Skip to content

Учебные дисциплины кафедры библеистики и богословия

1 курс магистратуры

 

Дисциплины специальности

 

Священное Писание Ветхого и Нового Завета: Ветхий Завет

(II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия, старший преподаватель иерей Виктор Кулага

Зачетные единицы: 2

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности – зачет.

Священное Писание Ветхого и Нового Завета – учебная дисциплина, предметом изучения которой является библейский текст в различных аспектах: филологическом, литературном, культурно-историческом, богословском.

Цель дисциплины – познакомить студентов с историей библейской критики, историей изучения Библии в новое время, а также с важнейшими современными проблемами библеистики. В соответствии с этим, дисциплина включает разделы, посвященные истории изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета, начиная с XVI века.

Первый раздел дисциплины посвящен Ветхому Завету. В нем рассматривается история ветхозаветной библейской критики.

 

Методика написания научной работы

(I семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – доктор исторических наук, профессор Стренковский Сергей Петрович

Зачетные единицы: 1

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности – зачет.

Курс имеет своей целью формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков проведения научных исследований и написания текстов академического характера. В результате изучения данного курса магистранты должны освоить сведения о специфике научного познания и научного текста, знания о методологии и методике научного исследования, ее специфике в гуманитарном познании и новейших тенденциях в методологическом развитии современной гуманитаристики.

 

Догматическое богословие

(I семестр, 2 часа в неделю; II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – доктор богословия протоиерей Владимир Башкиров

Зачетные единицы: 3

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности – зачет, экзамен.

Курс «Догматическое богословие» продолжает базовый курс догматического богословия и содержит, в основном, теологумены отцов Церкви и частные богословские мнения по теме: «Эсхатология отцов Церкви , разбор которых требует особого внимания».

Для изучения курса «Догматическое богословие» необходимо усвоение студентами дисциплины Священное Писание Ветхого и Нового Завета (тема: «Апокалипсис»).

 

Иностранный язык (английский)

(I-II семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – магистр богословия, преподаватель Володин Игорь Игоревич

Зачетные единицы: 8

Аудиторные занятия: 120 часов

Форма отчетности – зачет.

Магистранты 1 курса должны приобрести коммуникативные компетенции уровня Pre-Intermediate, то есть умения соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Соответственно языковой материал рассматривается как средство реализации речевого общения.

Задачи курса – обучение студентов различным видам речевой деятельности на английском языке (аудирование, чтение, говорение и письмо). Эталоном является современный литературно-разговорный язык.

Курс ставит также воспитательную цель – воспитание билингвальной личности, способной содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять свою страну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других народов.

В основе учебных материалов лежит учебник «Headway Pre-Intermediate», John and Liz Soars, Oxford University Press.

 

Иностранный язык (немецкий)

(I-II семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – преподаватель Корниенко Елена Викентьевна

Зачетные единицы: 8

Аудиторные занятия: 120 часов

Форма отчетности – зачет.

Главной целью обучения магистрантов является формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения, что осуществляется посредством взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности в рамках определенного предметно-тематического содержания, а также овладения технологиями языкового самообразования.

Основной задачей курса является развитие умений и навыков практического владения иностранным языком в степени, в степени позволяющей эффективно использовать его в ситуациях повседневного и профессионального общения.

Курс ставит также цель, которая проявляется в готовности молодых специалистов содействовать налаживанию межкультурных и научных связей, представлять свою страну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других стран и народов.

В основе учебных материалов используются следующие учебники и учебные пособия: В. Завьялова , Л. Ильина. «Практический курс немецкого языка» ; Зарецкая Е. В., Рымкевич О. Е. «Совершенствуем навыки аудирования и говорения». — Минск : Аверсэв, 2015. ; Бандаренко Е. В., Турьева С. С., Сытко А. В. «Auf dem Wege zum freien Sprechen» — Минск : МГЛУ, 2010. (Geil I, Geil II) и другие.

 

Дисциплины специализации: базовая часть

 

Древнееврейский язык

(I-II семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель — магистр богословия, иерей Владимир Грицевич

Зачетные единицы: 6

Аудиторные занятия: 120 часов

Форма отчетности – экзамен.

Значительная часть Ветхого Завета (первого раздела христианской Библии) написана на древнееврейском языке. Этот же язык, называемый также библейским ивритом, представлен и немногими эпиграфическими памятниками.

Цель дисциплины – научить студентов чтению и грамматическому разбору текстов Священного Писания Ветхого Завета через освоение нормативной грамматики и лексического минимума.

Книги Ветхого Завета признаются священными, богодухновенными книгами в двух мировых религиях – иудаизме и христианстве, и являются важнейшим богословским источником. Усвоение основ древнееврейского языка как языка священных ветхозаветных книг является необходимой составляющей изучения и самих этих книг, и сложившихся на протяжении многих столетий традиций их толкования, и целого ряда богословских дисциплин.

На 1 курсе изучается грамматика и синтаксис древнееврейского языка.

 

Древнегреческий язык

(I-II семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат филологических наук, доцент Кириченко Арина Владимировна

Зачетные единицы: 6

Аудиторные занятия: 120 часов

Форма отчетности – экзамен, зачет.

Изучение древнегреческого языка в системе образовательной программы по специальности «богословие» преследует и специфические профессиональные, и общеобразовательные цели.

Прежде всего, данная дисциплина составляет неотъемлемую часть профессиональной компетенции специалиста-богослова, так как древнегреческий язык является одним из сакральных языков христианства. Именно на древнегреческом языке были созданы тексты Нового Завета, творения отцов Церкви, а также значительная богословская и философская литература. Знание языка оригинала представляет собой необходимый инструментарий богословского исследования, поскольку открывает доступ к изучению текстов-первоисточников и тем самым повышает эвристическую ценность полученных результатов.

На 1 курсе изучается грамматика и синтаксис древнегреческого языка.

 

Библейская исагогика

(II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – лицензиат канонического права, преподаватель иерей Дмитрий Каврига; кандидат богословия, старший преподаватель иерей Виктор Кулага

Зачетные единицы: 2

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности – экзамен.

Курс «Библейская исагогика» состоит из двух частей: «Библейская исагогика: Ветхий Завет» и «Библейская исагогика: Новый Завет». В этом курсе студентов знакомят с историей происхождения и передачей книг Ветхого и Нового Завета, историей, а также принципами и критериями отбора и канонизации священных книг. Рассматривается язык, структура, традиция богословского толкования текстов Нового Завета.

Предметом учебной дисциплины «Библейская исагогика» является авторство и время создания библейского текста в различных аспектах: филологическом, литературном, культурно-историческом, богословском.

 

История библейских стран

(I семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат исторических наук, доцент Торканевский Андрей Анатольевич

Зачетные единицы: 2

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности – экзамен.

В ходе изучения истории библейских стран магистранты знакомятся с зарождением, становлением и упадком цивилизаций Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима, их общих черт и различий, исторических реалий Библии, условий, в которых распространялось христианство.

Важнейшей задачей курса является изучение государственно-политической, социально-экономической и культурной жизни древних библейских цивилизаций в связи с событиями, отраженными в книгах Библии, а также того влияния, которое данные цивилизации оказали на содержание библейского текста.

 

Библейская археология

(I-II семестр, 2-3 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат исторических наук, преподаватель Афанасенко Ю.Ю.

Зачетные единицы: 4

Аудиторные занятия: 76 часов

Форма отчетности – экзамен.

В ходе преподавания библейской археологии магистранты изучают исторический и культурный контекст Библии, древние памятники стран библейского региона (Средиземноморья, Малой Азии, Египта, Месопотамии, Ирана), помогающие правильному пониманию Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Цель дисциплины – познакомить студентов с важнейшими историческими и археологическими открытиями, сделанными в библейских странах (на Ближнем Востоке и в Средиземноморье), значимыми для изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Дисциплина включает три раздела: Библия и народы древнего мира; археология Ветхого Завета, археология Нового Завета.

 

Библейская география

(II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – магистр богословия, преподаватель иерей Александр Бойко

Зачетные единицы: 1

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности – зачет.

Дисциплина библейская география знакомит студентов с географическим контекстом событий библейской истории, а также географическими представлениями библейских авторов.

Цель дисциплины – изучение особенностей физической и исторической географии Палестины и стран библейского региона, а также особенностей упоминания географических реалий на страницах Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

 

Библейская хронология

(II семестр, 1 час в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия, старший преподаватель иерей Михаил Самков

Зачетные единицы: 1

Аудиторные занятия: 14 часов

Форма отчетности – зачет.

Библейская хронология – учебная дисциплина, которая занимается изучением древних ближневосточных систем летоисчисления и помогает установить даты и последовательность библейских событий, а также время создания библейских источников.

Цель дисциплины – познакомить магистрантов с основными проблемами ветхозаветной и новозаветной хронологии.

Курс состоит из трех разделов. В первом изучаются общие теоретические предпосылки хронологии как научной дисциплины и ее методология, единицы измерения времени, которые использовались в древнем ближневосточном мире, а также различные календарные системы. Во втором разделе изучаются хронологические проблемы Ветхого Завета, в третьем – хронологические проблемы Нового Завета.

 

2 курс магистратуры

 

Дисциплины специальности

 

Священное Писание Ветхого и Нового Завета: Новый Завет

(III семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия, доцент иерей Святослав Рогальский

Зачетные единицы: 2

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности – экзамен.

Курс предполагает рассмотрение вопросов современной библеистики, знакомство студентов с методами библейской критики и критическими подходами, основными текстологическими методами к анализу книг Нового Завета.

Целью курса является формирование у студентов правильного подхода к библейской критике, свободное ориентирование в критическом материале и приобретение навыков его использования в научно-исследовательской деятельности.

 

История догматических движений

(IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия, доктор Философии Регенсбургского университета, старший преподаватель Данилов Андрей Владимирович

Зачетные единицы: 2

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности – зачет.

Данный курс носит экспериментальный характер. История догматических движений возникла в западных университетах, где активно развивалась как в католической интерпретации, так и в протестантской. В учебных программах наших духовных заведений она отчасти присутствовала в курсах истории древней Церкви.

Цель курса состоит в том, чтобы освежить в памяти студентов магистратуры их базовые понимания по догматическому богословию, что позволяет им давать правильную и безошибочную аналитическую оценку частных богословских мнений ересиархов и уметь понимать их логик, критически разбирать их аргументацию, что чрезвычайно важно, поскольку новые псевдохристианские учения не содержат ничего нового по сравнению с древними ересями, представляя собой только их, как правило, достаточно примитивную интерпретацию.

 

Иностранный язык (английский)

(III-IV семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – магистр богословия, преподаватель Володин Игорь Игоревич

Зачетные единицы: 8

Аудиторные занятия: 120 часов

Форма отчетности – экзамен, зачет.

Задачи курса – обучение студентов различным видам речевой деятельности на английском языке (аудирование, чтение, говорение и письмо). Эталоном является современный литературно-разговорный язык.

Курс ставит также воспитательную цель – воспитание билингвальной личности, способной содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять свою страну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других народов.

Магистранты 2 курса должны приобрести коммуникативные компетенции уровня Intermediate.

В основе учебных материалов лежит учебник «Speakout Intermediate».

 

Иностранный язык (немецкий)

(III-IV семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – старший преподаватель Корниенко Елена Викентьевна

Зачетные единицы: 8

Аудиторные занятия: 120 часов

Форма отчетности – экзамен, зачет.

Главной целью обучения магистрантов является формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения, что осуществляется посредством взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности в рамках определенного предметно-тематического содержания, а также овладения технологиями языкового самообразования.

Основной задачей курса является развитие умений и навыков практического владения иностранным языком в степени, в степени позволяющей эффективно использовать его в ситуациях повседневного и профессионального общения.

Курс ставит также цель, которая проявляется в готовности молодых специалистов содействовать налаживанию межкультурных и научных связей, представлять свою страну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других стран и народов.

В основе учебных материалов используются следующие учебники и учебные пособия: В. Завьялова , Л. Ильина. «Практический курс немецкого языка» ; Зарецкая Е. В., Рымкевич О. Е. «Совершенствуем навыки аудирования и говорения». — Минск : Аверсэв, 2015. ; Бандаренко Е. В., Турьева С. С., Сытко А. В. «Auf dem Wege zum freien Sprechen» — Минск : МГЛУ, 2010. (Geil I, Geil II) и другие.

 

Дисциплины специализации: базовая часть

 

Древнееврейский язык

(III-IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – магистр богословия, преподаватель иерей Владимир Грицевич

Зачетные единицы: 3,5

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности – зачет.

Предметом изучения данного курса является система знаний, умений и навыков, направленных на развитие способности осуществлять чтение и письмо (опосредованное общение) на древнееврейском языке на базе языковых и страноведческих знаний. Данная дисциплина составляет важную часть профессиональной подготовки теолога, так как древнееврейский язык является одним из сакральных языков христианства. именно на этом языке были созданы тексты Ветхого Завета. Знание языка оригинала представляет собой необходимый инструментарий теологического исследования, поскольку открывает доступ к изучению текстов-первоисточников и тем самым повышает эвристическую ценность полученных результатов.

 

Древнегреческий язык

(III-IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат филологических наук, доцент Кириченко Арина Владимировна

Зачетные единицы: 3,5

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности – экзамен, зачет.

Изучение древнегреческого языка в системе образовательной программы по специальности богословие преследует и специфические профессиональные, и общеобразовательные цели. Данная дисциплина составляет неотъемлемую часть профессиональной компетенции специалиста-богослова, так как древнегреческий язык является одним из сакральных языков христианства. Именно на древнегреческом языке были созданы тексты Нового Завета, творения отцов Церкви, а также значительная богословская и философская литература. Знание языка оригинала представляет собой необходимый инструментарий богословского исследования, поскольку открывает доступ к изучению текстов-первоисточников.

Преподавание курса сводится к анализу текста, при этом рассматриваются вопросы грамматики, синтаксиса, лексикологии в их сравнении с соответствующими языковыми фактами русского и иностранных языков.

 

Библейская текстология

(III семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – лицензиат канонического права, преподаватель иерей Дмитрий Каврига; кандидат богословия, старший преподаватель иерей Виктор Кулага

Зачетные единицы: 3

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности – экзамен.

Необходимость текстологического исследования Священного Писания обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, до нас не дошло ни одного автографа, и, во-вторых, известные нам списки отличаются друг от друга. Текстолог ставит перед собой задачу установить на основании разнородных списков, какой текст следует считать наиболее близким к оригиналу.

Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов со специальной наукой и искусством текстологии применительно к тексту Ветхого и Нового Завета.

Научная текстология имеет дело с созданием и распространением книг в древности; с описанием наиболее важных рукописных документов, содержащих текст Ветхого и Нового Завета; а также с историей критики текста Нового Завета – в той мере, в какой последняя отражается в ряде сменявших друг друга печатных изданий греческого Нового Завета.

Искусство текстологии выражается в умении найти взвешенные аргументы в пользу того или иного варианта при анализе нескольких разночтений.

 

Библейская герменевтика

(IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — кандидат богословия, старший преподаватель протоиерей Иоанн Задорожин

Зачетные единицы: 2

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности – зачет.

Курс является важной составляющей богословского образования. Правильный выбор различных методов толкования библейского текста обусловлен различными целями применения, внешними и внутренними факторами, влияющими на личность толкователя Священного Писания. Дисциплина поможет правильно выбрать из множества существующих в библейском богословии приемов интерпретации текста наиболее доступный и наиболее актуальный.

Используя достижения библейской текстологии и экзегетики, магистранты смогут самостоятельно сделать важнейшие выводы, являющимися основанием такой важной богословской дисциплины как «Библейская герменевтика». Отталкиваясь от различных текстологических и экзегетических теорий, условий, и правил, будет рассмотрено то, как лучше растолковать, объяснить и применить библейский текст на практике и в повседневной жизни. Курс рассчитан не только на активное усвоение теоретического материала, но и на возможность развития навыков применения теории на практике, в своем личном благочестии, повседневной жизни и в пламенном служении Церкви.

 

История библейской экзегетики

(III-IV семестр, 4 часа в неделю)

Автор — кандидат богословия, старший преподаватель иерей Виктор Кулага

Зачетные единицы: 4

Аудиторные занятия: 120 часов

Форма отчетности — зачет, экзамен.

Курс призван помочь обобщить все знания в области библейского богословия и выявить новые перспективы работы со Священным Писанием, рассмотрев историческую перспективу изложения и интерпретации библейского текста.

На множестве исторических примеров будет показано то, как святые отцы, богословы и учителя Церкви использовали библейский текст в своей жизни, как они толковали его, чем было обусловлено то или иное толкование. Будет рассмотрен процесс формирования Священного Писания в его отношении к различным библейским текстам, начиная с ветхозаветного времени, а также процесс формирования библейского мировоззрения под влиянием исторических событий.

Курс дает возможность создать в сознании слушателей чёткий образ Священного Предания в рамках и перспективе библейского богословия.

 

Литература межзаветного периода

(III-IV семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия, преподаватель протоиерей Иоанн Задорожин

Зачетные единицы: 3

Аудиторные занятия: 120 часов

Форма отчетности – зачет.

Предметом изучения дисциплины являются литературные памятники, созданные в межзаветный период иудейской истории (515 года до Р. Х. – 70 год по Р. Х.).

Цель дисциплины – дать общее представление о литературных памятниках и изучить отраженные в этих памятниках свидетельства о религиозных, культурных и интеллектуальных процессах, происходивших в период Второго Храма.

Непосредственной задачей преподавания данной дисциплины является формирования навыков анализа древних литературных памятников и применения полученных знаний при интерпретации новозаветных текстов.

 

Библия в православном богослужении

(III семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат богословия, старший преподаватель иеромонах Андрей (Василюк)

Зачетные единицы: 1

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности – зачет.

Богослужение является преимущественным контекстом, в котором православные христиане воспринимают и интерпретируют Священное Писание. Влияние библейских текстов и богослужения было взаимным. С одной стороны, множество текстов Библии возникло и преимущественно функционировало в литургическом контексте, что часто обусловливало структуру произведения, его ритмику и выбор лексики. С другой стороны, Библия также влияла на богослужение, определяя его форму, язык и образность: кроме чтения отрывков из Евангелия и апостольских посланий, библейские тексты лежат в основании литургических гимнографических произведений, авторы которых по-разному используют библейские темы и образы.

Основное внимание в курсе направлено на изучение указанного взаимовлияния православного богослужения и библейских текстов. Кроме того, значительное внимание будет уделено герменевтическим аспектам богослужения, которые определяют православную традицию интерпретации Библии.

 

Богословие Четвероевангелия

(III семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — магистр богословия, преподаватель иерей Александр Бойко

Зачетные единицы: 1

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет.

Данный курс является продолжением учебной дисциплины Священное Писание Ветхого Завета и Нового Завета: Новый Завет, предметом изучения данного курса является богословские особенности посланий апостола Павла. Основные цели курса – познакомить студентов с теми научными проблемами, с которыми сталкивается современная библеистика при исследовании богословия апостола Павла, рассмотреть богословие книг Четвероевангелия в качестве уникального явления, занимающего особенное место в Священном Писании и выявить общие черты, объединяющие богословие Четвероевангелия с остальными книгами Библии.

 

Православная антропология

(IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — кандидат богословия, старший преподаватель иеромонах Андрей (Василюк)

Зачетные единицы: 3

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет.

По своему содержанию дисциплина связана с курсами «Священное Писание Ветхого и Нового Завета», «История библейской экзегетики», «Библия и Православное богослужение», факультативным курсом «Нравственные проблемы современного общества», также предусмотренных учебным планом подготовки магистров по специальности «богословие», специализации «библеистика» в Минской духовной академии.

Предлагаемый курс органично вписывается в компетенции специализации «библеистика», поскольку, как замечает профессор Московской духовной академии А.И. Сидоров: «Наиболее примечательной и характернейшей особенностью монашеской письменности является то, что она как бы «выросла» из Священного Писания, будучи ответвлением от мощного древа его» . Вопросу анализа Священного Писания через призму аскетической письменности посвящены, главным образом, практические занятия, предусмотренные учебной программой.

Целью курса является ориентация студентов в проблематике аскетической письменности церковных писателей IV-VIII вв., литературно зафиксировавших опыт применения библейских норм нравственности в духовной жизни и изложивших таким образом основы христианской аскетики и нравственного богословия, а также изучение духовных биографий и письменного наследия крупнейших представителей аскетической письменности IV-VIII вв. в контексте церковной истории.

Курс позволяет рассмотреть важнейшие проблемы и ключевые понятия православной нравственно-аскетической традиции на материале письменного наследия выдающихся деятелей монашества и призван помочь студентам обобщить и систематизировать знания относительно православных представлений о сущности нравственной жизни, путях преодоления пороков и воспитания добродетелей.

При изложении материала в курсе главный упор делается на описании истории восточной аскетической письменности. Описание истории западного монашества, находившегося на первой стадии развития под влиянием Востока, в курсе представлено фрагментарно и ограничивается эпохой до VI века, не испытавшей на себе кардинального влияния папской идеи.

Дисциплины специализации: дисциплины по выбору

 

Римское христианство I-II века

(III семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель – кандидат исторических наук, доцент Торканевский Андрей Анатольевич

Зачетные единицы: 2

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности – зачет.

Дисциплина рассматривает проблемы зарождения и развития раннехристианской церкви Рима в середине I – середине II вв.

Задачи дисциплины: рассмотрение состояния разработанности и степень изученности ранней истории античной церкви Рима; анализ имеющиеся по этой проблеме письменных источников, как христианских, так и языческих; рассмотрение и уточнение обстоятельств возникновения римской христианской общины; определение роли апостолов Петра и Павла в деле формирования церкви в Риме; исследование деятельности прочих исторических личностей, которые играли наиболее видную роль в ранней истории христианской церкви Рима и анализ их литературного наследия.

1-ый год обучения аспирантуры

 

Общепрофессиональные дисциплины

 

Иностранный язык (английский)

(I-II семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – магистр богословия, преподаватель Володин Игорь Игоревич

Аудиторные занятия: 120 часов

Форма отчетности – зачет, экзамен.

На рубеже веков существенно изменился социокультурный и образовательный контекст изучения иностранных языков в Республике Беларусь и в Европе в целом, что повысило статус иностранного языка как общеобразовательной дисциплины, реально востребуемой в практической и интеллектуальной деятельности специалиста. В русле современной образовательной идеологии изменились традиционные взгляды на иностранный язык и методологию иноязычного образования. Главная цель курса — формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения.

Дисциплина готовит аспирантов к сдаче кандидатского экзамена в конце второго года обучения.

 

Иностранный язык (немецкий)

(I-II семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – преподаватель Корниенко Елена Викентьевна

Аудиторные занятия: 120 часов

Форма отчетности – зачет, экзамен.

На рубеже веков существенно изменился социокультурный и образовательный контекст изучения иностранных языков в Республике Беларусь и в Европе в целом, что повысило статус иностранного языка как общеобразовательной дисциплины, реально востребуемой в практической и интеллектуальной деятельности специалиста. В русле современной образовательной идеологии изменились традиционные взгляды на иностранный язык и методологию иноязычного образования. Главная цель курса — формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения.

Дисциплина готовит аспирантов к сдаче кандидатского экзамена в конце второго года обучения.

 

Философия и методология науки

(I семестр, 4 часа в неделю, II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — доктор философских наук, профессор Осипов Алексей Иванович

Аудиторные занятия: 90 часов

Форма отчетности — зачет, кандидатский экзамен.

Общеобразовательная дисциплина, направленная на раскрытие статуса, специфики и функций философии как рационально-критической формы мировоззрения, ее взаимосвязи с наукой, религией и другими формами общественного сознания. Особое внимание уделяется формированию понимания сущности науки и научного познания, навыков соотношения науки с другими областями культуры, ознакомлению с современными методологическими концепциями, с содержанием основных методов современной науки, а также выработке навыков самостоятельного философского анализа развития науки.

В конце 2 семестра предполагается сдача кандидатского экзамена по данной дисциплине.

 

Педагогика и психология высшей школы

(I семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель — магистр психологии, доцент Карако Татьяна Васильевна

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности — зачет.

Данный курс является общепрофессиональной дисциплиной в программе подготовки аспирантов Минской духовной академии. Содержание курса охватывает общие вопросы педагогики и психологии, этапы развития мировой педагогической мысли в области высшего образования, теоретические основы и современные технологии обучения в высшей школе. Цель курса – изучение теоретико-методических основ современной педагогики и психологии высшей школы и формирование у аспирантов профессионально-педагогических умений и навыков, необходимых для эффективной организации педагогического процесса в высших учебных заведениях страны.

 

Специальная дисциплина

 

История богословия и современная библеистика

(I-II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — кандидат богословия, старший преподаватель протодиакон Павел Бубнов

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности — зачет.

Дисциплина знакомит аспирантов с современными подходами к изучению библейских текстов и современными проблемами изучения Священного Писания. В ходе изучения дисциплины поднимаются вопросы о формировании библейского канона, древних переводах, культурно-историческом контексте библейской истории, литературных влияниях, идейном своеобразии библейского текста и особенностях богословского учения отдельных книг.

 

Семинары

 

Раннехристианская антропология

(I-II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — кандидат богословия, доктор Философии Регенсбургского университета, старший преподаватель Данилов Андрей Владимирович

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности — зачет.

Целью курса является не только знакомство аспирантов с раннехристианской антропологией, но и с параллельными ей антропологиями древнегреческих философов, а также иудаизма. Задача курса: показать развитие антропологических воззрений начиная с конца первого века до шестого; познакомить аспирантов с понятийным аппаратом теологической антропологии. Предполагается знакомство с методами экзегетики раннехристианских текстов.

 

Первое Послание св. Апостола Павла к Коринфянам

(I семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — кандидат богословия, преподаватель епископ Серафим (Белоножко)

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет.

Первое и второе Послание к Коринфянам — учебная дисциплина, предмет изучения которой указан в самом названии. Цель курса — сформировать систематическое представление о Первом и Втором Послании к Коринфянам. Непосредственной задачей преподавания данной дисциплины является формирования навыков анализа посланий и применения полученных знаний при интерпретации их текста.

При изучении данной дисциплины важно использование знаний, которые студенты получили на занятиях по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, , древнегреческому языка, вспомогательным историческим дисциплинам и религиоведению. Полученные студентами знания о Первом и Втором послании к Коринфянам помогут лучше усвоить остальные книги Священного Писания, разовьют их общий историко-культурный кругозор; эти знании студенты смогут в дальнейшем применять в научно-исследовательской учебно-просветительской и экспертно-консультативной деятельности.

 

Греческий язык библейских текстов

(II семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — кандидат филологических наук, доцент Кириченко Арина Владимировна

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет.

Изучение древнегреческого языка в системе образовательной программы по специальности богословие преследует и специфические профессиональные, и общеобразовательные цели. Данная дисциплина составляет неотъемлемую часть профессиональной компетенции специалиста-богослова, так как древнегреческий язык является одним из сакральных языков христианства. Именно на древнегреческом языке были созданы тексты Нового Завета, творения отцов Церкви, а также значительная богословская и философская литература. Знание языка оригинала представляет собой необходимый инструментарий богословского исследования, поскольку открывает доступ к изучению текстов-первоисточников.

В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с особенностями греческого языка Септуагинты и Нового Завета.

 

2-ой год обучения аспирантуры

 

Общепрофессиональные дисциплины

 

Иностранный язык (английский)

(I-II семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – магистр богословия, преподаватель Володин Игорь Игоревич

Аудиторные занятия: 120 часов

Форма отчетности – зачет, экзамен.

На рубеже веков существенно изменился социокультурный и образовательный контекст изучения иностранных языков в Республике Беларусь и в Европе в целом, что повысило статус иностранного языка как общеобразовательной дисциплины, реально востребуемой в практической и интеллектуальной деятельности специалиста. В русле современной образовательной идеологии изменились традиционные взгляды на иностранный язык и методологию иноязычного образования. Главная цель курса — формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения.

Дисциплина готовит аспирантов к сдаче кандидатского экзамена в конце второго года обучения.

 

Иностранный язык (немецкий)

(I-II семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель – преподаватель Корниенко Елена Викентьевна

Аудиторные занятия: 120 часов

Форма отчетности – зачет, экзамен.

На рубеже веков существенно изменился социокультурный и образовательный контекст изучения иностранных языков в Республике Беларусь и в Европе в целом, что повысило статус иностранного языка как общеобразовательной дисциплины, реально востребуемой в практической и интеллектуальной деятельности специалиста. В русле современной образовательной идеологии изменились традиционные взгляды на иностранный язык и методологию иноязычного образования. Главная цель курса — формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения.

Дисциплина готовит аспирантов к сдаче кандидатского экзамена в конце второго года обучения.

 

Cпециальная дисциплина

 

История богословия и современная библеистика

(III семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — кандидат богословия, старший преподаватель протодиакон Павел Бубнов

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет.

Дисциплина знакомит аспирантов с современными подходами к изучению библейских текстов и современными проблемами изучения Священного Писания. В ходе изучения дисциплины поднимаются вопросы о формировании библейского канона, древних переводах, культурно-историческом контексте библейской истории, литературных влияниях, идейном своеобразии библейского текста и особенностях богословского учения отдельных книг. Изучение дисциплины завершается кандидатским экзаменом.

 

Семинары

 

Латинский язык библейских текстов

(III-IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — кандидат филологических наук, доцент Кириченко Арина Владимировна

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности — зачет.

Учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний, умений и навыков, направленных на развитие способности осуществлять опосредованное иноязычное общение (чтений, письмо, перевод) на базе языковых и страноведческих знаний. Курс призван выработать у специалистов культуру филологического анализа источника, написанного не на родном языке.

Кроме того, изучение латинского языка должно облегчить усвоение новых европейских языков.

 

Современная теория библейского перевода

(IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — доктор богословия, профессор архимандрит Сергий (Акимов)

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет.

Курс знакомит студентов с основными достижениями современного переводоведения, а также дает представление об основных принципах и методах перевода библейских текстов. В первой части учебного курса даются общие представления об истории теории перевода, а также об основных теоретических моделях, созданных во второй пол. ХХ-нач. XXI вв. Также подробно рассматриваются основные принципы функционалистского подхода к переводу. Вторая часть курса посвящена практическим аспектам переводческой деятельности. Рассматриваются различные подходы к решению конкретных переводческих проблем. Изучение основ перевода подготовит студента к самостоятельной переводческой деятельности и позволит ему переводить библейские, литургические и патристические тексты.

 

Культурно-исторический контекст Ветхого Завета

(III семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель — доктор богословия, профессор архимандрит Сергий (Акимов)

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности — зачет.

Курс знакомит учащихся с основными проблемами, связанными с изучением исторического и культурного контекста древнего Израиля. В рамках данной дисциплины студенты изучают различные текстуальные и археологические свидетельства и основные принципы их интерпретации; особенности древнеизраильской историографической традиции в контексте древней ближневосточной историографии; основные подходы к изучению истории древнего Израиля в ХІХ-ХХІ вв.; основные проблемы, связанные с вопросом происхождения раннего Израиля; основные вопросы возникновения древнеизраильской монархии; становление и развитие Израильского и Иудейского царств в геополитическом контексте древнего Ближнего Востока; вопросы, связанные с формированием идентичности древнееврейского народа. Изучение данного курса позволяет студентам лучше понять особенности возникновения и функционирования текстов Ветхого Завета.

 

Богословие посланий апостола Павла

(IV семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — кандидат богословия, старший преподаватель иерей Виктор Кулага.

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет.

Данный курс является продолжением учебной дисциплины Священное Писание Ветхого Завета и Нового Завета: Новый Завет, предметом изучения данного курса является богословские особенности посланий апостола Павла. Основные цели курса – познакомить студентов с теми научными проблемами, с которыми сталкивается современная библейская наука при исследовании богословия апостола Павла, рассмотреть богословие посланий апостола Павла в качестве уникального явления, занимающего особенное место в Священном Писании и выявить общие черты, объединяющие богословие апостола Павла с остальными книгами Библии.

 

3-й год обучения аспирантуры

 

Священное Писание в святоотеческой традиции

(V семестр, 4 часа в неделю)

Преподаватель —

Аудиторные занятия: 60 часов

Форма отчетности — зачет.

В рамках данного учебного курса учащиеся знакомятся с основными принципами и методами интерпретации ветхозаветных текстов в святоотеческих экзегетических трудах. В первой части курса значительное внимание уделяется иудейским до-христианским традициям, а также особенностями экзегетической работы новозаветных авторов, что позволит учащимся понять преемственность святоотеческой экзегезы с предшествующими эпохами. Кроме того, важное место отводится изучению культурно-исторического контекста патристических авторов, во взаимодействии с которым и были выработаны основополагающие принципы и методология интерпретации текстов Писания. Студенты имеют возможность познакомиться с трудами не только греко-и латиноязычных авторов, но и открыть для себя богатство сирийской экзегетической письменности. Основное внимание уделяется внимательному чтению и анализу непосредственно текстов христианских экзегетов. В результате прохождения учебного курса учащиеся должны самостоятельно анализировать тексты, выявлять основные принципы и методологию работы с библейским текстом каждого автора, а также объяснять взаимодействие древних христианских экзегетов со своим контекстом.

 

Литература эпохи Второго Храма

(V семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель —

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет.

Данная учебная дисциплина знакомит студентов с рядом древнеиудейских текстов эпохи Второго Храма, которые относятся исследователями к жанру т.н. «переписанной Библии»: Книга Юбилеев, 1 Книга Еноха, История Левия и Завещания двенадцати патриархов. В процессе внимательного чтения данных текстов учащиеся учатся анализировать их жанровые и композиционные особенности, различные стратегии и инструменты интерпретации, а также особенности культурно-исторического контекста, в которых эти произведения возникли.

 

Экзегетика Книги Иова и Книги Экклезиаста

(V семестр , 2 часа в неделю)

Преподаватель –

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет.

Данный курс является продолжением учебной дисциплины Священное Писание Ветхого Завета и Нового Завета: Ветхий Завет, предметом изучения данного курса является экзегетические особенности библейских книг Иова и Екклесиаста. Цель курса – познакомить студентов с историей экзегезы данных книг, а также с теми научными проблемами, с которыми сталкивается современная библеистика при исследовании текста Книги Иова и Книги Екклесиаста.

 

История православной письменной культуры на белорусских землях в X-XVI вв.

(V семестр, 2 часа в неделю)

Преподаватель — магистр исторических наук, преподаватель Микульский Юрий Николаевич

Аудиторные занятия: 30 часов

Форма отчетности — зачет.

Учебная программа по дисциплине «История православной письменной культуры на белорусских землях в X-XVI вв.» предназначена для реализации в аспирантуре Минской духовной академии Белорусской Православной Церкви. Предметом изучения программы является развитие на современной территории Беларуси письменности от зарождения христианства до начала Нового времени (X-XVI в.) и роль в этом православной Церкви. Целью курса «История православной письменной культуры на белорусских землях в X-XVI вв.» является выработка целостной системы знаний по истории возникновения и развития православной письменности в Беларуси. Программа дисциплины определяет объем знаний, необходимых для формирования объективного представления о роли православной Церкви в развитии письменности на территории Беларуси в средние века и начало Нового времени.

При разработке программы учитывались прежде всего классические дореволюционные труды по истории белорусской письменности, а также современные работы, рассматривающие различные аспекты данной темы. Слушатели курса будут ознакомлены с известными памятниками древнебелорусской письменности, основными типами применявшегося в Беларуси письма, отдельно планируется рассмотреть влияние Церкви на формирование деловой письменности в Великом княжестве Литовском.

Основными задачами преподавания дисциплины «История православной письменной культуры на белорусских землях в X-XVI вв.» являются: формирование знаний на тему древнебелорусской письменности в связи с православной Церковью; раскрытие общих тенденций развития письменности и книжной культуры; формирование базовых знаний, позволяющих ориентироваться в текстах, писанных древниебелорусским письмом.