«Мы «воюем» не против интернета, а ЗА интернет»
В интернете хватает грязи. Порно, насилие, ненависть — довольно развратное место. Но в том же интернете можно найти официальные сайты церквей, Библию на сотне языков, религиозные блоги и паблики — в последние годы даже религиозные мобильные приложения. О том, каково быть священником-блогером, IT.TUT.BY расспросил протоиерея Сергия Лепина, известного в ЖЖ как serge-le.
«Мир Вам! Я — священник Православной Церкви Сергий Лепин…» — так начинается пост в ЖЖ serge_le от 14 марта 2002 года, первая запись в журнале.
Пресс-секретарь Минской епархии, доцент Духовной академии, настоятель Преображенской церкви в Ракове за 12 лет в ЖЖ сделал 12 сотен записей, в том числе и на темы, обсуждения которых не ожидаешь от священнослужителя. Каково это — служить Богу и постить в ЖЖ? Начнем с начала.
Когда вы познакомились с компьютером, когда в первый раз вышли в интернет?
Первые знакомства начались еще в школе. Помните, тогда были такие «монстры» с зелеными и черно-белыми экранами? Кстати, первые опыты были не очень удачными, о чем и свидетельствует «тройка» по информатике. Но где-то в году 1999-м или 1998-м у меня появился свой первый компьютер – 166-й ММХ. А интернета у меня не было еще долго, поскольку своим домашним телефоном я обзавелся намного позже приобретения компьютера. Вы знаете, что такое стоять в очереди на телефон в провинции?
Лично вы пришли в ЖЖ в 2002 году ради верующих, неверующих или скорее ради себя самого?
Не буду лукавить: для всех, в том числе и меня самого. Я – священник, мне нравится быть священником, а это среди прочего означает, что я люблю проповедовать о Христе. ЖЖ в разное время занимает меня по-разному. Иногда приходится расходовать огромное количество времени и сил – хочется верить и надеяться, что не напрасно.
Сегодня моя читательская аудитория достигла почти полутора тысяч подписчиков – все они совершенно разных взглядов на религию. Проповедь в ЖЖ – это как шахматы по переписке: есть время подумать, остыть, почитать, спросить у кого знающего. Очень полезный опыт для начинающего проповедника…
Интернет и компьютеры — это тоже «мирское» и нетипичное для священника, как увлечение рок-музыкой? Или онлайн-общение теперь естественно для церкви?
Что значит мирское и нетипичное? Говорить так, это все равно что говорить о нетипичности библиотек или почтамтов для духовенства. Да, есть очень нетипичная – назовем ее так – литература для священника; да, нетипично для наших мест, если священник работает почтальоном. Но разве можно сказать, что священнику нетипично читать книги вообще и пользоваться услугами почты?
К примеру, сначала Евангелие вообще передавалось из уст в уста. Потом появляются первые рукописи, которые еще веками переписываются. С изобретением печатного станка Евангелие начинают печатать огромными тиражами. С изобретением компьютеров появились другие принципы печати и сами тексты стали находить своих читателей уже в электронном виде. Сущностно между устным, рукописным, печатным и электронным текстом нет никакой разницы. С одной стороны, во все периоды развития письменности существовало что-то «мирское», а с другой — Евангелие всегда было Евангелием.
Да, есть такие ресурсы или занятия в Сети, которые можно назвать неуместными для духовенства (и для христиан вообще), но в целом интернет – это только средство связи, сама информация или формат доступа к ней. Это инструмент, «лопата», который Церковь осваивает и приноравливает к своим потребностям.
Если прямо и коротко ответить на ваш вопрос, то да, интернет и компьютеры стали чем-то естественным. Но среди духовенства есть немало и тех, кто по тем или иным причинам оказался вне этой темы. Значительная часть из них представлена людьми зрелого возраста, некоторые из них, как и многие другие представители их возрастной группы, и примитивнейший мобильный телефон осваивают с трудом. Но есть у нас и свои откровенные технофобы… Да и как без них?
В Символе веры ничего не сказано про компьютеры или микроволновки – нет так нет, никто не заставляет и не навязывает.
Как церковь относится к интернету? Как к месту для общения с верующими, с неверующими или опасному месту со множеством грязи, которого церкви лучше избегать?
К интернету, как и ко всему, нужно относиться с осторожностью и с четко поставленными целями и задачами. В интернете есть все, а что из этого всего нам понадобится, зависит только от нас.
Дети – особая тема, конечно… Соблазнов много, особенно для тех, кто их ищет. А полезное и важное нужно еще уметь и захотеть найти. Как говорится, покажи мне свою «Temporary Internet Files» — и я скажу, кто ты. Иногда содержание этой папки и содержание нашего сердца совпадают. В этом смысле интернет есть не просто соблазн для души, а ее зеркало, на которое не всегда есть смыcл пенять…
Но, думаю, все понимают, что «проблема интернета» — это не только проблема качества потребляемой нами информации, это еще вопрос о ее количестве. Интернет-зависимость – это тяжелый недуг. Жаль, что люди все меньше и меньше читают книг и все меньше и меньше нуждаются в непосредственном контакте друг с другом. А ведь христианство – это религия Книги и Общества, Библии и Церкви. Часто «современному» человеку нужны уже не только «магазины на диване», но такой «бог», которого достаточно только зафрендить, и такая «церковь», веровать в которую значит просто «лайкать» на публикуемые ею картинки с котиками…
Печально и то, что современные технологии сформировали культуру анонимности и безответственности. Если представить, что все написанное в комментах только на одном отдельно взятом TUT.BY когда-то будет сказано и произнесено в реале, то это, наверное, и будет ад… Мы «воюем» не против интернета, а ЗА интернет – мы не намерены «сдавать» его и планируем увеличивать присутствие проповеди повсеместно, в том числе и во Всемирной паутине.
Как говорил один древний мудрец, когда слова теряют свои значения, народ утрачивает свою свободу. Давайте помнить и не забывать о том, что слово «виртуальный» происходит от латинского «virtue», что значит «добродетель», «достоинство», «целомудрие». Мы ратуем за обновление именно этих смыслов.
Много ли священников пользуются компьютерами и бывают в интернете?
Ну, есть, конечно… Электронная почта, новостные ленты, литература… Кстати, среди духовенства есть немало тех, кто обладает образованием в сфере IT и программирования, компьютеры достаточно широко вошли в быт религиозных организаций. Соответствующие дисциплины изучаются в духовных учебных заведениях. Все епархии, все церковные ведомства, многие благочиния и приходы имеют свои сайты. Создается специфический софт для компьютеров и телефонов. В Сети ведут трансляции православные теле- и радиоканалы, выкладывают свой контент православные печатные СМИ.
Многие священники имеют свои блоги и аккаунты в социальных сетях. Некоторые, помимо умения совершать богослужения и проповедовать, имеют в качестве необходимых для их должностей навыки владения офисными, издательскими или другими специализированными пакетами.
Уместны ли поздравления с Пасхой «ВКонтакте», e-mail с просьбой поставить свечку за здравие, распятие на рабочем столе смартфона?
Каждое устройство имеет свое предназначение, и каждая покупка имеет свои цели… Все цели христианина должны быть взвешены в свете евангельских идеалов. Относительно электронных средств связи уместно все то, что уместно и по отношению к неэлектронным. Можно ли в письме попросить о молитвах? А почему нет! Главное — «не пересолить». Можно же так вдариться в рассылку просьб о молитве, что самому некогда будет молиться.
О чем нужно писать священнику, чтобы быть услышанным? О чем лучше не писать?
Знаете, адекватно образованный и умеющий совладать с собой священник не боится никакой темы, хотя для каждого есть свои удобные и неудобные вопросы. Главное, чтобы человек сам был готов услышать ответ и хотел его услышать, а не просто спросить.
Мы даем себе отчет в том, что грамотно и правильно поставить сложный вопрос в какой-либо узкоспециализированной области (а религия является именно таковой) может только специалист, а поэтому мы привыкли иметь дело и с некорректными вопросами невоцерковленных людей. Не нужно бояться задавать вопросы. Разумеется, я исхожу из того, что речь идет о подлинном интересе, а не просто о праздности или тем более желании нахамить.
Будьте снисходительны, священник тоже может что-то не знать – ответы на все вопросы есть только у глупцов.
Какой способ онлайн-общения удобнее, выгоднее для церкви сейчас — блоги, социальные сети, официальные сайты?
Тут все зависит от конкретных задач. Официальные сайты, например, сайт БПЦ, имеют свои странички в соцсетях, но соцсети никогда не заменят официальные сайты. С другой стороны, блоги – это нечто особенное и принципиально иное по отношению к официально подаваемой информации. Это разные инструменты.
По всему миру продажи компьютеров и ноутбуков падают, а смартфонов и планшетов — растут. Осваивает ли церковь смартфоны и планшеты, становится ли «мобильнее»?
У меня нет статистики, которая бы представила пропорции соотношения планшетов и других компьютеров среди пользователей-клириков. Но есть и планшеты, есть и смартфоны. Думаю, духовенство — не самая темная в этом отношении часть общества и, полагаю, многие из нас уже даже знают, что Земля круглая.
А вы сами пользуетесь смартфоном или планшетом, специализированными религиозными программами?
У меня есть и смартфон, и планшет. На телефоне у меня установлена Библия, молитвослов и другие богослужебные книги, святцы и церковный календарь. Может, еще что забыл… А еще я иногда по нему звоню.