О видах Крещения
Как я и предполагал, наш прошлый разговор о крещении оказался нужным и вызвал много вопросов. Наиболее часто спрашивали о видах крещения – погружении и обливании и их действительности. Вот давайте об этом и поговорим.
Крещение1 – древнейшее таинство Церкви и восходит к первым ученикам Христа, апостолам. У Климента Александрийского (+215) в сочинении «Гипотезы» сохранилось предание о том, что Сам Христос крестил одного только Петра, Петр – Андрея, Андрей – Иакова и Иоанна, а они — всех остальных2.
В качестве вещества для крещения всегда использовалась вода. С ней человечество всегда соединяло понятие о животворной, возрождающей силе, да и по самой своей природе она имеет свойство оживлять и очищать3. В исключительных случаях допускалось использование другой жидкости, например, вина. Римский Папа Сириций (384-398) отмечал, однако, что это происходило только тогда, когда человеку грозила явная опасность умереть, а воды нельзя было достать4. В древней книге сказаний о жизни пустынных отцов «Луг духовный» рассказывается о крещении умирающего в пустыне юноши еврея песком5. Но это — совершенно исключительные случаи, и они только подтверждают правило6.
А вот способов крещения всегда было три7. Самое древнее – погружение, причем троекратное. Оно восходит к самим апостолам. Один ученый подсчитал, что в Новом Завете слово «baptiso»- всегда со значением — погружаю – употреблено 30 раз. Правда в посланиях самих апостолов не говорится что таких погружений должно быть три, но на это указывают уже древнейшие учители Церкви, например, Тертуллиан (*160 — +225) : « Трижды погружаемся, как Господь определил в Евангелии»8.
Смысл такого крещения хорошо выразил Папа Григорий Великий (+ 604): « Священник должен крестить троекратным погружением, призывая только однажды имя Святой Троицы»9.
Правда, он не осуждал и распространившегося к его времени из Испании однократного погружения. При правой вере в Святую Троицу, считал он, «не может быть делом укоризненным погружать крещаемого младенца или трижды или однажды, когда и тремя погружениями может быть изображена Троичность, и одним погружением Единство Божества»10.
Другой способ крещения – обливание. Он тоже древний, но использовался как исключение, при недостатке воды11. Знаменитого епископа Киприана Карфагенского (+258) уже в его время спрашивали, следует ли считать истинными христианами тех, кто только облиты спасительною водою? А он отвечал: « Я думаю, что божественная благодать не может умаляться и ослабляться…, где с полною и совершенною верою и дающего и приемлющего, принимается то, что почерпается из божественных даров»12.
К 13 веку обливание распространяется на всем христианском Западе и проникает на Восток, где тоже входит в употребление.
Третья форма крещения называется погружательно – обливательная. Ее суть в том, что крещаемого помещали по шею в воду и затем трижды возливали воду на голову. На Западе такое крещение получает распространение в 4- 8, а затем в 13- 14 веках. Известно оно и в русской церкви с 12 века, как форма крещения младенцев13. Сохранился интересный документ Вопрошение, т. е., записки Кирика, иеромонаха Печерского монастыря, скончавшегося в 1155 году.
«Крещаемого младенца, — говорится там, — надо посадить в купель с водой по шею, и, придерживая левой рукой, правой возливать теплую воду на его голову, ибо младенец слаб, и может захлебнуться»14.
Но одной только воды недостаточно. Нужно еще призывание имени Триединого Бога Отца и Сына и Святого Духа. С древнейших времен в Церкви крещение совершается формулой: « Крещается – имярек – во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь.» Формула эта была строго узаконена уже в самых ранних канонических сборниках церкви – так называемых Апостольских правилах (3-4 вв.)15.
С этого момента человек получает очистительную силу Божию, которая касается его души и тела, и о которой прекрасно сказал святой Иоанн Златоуст:
« … Благодатное омовение… делает чистыми тех…, которые коснулись мертвых дел. Развратник ли кто или блудник, или идолослужитель, или сделал какое – либо другое зло, хотя даже он соединил в себе все человеческие пороки, но если он войдет в водную купель, то выйдет из этих божественных струй чище лучей солнечных… Как искра, упавшая в необъятное море, тотчас угасает, и, поглощенная множеством воды, становится невидимою; так и вся человеческая порочность, погружаясь в купель божественного источника, потопляется и исчезает скорее и легче той искры…Она (купель) не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от прегрешений, но делает это так, что мы как бы снова рождаемся»16.
Прекрасные слова, и есть о чем подумать. А вообще, о крещении имеется огромная литература. Я смог сделать только краткое введение, и если кого эта тема заинтересовала, то он просто и в любой церковной библиотеке найдет много интересных и полезных книг и брошюр.
Примечания.
1. Не будем спешить и вспомним, что крещению с самых древнейших времен предшествовал достаточно длительный период оглашения, т. е. обучения истинам христианской веры:
«Оглашенные (от греч. katecheo преподавать, обучать) – в древней Церкви лица, желающие принять крещение, которых обучал учитель и за жизнью который велось самое пристальное наблюдение» (Frank K. S. Katechumenen. Lexikon des Mittelalters. Band 5. Stuttgart –Weimar, 1999. S. 1062) .
«При апостолах крещению предшествовало наставление в вере в Иисуса Христа …Во времена послеапостольские взрослые приготовлялись к крещению через оглашение. Оглашаемые (katechoumenoi) разделялись на три степени. Первую составляли «слушающие» (akouontes, audientes), т. е. заявившие о своем желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания Св. Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, «припадающие» ил «преклоняющие колена» (prospiptontes, genuflectentes orantes), имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень составляли «требующие» (photizomenen, competentes), т. е. готовые принять крещение. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения – о Св. Троице, о Церкви и т. д.
Пред Пасхою желавшие принять крещение вносили свои имена в список крещаемых ( о чем говорит 4 –й Карфагенский собор). В Риме это делалось за 40 дней до крещения, после чего оглашенным усвоялось название избранных (electi); они облекались во власяницу, появлялись между людьми не иначе, как с закрытым лицом, соблюдали строгий пост.
В четвертое воскресение поста –у латинян, во второе – у греков им назначались христианские имена, после чего они исповедывались. Перед самою Пасхою они изучали Символ веры и молитву Господню и подвергались заклинаниям, что вместе носило название скрутиций (Scrutitia).
Оглашение обыкновенно продолжалось два года, иногда более (для бывших жрецов – три года), иногда – менее. Иногда оглашенные откладывали крещение до последних дней жизни, чтобы умереть свободными от грехов (так было, например, с Константином Великим (+337). Церковь…не одобряла «отлагающих крещение». Совершителями крещения торжественного (большого числа крещаемых) были обыкновенно сами епископы. Обычным в древности временем совершения торжественного крещения было «навечерие» Пасхи и Пятидесятницы. Местом крещения во времена гонений на христианство были реки, ручьи и т. п., причем нет указаний, чтобы совершался предварительно особый чин освящения воды» ( Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 32. Терра, 1991. С. 734).
«Первые свидетельства о древнецерковном оглашении относятся ко второй трети 2-го века. Ипполит Римский(+236) около 200 года впервые излагает твердые правила для оглашаемых, которые можно найти у Тертуллиана (ок. +225) и Климента Александрийского…
Тогда же оглашаемые образуют в Церкви особый разряд людей, как бы пребывающих у её врат…Они подчиняются своему учителю, который со временем включается в клир…Так Киприан Карфагенский (+258) пишет о пресвитерах — учителях, Ориген (+254) находит для себя трудным обучать оглашенных, не будучи в священном сане…И наконец, церковное наставление в вере оглашенных передается в ведение назначенного епископом клирика…
Но оглашенного не только учат, но и проверяют его жизнь, чтит ли он вдов, посещает ли больных, слушает ли Евангелие…
В 4 веке, когда Церковь перестает быть преследуемым меньшинством,…и становится религией большинства, оглашение всё чаще используется как возможность заявить о своей принадлежности к церкви задолго до формального крещения, которое часто отлагается на неопределенное время. Строгие правила прошлого теряют свое значение, и на первое место выдвигается оглашение непосредственно перед крещением…
Позднее обряды оглашения на Востоке и на Западе сливаются с чинопоследованием крещения и продолжают, уже переосмысленные, быть их частью…
Когда же крещение младенцев становится самой распространенной формой крещения, для оглашения не остается больше места, и оно фактически исчезает. И, тем не менее, практика древнецерковного оглашения остается образцом, и нё опыт может быть использован в тех случаях, когда крещение совершается не над младенцами. (Karl Kauschildt, Katechumenat.//Katechumenen. Theologische Realenzyklopaedie. Band 18. Berlin –New-York, 1989. S. 1, 3,5).
«В 4-5 веках в Церкви происходят большие политические изменения. Она получает общественное признание и оказывается в привилегированном положении. Желание быть членом Церкви, не меняя своего образа жизни, привело к тому, что большинство желающих входило в Церковь без крещения, или крестясь на смертном одре. В результате оглашение сокращается до времени Великого поста, и сама его идея размывается изнутри.
К тому же в этот период широко распространяется и приобретает влияние учение блаженного Августина (+430) о первородном грехе, и как следствие крещение младенцев и детей. Количество крещений становится таким большим, что их приходится распределять на весь год, и постепенно утрачивается традиция совершения крещения в пасхальные дни.
Уже в эпоху после Константина Великого оглашение, если и происходит, то вместе с крещением, и постепенно предается забвению…» (Baumgartner Jakob. Katechumenat //Historisch. //Lexikon fuer Theologie und Kirche. 5. Band. Freiburg-Basel-Rom – Wien, 1996. S. 1318, 1320).
Во время оглашения обращалось особое внимание на связь между обучением и литургической жизнью. Поучения Кирилла Иерусалимского показывают, что на первом месте стояло изучение Символа веры, а знакомство в таинствами начиналось уже после их принятия (пять тайноводческих поучений)…Вполне сознательно избегалось усложнение обучения и прорабатывался лишь минимум материала…Изучение догматических вопросов следовало позднее и то в ограниченном количестве…С окончанием активной фазы христианской миссии институт оглашенных быстро исчезает…и в христианской миссии среди германцев и славян уже не используется. Крещение совершалось после краткой подготовки (Бонифаций предписывал 2 месяца, Синод у Дуная – 40 дней)…(Jannsen K. Katechumenat. Die Religion in Geschichte und Gegenwart. 3. Band. Tuebingen, 1986. S. 1190).
2. Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха. Глава 176. Рассказ аввы Палладия о крещении юноши еврея. Джорданвиль, 1967. С. 208.
Климент Александрийский (полное имя -Тит Флавий Клеменс) родился, предположительно, в Афинах, в языческой семье. Приняв христианинство, совершил путешествия в Нижнюю Италию, Сирию и Палестину, в Александрии был слушателем Пантена, наставника огласительного училища в Александрии (+ок. 190), который «собирая подобно пчеле цветы на лугу пророческом и апостольском, сообщал служителям чистое и неповрежденное знание».
С 189 года Климент возглавил училище и, вероятно, тогда был посвящен в пресвитера. В 190 году он написал книгу «Увещание язычникам», затем «Наставник юношеству (Paidagogon), в 193-194 гг. в пособие, как он сам говорит, своей старости написал обширное сочинение – «Ковры, строматы). В 202 г. началось гонение Септимия Севера (+211), и Климент покидает Александрию. Скончался он около 217 г.
«По памятникам не видно, чтобы греческая церковь праздновала память Климента между святыми. Но его отличали уважением… Св. Александр Иерусалимский (+250) называл Климента уже умершего священным (hieros) Климентом и говорил, что он помогал ему в делах более, чем кто-нибудь. В александрийской хронике: «Климент преподобнейший (osiotatos), пресвитер александрийский. Блаж. Феодорит называет его священным мужем (hieros aner) (См. подробнее: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Климент Александрийский. //Историческое учение об отцах Церкви. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. С. 198-199).
«Упомянутое здесь сочинение «Гипотезы» в восьми книгах считается утерянным. Оно представляло собой комментарий к избранным местам всего Священного Писания. Сохранилось лишь несколько цитат, приводимых Евсевием Кесарийским (+ок. 340) в его «Церковной истории» и толкования первого послания Петра, послания Иуды и второго послания Иоанна в латинском переводе латинского писателя и монаха Кассиодора (+ок. 580)» (Altaner Berthold. Klemens von Alexandrien.//Patrologie. Freiburg, 1950. S. 162).
3. «…Через воду составляется всё. В воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет действия. Один источник весь рай напаяет: один и тот же дождь идет во всем мире; но в лилии бывает он белым, в розе румяным, в фиалках и гиацинтах багряным, и во всяком роде цветов инаковым и многоразличным. В финике он такой, а в винограде другой, и всему дает особливый вид, между тем как он единовиден и не инаков сам в себе.
Ибо не изменяющийся сам в себе дождь, не сходит то в том, то в другом виде; но входя в состав вещей, которые его приемлют, в каждой производит свое действие.
Так и Дух Святой, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое древо, напояемое водою, пускает ростки, равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, взращивает плоды правды.
Ибо Он, будучи одинаков, по воле Бога Отца – именем Христа производит различные действия. У одного язык обращает на слово мудрости; у другого душу просвещает пророчеством; иному дает силу изгонять бесов, а другому дает способность изъяснять Божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию; иного научает посту и подвигам, другого научает презрению того, что относится до тела; иного уготовляет к мученичеству; в других другое производит, но Сам в Себе не различен, как написано:
«Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрость, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит ти один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1. Кор. 12, 7-11)» (Кирилл Иерусалимский, святитель. Огласительное поучение шестнадцатое (№12).. Огласительные и тайноводственные поучения. М., 1900. Репринт. С. 254-255) .
4. Малиновский Николай, протоиерей. Крещение. Православное Догматическое богословие. Т. 4. Сергиев Посад, 1909. С. 65.
5. «Вот что рассказал нам авва Палладий, а он слышал от одного из отцов, по имени Андрея:
«Когда я был молод, рассказывал Андрей, я вел себя беспорядочно. Началась брань и беспорядки – и вот я, вместе с девятью другими, бежали в Палестину. Впрочем, один из них был человек трудолюбивый, а другой — еврей. В пустыне еврей ослаб до полного изнеможения, и все мы пали духом, не зная, как нам с ним быть. Однако мы не бросили его, но каждый по мере сил своих нес его на себе…Но юноша от голода и палящей жажды, от сильнейшей лихорадки и страшного утомления близок был к смерти… Тогда, пролив над ним слезы, мы решили оставить его в пустыне…
Увидав, что мы собираемся уйти от него, он начал заклинать нас: «Во имя Бога, грядущего судить живых и мертвых, не дайте мне умереть иудеем…я желаю быть христианином…Сделайте милость, окрестите меня, чтобы мне христианином окончить жизнь мою и отойти ко Господу…»
«Брат, — сказали мы ему, — увы, ам этого сделать нельхя. Мы миряне, а это – дело епископов и священников. Да и воды здесь негде взять…».
Но он неотступно со слезами заклинал нас: «Христиане, не лишите меня этого дара…»
Тогда упомянутый выше трудолюбивый человек, как бы вдохновленный свыше, говорит нам: «Поднимите его и разденьте!»
С большим трудом поставив его на ноги, мы сняли с него одежду. Трудолюбец наполнив свои руки песком, три раза посыпал еврею на голову, говоря: «Крещается раб Божий Феодор во имя Отца и Сына и Св. Духа», а мы на каждое призывание Святой, Единосущной и Покланяемой Троицы возглашали: «Аминь!».
И клянусь Господом, братия, — Христос, Сын Бога Живого, исцелил и так укрепил немощного, что в нем не осталось ни малейшего признака слабости…Придя а Аскалон мы рассказали всё…епископу города блаженному Дионисию…Блаженный Дионисий решил послать брата на св. Иордан и там крестить его. А того трудолюбца рукоположил во диакона» (Луг духовный. Указ. соч. С. 207- 208).
6. О подобном событии сообщается и в жизнеописании Афанасия Великого (+373):
«Однажды Афанасий играл со своими сверстниками на морском берегу. Дети подражали тому, что видели в Церкви, изображая своей игрой священнослужителей…и церковные обряды. Афанасия они избрали себе епископом; он же наименовал: одних – пресвитерами, других диаконами. Эти…приводили к нему других детей…Афанасий крестил их морскою водою, произнося установленные для таинства святого крещения слова, которые как-то слышал от священника в церкви…
В то время патриархом Александрийским был святой Александр (+326) Случайно взглянув из окон своего дома, находившегося на возвышенно месте, недалеко от моря, он с изумлением следил за совершаемым Афанасием крещением. А затем приказал привести детей к себе. Подробно расспрашивая детей,…патриарх узнал, что они в своей игре совершали всё по чину церковному.
После этого, посоветовавшись с клиром…, он признал совершенное Афанасием крещение…истинным и довершил его миропомазанием…» (Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского. Жития святых. Книга пятая. Январь. М., 1904. Репринт. С. 560-561) .
Этот рассказ удивителен, — замечает Ф. В. Фаррар (+1903), автор фундаментального труда «Жизнь и труды свв. отцов и учителей Церкви, — но основывается на хорошем и почти современном свидетельстве. Даже если он и не мог случиться раньше 16-ти –летнего возраста Афанасия, он все-таки не кажется невозможным. Бенедиктинские издатели считают невероятным, чтобы Александр придал столь серьезное значение детской игре; но к перекрещиванию в время относились с ужасом…Во всяком случае известно, что Афанасий, будучи еще… мальчиком занял место в качестве любимого члена в доме Александра, жил с ним, «как сын с отцом», …и провел несколько плодотворных лет в центре церковной деятельности, под кровлею первосвятителя, авторитет которого признавался более чем ста епископами Египта, Ливии и Пентаполя» (Фаррар Ф. В. Афанасий Великий. //Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Т. 1. М., 2001. С. 309-310).
«Совершение крещения мирянами в первые века христианства было предметом споров. Некоторые восточные отцы Церкви 4-го века (Василий Великий, Григорий Назианзин (Богослов) утверждали, что такое крещение недействительно.
В Западной Церкви, где его считали действительным (напр., Тертуллиан), до 7-го века существовали разногласия о действительности крещения, совершенного женщинами (напр., Апостольские постановления около 400 года запрещают делать это женщинам). После того как за мирянами было признано право быть совершителями крещения, женщинам стали разрешать совершать его в случае в случае опасности смерти, если рядом нет священника или диакона» (Wegner Helena. Chrzest. Przepisy kanoniczne.. Encyklopedia Katolicka. T. 3. Lublin, 1995. S. 367).
7. Преподобный Иоанн Дамаскин (+749) видит всю Священную историю как непрестанное освящение и, со ссылкой на святителя Григория Богослова, говорит о восьми образах этого непрестанного действия Промысла Божия:
Первое крещение было крещение потопом для истребления греха. Второе – крещение морем и облаком, ибо облако – символ Духа, а море – воды.
Третье крещение – по закону Моисееву, ибо всякий нечистый омывался водою, вымывал одежды и таким образом входил в стан.
Четвертое – крещение Иоанново, бывшее предуготовительным и приводившее крещаемых к покаянию, чтобы они уверовали во Христа…
Пятое – крещение Господне, которым Он Сам и крестился. Он же кресмтился не для того, что имел нужду в очищении, но для того, чтобы, усвоив Себе мое очищение, сокрушить главы змиев в воде (Пс. 73, 13), потопить грех и погребсти в воде ветхого Адама, освятить крестителя, исполнить закон, открыть таинство Троицы, сделаться для нас образом и примером крещения. И мы крещаемся совершенным крещением, т. е. водою и духом…
Шестое – есть крещение через покаяние и слезы, поистине многотрудное.
Седьмое есть крещение кровью и мученичеством, каким ради нас крестился и сам Христос, — как самое славное и блаженное, которое не оскверняется последующими осквернениями.
Восьмое и последнее – не спасительное, истребляющее муки, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы и наказывающее бесконечно (вечные муки – В. Б.)» (Иоанн Дамаскин, преподобный. О вере и крещении. Точное изложение Православной веры. Книга четвертая. Глава 9. Творения. Т. 1. С П б., 1913. Репринт. С. 302) .
У самого святителя Григория Богослова (+389) число крещений меньшее и порядок их несколько иной:
«Поразмышляем … о различии крещений: Крестил Моисей; но в воде, а прежде сего в облаке и в море (1 Кор. 10, 2); и сие имело прообразовательный смысл, как рассуждает и Павел. Морем прообразовалась вода, облаком – Дух, манною – хлеб жизни, питием – Божественное питие.
Крестил уже Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водою только, но и в покаяние (Мф. 3, 11). Однако не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом.
Крестит и Иисус; но Духом: в сем совершенство. Как же не Бог Тот, через Которого (осмелюсь сказать) и ты сделаешься богом?
Знаю и четвертое крещение – крещение мученичеством и кровию, которым крестился и Сам Христос, которое достоуважительнее прочих, поскольку не оскверняется новыми нечистотами.
Знаю также еще и пятое – слезное, но труднейшее; им крестится «омывающий каждую ночь постель свою слезами (Пс. 6, 7), кому «смердят, гноятся раны» греховные (Пс. 37, 6), кто плача и сетуя ходит (Пс. 34, 14), кто подражает обращению Манассиину, смирению помилованных ниневитян, кто произносит в храме слова мытаря, и оправдывается более тщеславного фарисея, кто припадает с хананеянкой, просит человеколюбия и крошек – пищи самого голодного пса» (Григорий Богослов, святитель. Слово 39, на святые светы явления Господних. Творения.. Т. 1, С П б., без года изд. Репринт. С. 541-542).
8. Малиновский Николай, протоиерей. Указ. соч. С. 69.
50 правило так называемых апостольских правил, канонического сборника, восходящего к концу второго – началу третьего века фиксирует троекратное погружение как норму:
«Аще кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо рек Господь: в смерть мою крестите, но: шедше научите все языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Известный комментатор церковных канонов Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский, живший в 12-м веке, дает такое толкование этого правила:
«…Это правило…определяет совершать таинство святого крещения чрез три погружения, то есть во имя Отца, Сына и Святого Духа, а крестить однажды, по причине единства Божества и троичности ипостасей, или ради смерти Христа на кресте и тридневного Его воскресения. Ибо и апостол говорит: « В смерть Его крестились (Рим. 6, 3) А слово «крещение» означает здесь, по – моему, надо принимать вместо погружений. Итак, правило говорит, что извергается тот, кто крестит одним погружением в смерть Господа, ибо делает так вопреки учению Господа и явно нечестиво» Правила святых апостолов. Правило 50.//Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. Издательство Паломник. М., 2000. С. 106-107).
Так же думают и отцы Церкви.
«Поскольку в крещении, — говорит святитель Василий Великий (+379), — предположены две цели, истребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, ожить же Духом и иметь плод во святыне; то вода изображает собою смерть, принимая тело как бы в гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь. Сие-то значит «родиться свыше водою и Духом»; потому что умерщвление наше производится водою, а жизнь творится в нас Духом.
Поэтому великое таинство крещения совершается тремя погружениями, и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых через предание им боговедения. Поэтому, если есть какая благодать в воде, то она не из естества воды, но от присутствия Духа» (Василий Великий, святитель. О Святом Духе. К Амфилохию епископу Иконийскому. Глава 15. Творения. Т. 1. С П б., 1911. С. 605).
«Итак, Бог и Спаситель наш, — читаем у святителя Григория Нисского (+395), — совершая о нас домостроительство, снисшел на четвертую из этих стихий под землю, чтобы отсюда воссиять жизнь. Мы же, приемля крещение по подражанию Господу…хотя в земле не погребаемся,…но нисходя в сродную с землею стихию, — воду, сокрываемся в ней, как Спаситель в земле. Делая же сие трижды, отображаем на себе тридневную благодать воскресения, и делаем это, не в молчании принимая таинство, но с произнесением над нами имен трех Святых Ипостасей, в которые мы уверовали, на которые и уповаем, от которых происходит и настоящее наше бытие и будущее…
Почему во имя Отца? Потому что Он начало всего. Почему во имя Сына? Потому что Он Зиждитель твари. Почему во имя Духа Святого? Потому что Он совершительная сила всего» (Григорий Нисский, святитель. Слово в день светов, в который крестился наш Господь.Творения. Часть восьмая. М., 1866. Репринт. С. 9, 10, 11).
«…Вы были ведомы к святой купели Божественного крещения, — напоминает святитель Кирилл Иерусалимский (+386) , — каким образом Христос от Креста к предлежащему гробу. И вопрошаем был всякий из вас, верует ли во имя Отца и Сына и Святого Духа? И вы исповедали спасительное исповедание, и погружались троекратно в воду, и вновь из воды появлялись. И здесь вы знаменательно изобразили тридневное погребение Христово.
Ибо как Спаситель три дня и три ночи пребыл во чреве земли (мф. 12, 40), так и вы первым из воды появлением изобразили первый день, а погружением первую ночь Христова пребывания в земле. Ибо как человек ночью более не видит, а днем во свете обращается, подобно и в погружении, как в ночи, вы ничего не видели, а в появлении из воды, как во дне были. И в то же время вы умирали и рождались: и та спасительная вода была вам и гроб и матерь…
О странное и чудное дело! Не истинно погребены были, не истинно по распятии воскресли, но во образе — подражание, а во истине спасение. Христос был истинно распят, истинно погребен, истинно и воскрес. И всё это дал нам по благодати, да подобием приобщившись Его страданиям, самою истиною обретем спасение. О человеколюбие непостижимое! Христос на пречистых руках и ногах Своих принял гвозди, и претерпел страдание, а мне, хотя я и не болел и не страдал, спасение дарует по единому общению страстей» (Кирилл Иерусалимский, святитель. Поучение тайноводственное второе.(№4, 5). Указ. соч. С. 322-323).
«Почему же нужна вода?, — спрашивает святитель Иоанн Златоуст (+407) , — Какая же… причина? Та, что в воде символически изображается гроб и смерть, воскресение и жизнь, и всё это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы во гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись вниз, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся, — выходит человек новый. Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погребсти ветхого человека и явить нового. Но это совершается трижды, чтобы ты знал, что всё это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 25 (№2). Творения. Т. 8. Книга первая. С П б., 1902. Репринт. С. 165).
9. Малиновский Н. Указ. соч. С. 69.
10. «Григорий Двоеслов. Epistola ad Leandrum (письмо к Леандру). Из этого письма видно, что в Западной Церкви погружение троекратное было повсеместным до 6-го века, а с 6-го века совершаемо было крещение, например, в Испании и через однократное погружение…Такое же определение сделал Толедский собор (610 г.) О допущении совершения крещения Западною Церковию через единократное погружение в позднейшее время говорил… и патриарх Михаил Керулларий (+1054) » (Малиновский Н. Указ. соч. С. 70 ).
11. Именно о таком употреблении обливательного крещения говорится в книге Дидахе (Учение 12-ти апостолов), древнейшем памятнике христианской письменности, восходящем к концу первого — второй половине 2-го века:
«Что же касается крещения, крестите…во имя Отца и Сына и Святого Духа в воде живой. Если же не имеешь воды живой, в иной воде крести, если же не можешь в холодной – в теплой.
Если же не имеешь ни той, ни другой, возлей на голову воду трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. Прежде же крещения да постится крещающий и крещаемый, и если могут – некоторые другие. Вели же (обязательно) поститься крещаемому день или два до (крещения) » (Учение двенадцати апостолов (1, 7). Перевод протоиерея Валентина Асмуса // Писания мужей апостольских.. М., 2003. С. 50).
12. Полностью это мнение священномученника Киприана звучит так:
«Ты спрашиваешь еще, возлюбленный сын, моего мнения относительно тех, которые получают благодать Божию в болезни и немощи: должно ли их почитать законными христианами, когда они не омыты, но только облиты спасительною водою?
В этом отношении скромность и смирение наше никого не предупреждает своим мнением, предоставляя всякому думать, как угодно и поступать, как думает. Мы, сколько разумеет мерность наша, полагаем, что благодеяния Божии ни в чем не могут быть недостаточны и слабы и что нельзя получить чего-либо меньше там, где с полною верою, и принимающего и подающего приемлется то, что черпается из Божественных даров.
В спасительном таинстве греховные язвы не так омываются, как нечистоты кожи и тела в мирской и плотской бане, где для того чтобы омыть и очистить всё тело, нужны бывают селитряный цвет с прочими снадобьями, ванна и водоем.
Иначе омывается сердце верующего; иначе очищается ум человека через заслугу веры. В спасительных таинствах, в случае крайней необходимости по щедроте Божией, и в сокращении даруется от Господа верующим всё. И потому никого не должно смущать, когда видят, что больные принимают Божественную благодать через окропление или облитие, тем более, что Священно Писание говорит через пророка Иезекииля: «И окроплю вас чистою водою , и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас (Иез. 36, 25-26)…
Отсюда явно, что и окропление воды действует наподобие спасительной бани, и когда это бывает в Церкви, при чистой вере и принимающего и дающего, то всё может восполниться и совершиться величием Господним и истиною веры» ( Киприан Карфагенский, священномученик. (62). Письмо к Магну о крещении новациан и о получивших крещение в болезни. Творения. М., 1999. С. 646-647).
13. Все эти виды крещения предполагают наличие особого водоема или купели для крещения. О купели говорят уже древнейшие учители Церкви, как, например, Ориген (+254) и употребляет это название в аллегорическом смысле, как символ крещения:
«Купель водная, будучи символом очищающейся души, омывающейся от всякой скверны зла, тем не менее и сама по себе…для предавшего себя божественной силе призываний покланяемой Троицы, есть начало и источник божественных даров…Ибо есть разделение дарований (1 Кор. 12, 4). Доказательством моих слов служит рассказ, записанный в апостольских посланиях о том, что так очевидно Дух сошел на крестившихся тогда, когда вода подготовила ему путь…к тем, которые настоящим образом к Нему приступали, так что Симон волхв захотел получить от апостола Петра такую же благодать, — приобрести праведнейшее через мамону неправды (In Ioan. N. 17 p. 257)» ( Цит по: Катанский А. Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах. М., 2003. С. 199).
Так думали и позднейшие богословы, например, святой Иоанн Златоуст:
«…Купель возрождения называется новым творением…Видя род наш изнемогающим в жару, Он (Христос) омывает его; прежде всего говорит: «Омойся и исцелись от недуга». Омывает в купели возрождения и помазывает: «Помазываю тебя помазанием мира и возрождаю тебя».
И такова сила этого омовения? Именно такова. Сойди вниз. Сходит в купель — и становится новым человеком…А так как и ты вышел из купели безгрешным, то взяв такое тело, Он помазывает, омывает, питает его. Вот это и будет новая тварь. Когда входит в купель блудник и выходит праведник, разве это не новая тварь. Когда входит хищник и оставляет грехи свои, разве он не является новым творением? Вот каково творение благодати…» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседа (8) на слова: «Аще кто во Христе, нова тварь…(2 Кор. 5, 17). Творения. Т. 12. Книга вторая. С П б., 1906. Репринт. С. 919, 924).
«Купель – сосуд для крестильной воды, находящийся в храме. В 8 – 11 веках как следствие распространения крещения младенцев и детей и введения крещения взрослых через обливание заменила собой крестильные водоемы (piscinа). После того, как в храмах перестали устраивать баптистерии, она стала существенным элементом храмовой утвари приходских церквей.
Вначале купели устроялись только при кафедральных храмах, но затем по мере развития сети приходских церквей, по благословению епископа, купели начали размещать и там…
На Западе купели помещали в отдельной часовне, которую строили на северной части храма (север – символ зла), недалеко от главного входа, который находится обычно на западной стороне (запад – символ неведения Бога), а если часовни не было, то место для купели предусматривалось в северо-западной части храма.
Купели никогда не помещали в ризницах.., поскольку они предназначались исключительно для духовенства. В соответствии с символикой крещения, которое означает смерть и воскресение Христово, купели ставились либо ниже пола на две или три ступени, что подчеркивало значение крещения как предела греховной жизни, либо на возвышении от одной до нескольких ступеней, что символизировало воскресение из мертвых в единении с Богом. Из уважения к крестильной воде купель… закрывали крышкой, а чтобы избежать воровства воды или её осквернения (крестильную вод употребляли для колдовства) купель закрывали на ключ…» ( Gajda Piotr. Chrzcielnica. Encyklopedia Katolicka. T. 5. Lublin, 1995. S. 347).
14. Мысль о необходимости крещения с верой во Святую Троицу в изречении, похожем на афоризм выразил святитель Афанасий Великий:
«Ибо… преданная нам вера в Троицу есть единая, и она сочетавает нас с Богом, а кто отъемлет что-либо от Троицы, и крещается в одно имя Отца, или во одно имя Сына, или в Отца и Сына без Духа, тот ничего не приемлет, но и крещаемые, и кто мнит себя преподающим крещение, остаются…непосвященными, потому что тайноводство совершается во имя Троицы» (Афанасий Великий, святитель. (20). К Серапиону, епископу Тмуйскому, послание первое (№30). Творения. Часть третья. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1903. Репринт. С. 43).
Такая вера открывает еще один аспект крещения, на который обратил внимание блаженный Августин (+430):
«Следует сказать о связи между таинством крещения и спасающей верой. Древнее христианство видело основание и того и другого в Священном Писании. По мнению Августина, крещение — это явление слова Божия. Оно — по своей природе, библейское таинство, ибо начертывает на телах верных печать библейского слова, формирует веру, освящает её и сообщает ей силу понимать и воспринимать Слово Божие.
А вера, привитая к таинству, — это уже не вера только отдельно взятого крещеного человека, и даже не вера всех присутствующих при этом таинстве – это вера Церкви…» (Bourgeois H. Chrzest, sakrament wiary. Historia Dogmatow. Pod redakcja Bernarda Sesboue. T. III. Znaki zbawienia. Krakow, 2001. S. 266).
15. Голубинский Е. Частное богослужение. // Крещение. // История Русской Церкви. Т. 1. Вторая половина. М., 1904. С. 423.
16. Иоанн Златоуст, святитель. Слова огласительные. Слово первое (№3). Творения. Т. 2. Книга первая. С. 252-253).
В Православной Церкви вслед за крещением сразу же следует другое таинство – миропомазание.
«Миропомазание есть такое таинство, через которое преподается крестившемуся Святой Дух; или полнее и раздельнее, сообщаются христианину, при помазании частей его тела освященным миром, с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого», благодатные силы, необходимые для укрепления и возрастания в духовной жизни» (Макарий, архиепископ Харьковский. О таинстве миропомазания.// Православно-догматическое богословие. Т. 2. С П б., 1857. Репринт. С. 265) .
«Миро (древне-греческое to myron – сам собою вытекающий сок из растений, благовонная мазь, всякое благовоние) – название вещества, употребляемого христианской Церковью в таинстве миропомазания. Сначала таким веществом было одно чистое растительное масло. Не ранее как с 6-го века на Востоке к маслу стали примешивать бальзамы и ароматические вещества. Такой же состав мира существует на Западе, неизвестно с какого времени…
Ныне в состав мира входят, кроме оливкового масла и белого виноградного вина, как основных частей, ладаны: росный, простой – белый и черный, стиракса, мастика сандарак, цветы розы, трава базилика, корни ирный, имбирный, фиалковый – белый, калганный, кардамоный, масла: мушкатное — густое и жидкое, лигнирадийное, богородской травы, бергамотовое, гвоздичное, розовое, коричное, фиалковое, лимонное, лавендулевое, померанцевое, майорановое, бальзам перувианский и терпентин венецианский, всего 31 составная часть» Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Миро. Энциклопедический словарь. Т. 39. Терра, 1992. С. 390).
Немецкий Lexikon fuer Theologie und Kirche говорит о гораздо большем количестве благовонных веществ, чем те, которые использовались у на в 19-веке и продолжают использоваться в разных комбинациях и вариантах до сих пор:
«Миро – важнейшее из всех освященных масел в Восточной Церкви. Оно состоит из почти 60–ти благовонных веществ и экстрактов. Его приготавливают в первые три дня Страстной седмицы, и освящают в Великий четверг после Божественной Литургии…В Константинополе освящение мира совершается каждые десять лет… Патриархаты Московский, Румынский, Сербский и Болгарский освящают миро самостоятельно…» (Kaut Thomas. Myron. Lexikon fuer Theologie und Kirche. 7. Band. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1998. S. 569).
Другой автор приводит еще более поразительную цифру:
«Миро приготавливается из более, чем 150 благовонных веществ и других компонентов и освящается патриархом или другим предстоятелем церкви и рассылается епископам отдельных епархий, состоящих в его юрисдикции» (Laune Emmanuel . Firmung in den Ostkirchen. Lexikon fuer Theologie und Kirche. 3. Band. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1995. S. 1302).
«Миропомазание, — пишет протоиерей Сергий Булгаков (+1944) , — совершается в Православной Церкви немедленно после крещения. Оно не может быть совершено мирянином, но только священником или епископом, а св. миро для него освящается собором епископов, так что в этом смысле это есть епископское таинство, хотят непосредственно и совершаемое священником. Оно означает всеобщее рукоположение, которое в первенствующей Церкви и совершалось над крещеными самими апостолами, но не в иерархический сан, а в священное звание мирян. Поэтому оно совершается силою епископства в Церкви.
Оно открывает доступ к благодатной жизни в Церкви через участие во всех церковных таинствах. Поэтому христиане, которые вступают в православие из исповеданий, утративших благодатное священство, принимаются через миропомазание, через что, так сказать, рукополагаются в звание мирян, членов Церкви, и лишь по миропомазании допускаются до участия в таинствах церковных.
Миропомазание, при котором помазание миром совершается со словами «печать Дара Духа Святого», соответствует личной Пятидесятнице в жизни каждого христианина. В нем каждому дается дар Св. Духа, ему свойственный, возвращается слава, присущая душе и телу первозданного Адама и утраченная им при грехопадении (Рим. 3, 23), зачаток преображения и воскресения» (Булгаков Сергий протоиерей. Миропомазание. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж, 1985. С. 247-248).
Мнение о священстве мирян, обретаемом через миропомазание, высказывал уже преподобный Макарий Великий (+ок. 390):
Апостол Павел сравнивает это действие Святого Духа с напоением:
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или эллины, рабы и свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12, 13).
Это напоение, — поясняет святитель Феофан Затворник (+1894) , — отлично от возрождения в крещении. Там получается бытие духовное; здесь духовное существо напояется Духом. Когда это? В таинстве миропомазания, -при апостолах через возложение рук. В сем таинстве подаются дары Святого Духа, что и есть напоение Духом…» (Феофан Затворник, святитель. Толкование первого послания св. апостола Павла к Коринфянам. М., 1893. Репринт. С. 453).
А Николай Кавасила, известный мистик и духовный писатель 14-го века (+ок. 1322) считает, что после миропомазания силы, данные в крещении, «приходят в действие»:
«Обновление в духе и воскресение со Христом, которые происходят в крещении, сообщают силы, пребывающие все вместе во внутреннем человеке. Святое миро пробуждает к новой жизни. Оно приводит одновременно в действие ту или иную духовную силу, либо несколько сразу, в зависимости от того, насколько восприимчивой стала душа в этом таинстве» (Цит по: Dumitru Staniloae. Das Sakrament der Myronsalbung. // Orthodoxe Dogmatik. Band 3. Guetersloh, 1995. S. 58).
Сохранились свидетельства совершения таинства миропомазания в 3-4 м веках на Востоке и на Западе:
«На Востоке в Иерусалиме неофит одевал одежды и получал помазание благовонным елеем, который освящался…епископом. Ему преподавались дары Святого Духа, которые оживляли и освящали душу. Помазывались лоб, уши, ноздри и груди, что означало открытость чувств на дары Божии и на обретенную силу в борьбе с диаволом.
В Антиохии порядок чинопоследования крещения и миропомазания отличался большой оригинальностью. Миропомазание предшествовало крещению и совершалось в два этапа… После отречения от сатаны и соединения со Христом в Великую пятницу первое помазание наносилось на лоб, крестообразно во имя Святой Троицы.
Оно символизировало принадлежность Христу. Потом, во время пасхальной ночи непосредственно перед крещением, оглашенный помазывался еще раз тем же елеем. Это помазание напоминало то, которое получали борцы перед выходом на арену…Оно должно было укреплять и считалось даром Святого Духа. Затем оглашенного погружали в воду. При соприкосновении с крещальной водой помазание проявляло себя: «Повелеваю вам войти в святые воды» В тот момент, когда священник произносил эти слова и простирал руку, на крещаемых сходил Святой Дух, и из воды выходил новый человек…» (Bourgeois H. Ryty pochcielne: namaszczenie krzyzmem. Historia Dogmatow. Pod redakcja Bernarda Sesboue. T. III. Znaki zbawienia. Krakow, 2001. S. 58 -59).
«…В ранней Церкви не сразу и постепенно развилось понимание того, что связанный с крещением чин возложения рук представляет собой самостоятельной таинство…В Западной церкви лишь к 12 веку утвердилась практика, когда епископ совершал таинство конфирмации над детьми возрасте от 7 до 12 лет и «завершал», таким образом, крещение младенцев.
Приведем несколько примеров:
Тертуллиан (+ок. 220) не знает, как и другие богословы первых веков корфирмацию отдельную от крещения. Однако он различает в чинопоследовании крещения различные фазы, у каждой из которых свое действие.
…В Апостольских постановлениях Ипполита Римского (+235) чин призывания Святого Духа представляет собой отдельную фазу последования крещения…: «Троекратное погружение совершает диакон, первое помазание после крещения – священник, а последующее призывание Святого Духа на крещаемого с возложением рук и помазанием как «печатью» является прерогативой епископа…
Иероним (+ок. 420) упоминает о выездах епископа на корфирмацию, которые свидетельствуют уже об установившемся разделении крещения и конфирмации в Западной Церкви: «Я не отрицаю этого обычая Церкви, когда те, кто живет далеко от больших городов, крещаются священниками и диаконами, а затем туда поспешает епископ, чтобы призвать на них Святого Духа через возложение рук» (Koch Guenter. Die Firmung. Glaubenszugaenge. Lehrbuch der Katholischen Dogmatik. Band 3. Paderborn – Muenchen – Wien – Zuerich, 1995. S. 407-408).
Разницу в практике миропомазания Восточной и Западной Церкви католические богословы объясняют тем, что « помазание на Востоке…совершалось перед крещением, а в латинской Церкви установился обычай двоекратного помазания: перед крещением, которое потом связали с молитвами экзорцизма, и помазание миром после крещения. Так в церковном уставе Ипполита предписывается, чтобы после крещения, которое совершает священник, следовало возложение рук епископа с возлиянием мира на макушку крещаемого и «печатание» (signatio) его крестным знамением…Иннокентий I (+417) распространил этот римский обычай на всю провинцию, …и, таким образом, конфирмация могла отлагаться до прибытия епископа, независимо от возраста крещаемых…Григорий I Великий (+604) вводит эту традицию в Британии…и постепенно крещение и миропомазание перестают совершаться вместе…» (Hoedl L. Lexikon des Mittelalters. Band 4. Stuttgart – Weimar, 1999. S. 490-491).
Written by протоиерей Владимир Башкиров, доктор богословия