флоровский Г.,прот. Отцы первых веков. Кировоград,1993. С.11.
5. Мученичество Поликарпа 14,1// Писания мужей апостольских, с.386.
6. Ignace dґAnthioche, Policarpe de Smyrne. Lettres, Martyre de Policarpe. Paris,1969. (SC 10). Р.226-228. Русский перевод в кн.: Писания мужей апостольских. Рига,1994.
7. Греч. текст и русский перевод см.: Учение двенадцати апостолов // Символ, № 29, сентябрь 1993, с.282.
8. Апостольские Постановления УП,26,2-3// Les constitutions apostoliques. T.3. Paris,1987. (SC 336). Р.54-56.
9. Сидоров А. Комментарии к «Учению двенадцати апостолов»// Символ, № 29, сентябрь 1993, с.297.
10. Божественная Литургия Иоанна Златоустаго // Служебник. М.,1991. С.139.
11. Георгий (Вагнер),архиеп. Происхождение Литургии Иоанна Златоуста. Париж,1995. С.111.
12. Арранц М. Историческое развитие Божественной Литургии. Л.,1978. С.22-23.
13. Апостольские Постановления УШ,12,27// SC 336. Р.192.
14. Сидоров А. Цит.соч. С.298.
15. Мученичество Поликарпа, 15,2// Писания мужей апостольских, с.387.
16. Писания мужей апостольских, с.228 (см. примечание 1).