Открылся Церковно-исторический музей Белорусской Православной Церкви
25 октября в стенах Минской духовной академии имени святителя Кирилла Туровского, новое здание которой разместилось рядом со Свято-Духовым кафедральным собором, украсив собой набережную Свислочи, состоялось торжественное открытие Церковно-исторического музея Белорусской Православной Церкви. Экспозиция уже сформирована и музей работает, как принято сейчас говорить, в тестовом режиме. Вот на такой экскурсии побывала и я. А провела её Мария Валентиновна Нецветаева, которая, исполняя благословение митрополита Филарета, начала работать над созданием музейной экспозиции несколько лет назад.
— Мария Валентиновна, расскажите, пожалуйста, как возник замысел музея.
— Идея создания музея принадлежит митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, ныне почётному Патриаршему экзарху. Владыка долгое время вынашивал этот замысел и собирал экспонаты. Решение о создании музея было принято ещё в 2012 году на заседании Синода Белорусской Православной Церкви. С тех пор началась большая работа по формированию экспозиции, в которую вошли экспонаты, переданные митрополитом Филаретом . Это иконы, облачения, предметы старины, которые он получил в дар за годы служения. Надо отметить, что это не все предметы, имеющиеся в музее. Значительная их часть находится в хранилище, где мы их описываем и реставрируем, если это нужно.
— А кто сейчас болеет за музей, кого владыка Филарет благословил на горение этим делом?
— Заведующий музеем — клирик Богоявленского прихода , преподаватель МинДА священник Владислав Богомольников, потомственный историк, и я — хранитель фондов музея.
— Кто автор экспозиции?
— Концепцию, раскладку, расстановку экспозиции придумывали я и мои друзья: Екатерина Трусевич, Анжела Гавро, Алина Таненкова и София Зуева — студенты кафедры истории и теории христианского искусства факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета. Эта работа им была зачтена как музейная практика. Отец Владислав одобрил. Коллажи и мебель изготавливал художественный комбинат.
— Вы тоже закончили Свято-Тихоновский университет?
— Да, я окончила бакалавриат кафедры Истории и теории христианского искусства Свято-Тихоновского университета, а затем продолжила параллельно две магистратуры — магистратуру Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (кафедра Церковных искусств и археологии) и магистратуру в ПСТГУ на кафедре Истории и теории христианского искусства. Работала в ПСТГУ секретарём на кафедре и на такой же должности в ОЦАиД. Владыка Пантелеимон (Шатов) благословил меня на работу в Свято-Дмитровском детском доме — мы ездили в Ярославль, Вологду, Владимир и гуляли по музеем и улочкам Москвы. У меня было время хорошо познакомиться с Третьяковской галереей, так как, по благословению митрополита Илариона (Алфеева), проводила экскурсии для иностранных гостей по музею и городу.
— Могу себе представить, сколько длились такие экскурсии. А здесь сколько времени нужно провести посетителю, чтобы с Вашей помощью познакомиться с экспозицией?
— По Москве мы гуляли долго и много. Как-то профессор Себастиан Брок сказал на следующий день после прогулки, что он так давно крепко не спал и попросил сегодня гулять также интенсивно. В итоге после Литургии мы прошли пешком от храма Марона Пустынника и до храмов на Варварке. А в нашем музее экскурсия в среднем длиться 2 часа. Но сегодня была большая делегация прихожан одного из храмов, с которыми мы провели три часа. Всё зависит от того, какие вопросы интересуют пришедших. В экспозиции довольно много предметов, и если рассказывать о каждом (хотя при необходимости и это возможно), то только в одном зале, а их у нас три, придётся провести несколько часов. Поэтому останавливаемся на основных.
— О чём можно узнать, придя в музей. К чему быть готовыми, если экскурсию планирует педагог, просто неравнодушный к церковному искусству человек или группа гостей Минска, которая захочет внести в свой маршрут церковно-исторический музей?
— Экскурсия начинается с краткого обзора истории христианства на основе иконографии двунадесятых праздников, а потом мы говорим о Православии на наших землях. Мы рассказываем о Полоцкой Софии. Здесь делаем акцент на том, что такое название храмы получали не в честь мученицы Софии, а потому, что были посвящены Премудрости Божией, что по-гречески звучит как «софия». Рассказываем, что такие храмы строили во всех крупных городах, что Полоцкая София взрывается в 18-м веке и перестраивается в стиле барокко. Строительство таких храмов было своего рода государственным заказом, указывало на могущество и весомую роль княжества. И, конечно, подробно останавливаемся на истории полоцкого Спасо-Преображенского храма, который строился по заказу преподобной Евфросинии. И если архитектура Софийского собора традиционна для тех времён (прясла в виде полукружий, а центральная закомара вытянута для того, чтобы из закомар образовать крест, на котором будет покоиться центральный купол), то архитектура Преображенского отличается. Здесь закомары заканчиваются не полукружием, а они трёхлопастные, да ещё и со щипцом на верху, как на рисунке в келье преподобной. В русском зодчестве такой приём стал использоваться в 14-м веке, а полоцкий храм был построен в 12-м. Почти все эти закомары сохранились. Если раньше они были спрятаны под двускатной крышей, то сейчас их расчистили. Расчищены в храме и фрески второй половины 19 века – они сняты.Под ними нашли фрески первой половины 19 века, а под этим слоем расчистили фрески 12 века. И пока в храме стояли леса, пока там производил реставрационные работы ныне покойный Владимир Дмитриевич Сарабьянов, студенты кафедры монументального искусства факультета церковных художеств Тихоновского университета, где он преподавал, делали копии древних фресок. Эти копии представлены в нашей экспозиции. На их примере мы показываем, что, используя лишь 4 цвета, можно создать прекрасную икону. И суть иконы не в том, что в ней нет объёма, а в том, что ангел, например, показан таким, каким он находится в сиянии божественной славы. Недавно в музее побывала сербская делегация. Они рассказали, что в балканской иконописи уже один зелёный цвет на лике указывает на то, что ангел находится в райском саду. И возможно, автор фресок 12 века именно этим и руководствовался, так как многие факты указывают на то, что роспись Преображенского храма имела балканское влияние. Например, вознесение Богоматери на троне не характерно для нашей иконописи, а более типично для Балкан. Ещё мы рассказываем нашим посетителям о том, что, помимо иконописной традиции, важную роль в росписи храма играет и заказчик. Евфросиния Полоцкая, заказывая роспись, изображает святого покровителя своего отца – Георгия Победоносца – и Феодора Стратилата – святого покровителя Мстислава Киевского. Эти святые за каждой Литургией стоят лицом к алтарю и оба спят под райским деревом в притворе, где изображено Царствие Небесное. Так посредством фрески нашло отражение личностное переживание заказчика, его молитвенное упование. В связи с тем, что у посетителей много вопросов вызывает именно иконопись, что часто представление воцерковлённых людей базируется на где-то услышанном, когда-то прочитанном, где-то недопонятом, то именно символике иконописания мы уделяем большое внимание — чтобы верующий смог её прочитать. Рассказываем про иконографию Христа, рассказываем, что несмотря на то, что иконография претерпевает изменения в связи с влиянием различных эпох и традиций, сохраняется некая основа.Фиолетовые одежды у Христа – это порфира, одежды византийских императоров. На Руси фиолетового цвета не было, он был заменён багряным или красным. Поэтому багрянородный – означает рождённый быть царём, а порфирогенит – рождённый быть императором Византийской Империи.
Мы рассказываем про иконографию Божией Матери. Говорим, что евангелист Лука написал три иконы, что список равен оригиналу и именно этот принцип лежит в основе иконопочитания. Образ (икона) равен первообразу (Богу). Именно на основании этого мы и можем говорить, что написанная в 13 веке Владимирская икона Богородицы была написана евангелистом Лукой. Она была сделана с более древнего списка, до которого был ещё более древний и так до первоисточника. Рассказываем про три типа икон Божией Матери, которые сохранялись до 11 века в Константинополе: Умиление, Одигитрия и Знамение. Рассказываем, как развиваются эти типы. В 1713-1714 годах, в книге «Солнце Пресветлое», составленной Григорием Тепчегорским и Симеоном Маховиковым, впервые предпринята попытка систематизации икон Божией Матери. Григорий Тепчегорский делает гравюры, а Симеон Маховиков сопровождает их историческим рассказом об иконе. В этой книге впервые собраны все иконы Божией Матери независимо от происхождения-восточные они или западные. Благодаря их труду в 18 веке появляется память отдельных событий, связанных с иконами Божией Матери.
Есть много путаницы в представлениях о святителе Николае Чудотворце. На одной из экскурсий мне довелось услышать, что таких личностей было две и они смешались со временем в одну… Во избежание таких недоразумений останавливаемся подробнее на иконографии этого святого. В нашей экспозиции представлена Можайская икона святителя, или, как ещё говорят, Николы Можайского, которая, скорее всего, попала в Можайск благодаря королеве Боне Сфорце.
— Подождите, ведь она была католичкой…
— Да, действительно, она была католичкой и училась в школе при монастыре в Бари. Когда она вышла замуж, то приехала в наши земли со статуей святителя Николая. Статую датируют XIV веком и стилистически она опять нас уводит на Балканы, известны вклады балканских королей как раз XIV века в Бари. Бари принадлежал дому Сфорца. Королева Бона привозит сюда статую, а потом эта статуя переезжает в Можайск как дар. Только в 1867 году впервые появляется текст о том, что статуя была в Можайске уже в XIV веке.
— Я обратила внимание на интересный стенд с православной и униатской иконами. В чём отличие?
— У этого стенда на примере икон из Жировичского Успенского монастыря мы рассказываем, как униатскую икону переделали в православную. Добавили нимб, тем самым показав святого в сиянии божественной славы, а не таким, каким он ходил по земле, и обязательно подпись. Подпись очень важна, это основа иконопочитания — отражение того, что Слово стало плотью. Православная икона — это икона предстояния. Нам не надо страдать так,как страдал святой,не надо переживать то, что он пережил.У нас нет кровоточащих стигматов в подражание Христу. Для нас главное приблизиться к Богу через личное совершенствование. На иконе для нас очень важны глаза святого, в которые можно упереться. Икона призвана отражать богословие, а не фиксировать событие.
— Я вижу, здесь есть отдельный стенд, посвящённый гравюре…
— Гравюра оказывает большое внимание на иконопись 17-19 веков. Нельзя быть специалистом по искусству 18 века и не говорить о гравюрах. Останавливаясь у этого стенда, мы рассказываем о старообрядцах. С одной стороны, они сохраняют традицию 17-го века, но с другой, и им не удалось избежать западного влияния. Отсюда иконография Воскресения Христова. У старообрядцев она сначала совмещается: верхняя часть написана на основе западных гравюр, нижняя — на основе православных икон. Позднее эта икона разделяется на две. И уже в начале 19 века верхняя часть получает название «Воскресение Христово», а нижняя – «Сошествие во ад». Хотя нижняя часть это и есть православное Воскресение Христово, которое мы видим на аналоях в центре храмов каждый воскресный день. Надо отметить, что старообрядцы первыми для создания икон используют массовое литьё, тем самым делают первую икону, у которой нет заказчика. Это началось в 19 веке в Пермском крае.
— Мы с Вами начинали говорить об архитектуре и незаметно перешли к иконописи. Не могу не отметить, что в музее для наглядности есть макеты, фотографии и планы наших наиболее известных памятников. Отдельное место отводится храму архистратига Михаила в Сынковичах…
— Да, действительно, часть экскурсии по музею мы посвящаем этому храму. Рассказываем о традиционном взгляде на архитектуру этого храма, в соответствии с которым изначально это был замок. Но я больше склоняюсь к другому предположению – он сразу строился как храм. Дело в том, что культовая архитектура оборонного типа была достаточно распространена в то время в Европе. Та же Сикстинская капелла имеет ряд машикулей (бойницы, ряд оборонных элементов на фасаде храма – прим. Р.). А по кладке, по использованию материалов сынковичская церковь очень напоминает постройки в близлежащем Гданьске, в Мариенбурге, в Вильнюсе, в Супрасле. На землях ВКЛ XVII века было не менее 10 построек оборонно-сакрального типа, среди них и синагоги. Это не был уникальный памятник, и скорее всего его постройка не вышла за первую половину 14 века, хотя по книгам у нас его датируют 15-16 — м. Но именно в первой половине 14 века такие храмы довольно широко строятся на близлежащих польских землях. Связано это с тем, что храм воспринимался как оплот не только души, но и тела. Скорее всего, это была единственная каменная постройка в округе, и во время военных действий женщины, дети и старики собирались на первом этаже, а мужчины со второго этажа могли вести оборону, используя машикули и полноценные бойницы. Когда неприятель подходил вплотную к стенам, на него что-то выливали или высыпали.
— Эту версию Вы где-то излагали?
— Во время учёбы писала исследовательскую работу на эту тему, и её довольно оценили на отлично на кафедре.
— А вот я вижу оригинал Августовской иконы. Такое изображение я видела только на открытках, которые издавала преподобномученица великая княгиня Елисавета в Марфо-Мариинской обители. Мне показывал их Андрей Иосифович Фарберов, который написал книгу об этой иконе. А откуда здесь сама икона?
— Эта икона тоже была передана владыкой Филаретом. Как она к нему попала, сказать не могу. Но она, как видно, была написана вскоре после Августовского сражения, после явления воинам Богородицы. Надпись, сделанная по просьбе заказчика, гласит: «О здравии и спасении рабы Божией Серафимы со чадами и упокоении раба Божиего Василия». Скорее всего Василий был участником того сражения, а икона была написана по просьбе его вдовы.
— Экспозиция будет состоять только из вещей, переданных почётным экзархом, или вы открыты для жертвователей?
— Конечно, мы рады жертвователям. И кое-что нам приносят. В основном приносят не в этот синий зал, а в красный, экспозиция которого посвящена новомученикам и исповедникам. Семьи передают предметы своих родственников-священников, которые были репрессированы. Так у нас появился целый стенд из вещей, которые принадлежали иерею Петру Неговскому.
— О чём Вы говорите в красном зале?
— Здесь мы рассказываем о выборах Патриарха Тихона, как они проходили, почему они такие уникальные. Если приходят школьники, то обязательно рассказываю, что единственным телохранителем Патриарха был сенбернар Симба, на котором очень любили кататься дети. Почему после смерти Патриарха в течение 20 лет не было возможности избрать другого. О том, что епископы того времени – это священномученики. Святитель Иоанн Рижский служил на белорусских землях, был епископом Слуцким, а пострадал за Христа, будучи уже на кафедре в Риге. Здесь показываем страницы из рукописной Библии. У нас нет времени читать Священное Писание, а люди в 20-е – 30-е годы за неимением книг переписывали его от руки. Рассказываем, что за подвигом священников-новомучеников, а у нас в Беларуси они почти все были женаты, стоит подвиг его семьи — жены и детей. Матушка, которая сажала зерно и овощи, а у неё всё выкапывали и забирали в колхоз. Дети, у которых была учёба полная унижений со стороны и одноклассников, и учителей и школьного руководства, их происхождение становилось источником многочисленных проблем и тяжёлых обстоятельств жизни… Говорим о том, что Беларусь была разделена на две части. Что на советской территории храмы взрываются, а на польской продолжают строиться, издаются церковные газеты и книги. И, конечно, затрагиваем период немецкой оккупации. И как бы ни прискорбно это не звучало, но благодаря тому, что в поисках поддержки населения немцы открывали закрытые храмы, Церковь выжила. К концу войны в Церкви было только 3 пожилых епископа. И Сталин понимал, что надо лишь дождаться, когда они умрут своей смертью. А после победы оказалось, что епископов уже больше 30 и несколько сотен священников. Планы Сталина не оправдались. Среди белорусских священнослужителей известно 43 имени тех, кто воевал. Очень часто они принимали сан после военных действий, поскольку священники были непризывными. А если они шли на войну, то только в составе штрафбата, становясь пушечным мясом.
— А что это за танки на фотографиях?
— Это танковая колонна «Димитрий Донской»,которую церковь подарила армии. 40 танков, созданных на пожертвования верующих. Единственная официально освящённая танковая колонна.
— Отдельные стенды посвящены белорусским архипастырям, которые служили здесь до начала церковного возрождения…
— Да, вот например, митрополит Никодим (Ротов). Владыка, который договаривался, чтобы студенты в 60-е годы могли проходить обучение на лучших теологических кафедрах в Европе. В итоге, когда в 90-х годах открываются семинарии, то у нас не было недостатка в образованном духовенстве. Те священники, которые уезжали в европейские университеты, будучи юными, теперь стали почтенными протоиереямис прекрасным теологическим образованием и знанием нескольких языков. И свой опыт они могли передать семинаристам 90-х годов…
— Мы с Вами переходим в зелёный зал. Как я понимаю, он завершает экспозицию…
— Да, зелёный зал посвящён личности митрополита Филарета. Здесь рассказывается про его семью, про то, что Вахромеевы были ярославскими купцами, а в 1913 году семья получает дворянство. Родители юного Кирилла занимались музыкой. Будущий владыка родился в Москве, прекрасно играл на виолончели. Он поступает в Московскую духовную семинарию, потом в академию, где принимает постриг и вместо мирского имени Кирилл получает монашеское Филарет. В 30 лет, в 1965 году, становится епископом. В 1971 году уже как митрополит возглавляет международную конференцию борьбы за мир, где собирает огромное количество представителей Европы, представителей США и СССР для того, чтобы призвать закончить холодную войну и гонку вооружений. С 1978 году владыка служит в Беларуси. О том, что сделано за эти годы, о важных событиях десятилетий самоотверженного пастырского служения рассказывают эти стенды.
— Здесь много фотографий, которые удивят посетителей. Мы привыкли видеть владыку почтенным архипастырем и совсем забываем о том, что он тоже был ребёнком, школьником… Интересно попытаться отыскать его среди одноклассников.
— Надо просто искать самый внимательный взгляд.
— Мария Валентиновна, Вы всё так интересно рассказываете, всё доходчиво и понятно. А если нагрянут иностранцы, что делать?
— Я свободно говорю по-английски, и если обратите внимание, в синем зале надписи сделаны в том числе и на английском.
— В какие часы работает музей?
— Пока музей открыт по субботам и воскресеньям с 12.00 до 16.00. Вход свободный. Для желающих вести свой вклад в развитие музея мы принимаем пожертвования. Нам ещё многое надо сделать — мебель в хранилище, реставрацию икон, нужны деньги на печать листовок и объявлений. Пока я это делаю сама на цветном принтере в кабинете.
— Планируете ли вы музейные встречи, лектории?
— Да, у нас в планах еженедельный арт-лекторий «Порфира» по истории христианского искусства. Начнём 29 октября с самого начала: в каком пространстве жил Христос, каким было христианство в Римской Империи… В 19:00 я буду ждать всех желающих в храме святителя Кирилла Туровского. Арт-лекторий будет платный (30 000 руб.) — этот взнос необходим, чтобы организовать чаепитие с чем-то съедобным (все будут после работы).
— Уже принимаете заявки? Как с Вами можно связаться?
— Экскурсии для групп мы организовываем в то время, когда удобно группе (минимум 5 человек). Звонить надо мне +375293185100 или написать на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..»>museum-minda@yandex.by. Адрес музея: Улица Зыбицкая, 27. Вход через храм святителя Кирилла Туровского при Минской духовной академии.
— Спасибо!
Беседовала Анна Галковская