О курении женщин
Но есть у курения и еще одна сторона, которая очень тревожит врачей, психологов и священников — это курящие женщины. Тут уже речь идет не только о вреде для отдельной личности, а во многом, о здоровье и выживании всей нации.
Причем распространяется эта пагубная привычка стремительно. Я вспоминаю, как два три десятка лет назад женщины еще курили украдкой. Теперь же никого не удивляет стайка совсем молоденьких девушек с пивом в руках и сигаретой в зубах. Они кажутся себе современными, а о последствиях, естественно, не думают. Молодость всегда легкомысленна!
Я знаю, что молодые курильщики не любят статистики, им кажется, что старшие их пугают. Сами-то, дескать, прожили жизнь, и вряд ли себе в чем отказывали, а на старости лет, одряхлев, занялись моралью.
Но дело тут настолько серьезное, что без статистики просто не обойтись, и она, действительно ужасает.
Я прочитал недавно статью известного ученого доктора медицинских наук академика Федора Углова из Москвы и был просто потрясен. Вот какие данные он приводит.
20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8-12 лет. Английские врачи подсчитали, что каждая сигарета стоит курящему 15 минут жизни. Злостные курильщики заболевают раком легких в тридцать раз чаще, чем некурящие, и если рак легкого еще не развился, то в абсолютном большинстве уже имеется предраковое состояние.
Рак вообще на 95-98 процентов зависит от курения. Среди больных раком желудка, например, 95 процентов курящих. У них также в три-четыре раза выше смертность от язвы желудка.
А американские кардиологи приводят такие цифры: средний возраст умерших от сердечных приступов — 67 лет, а у курильщиков — 47. При исследовании 205 умерших от инфаркта в возрасте 44 лет только двое не курили.
В семье, где курили родители, начинают курить 67 процентов мальчиков и 78 процентов девочек. По данным Всемирной организации здравоохранения 80 процентов курящих детей сохраняют привычку, став взрослыми. Если подросток выкурил хотя бы две сигареты, то в 70 случаях из 100 он будет курить всю жизнь.
Но почему все-таки женщины, и особенно молодые девушки, будущие матери, курят, ведь многие из них кое-что о вреде курения знают?
Как-то московские социологи провели анонимное анкетирование, в котором спрашивали: «Почему вы курите»?. 60 процентов девушек ответили, что это красиво и модно. А 40 процентов курят потому, что хотят нравиться мальчикам.
Тогда задали вопрос мальчикам: «Девушка, с которой ты дружишь, курит. Как ты к этому относишься?»
Ответ: 1 процент положительно, 84 — отрицательно, 15 — безразлично.
Юноши с курящими девушками ведут себя более раскованно, а те по своей наивности полагают, что пользуются успехом, и вряд ли думают, что представляют собой лишь временную забаву. Они просто кажутся юношам более доступными.
В анкете был еще один вопрос: «Хотел бы ты, чтобы твоя жена курила?» Буря протестов? Из 256 юношей только двое сказали: им все равно. Остальные категорически возразили.
Для женщины очень естественно нравиться и быть красивой. Это — от природы. А что получается при курении? Голос становится хриплым, зубы чернеют и портятся, кожа лица постепенно приобретает земленистый оттенок. Резко ухудшается обоняние и вкусовые ощущения. Изо рта постоянно идет неприятный запах.
И вообще женщины курильщицы в 25 лет выглядят намного старше своих ровесниц. Тут не привлечешь, а наоборот оттолкнешь любого серьезного парня.
Ну, а теперь самое главное! Есть много фактов, когда злостные курильщицы не могут родить детей, потому что произошли глубокие изменения в зародышевом аппарате. Самым частым осложнением после курения является преждевременное прерывание беременности до 36 недель. У курящих женщин намного чаще встречается недоношенность и велик процент мертворожденных детей. Стоит беременной женщине закурить, как никотин через плаценту в течение несколько минут поступает в сердце и мозг еще не родившегося ребенка. Дети, родившиеся от матерей, куривших во время беременности до 5-6 летнего возраста, могут отставать в физическом и умственном развитии. А еще ребенок будет постоянно болеть пневмониями и бронхитами. У него может неожиданно повышаться температура. Но самое страшное — это то, что у курящих матерей и дети начинают курить. И таким образом, мать, сама того не желая, программирует своего ребенка на те же мучения, которые ожидают её саму3.
Правда, страшно! Иногда статистика более отрезвляет, чем любые нравоучения. Дай Бог, чтобы и в этом случае было так!
Примечания
1. К сказанному ранее добавим несколько мыслей святителя Феофана Затворника о страсти курения и о том, как с ней бороться:
«О чем писали — хорошо бросить курение. Оно не только пусто, но и подтачивает понемногу здоровье, портя кровь и засоряя легкие. Это есть постепенное себя оядотворение. Но совета на это никакого не может нет и не бывает, кроме решиться покрепче. Иного способа нет.
…Курить или не курить, есть дело безразличное, по крайней мере наша и общая совесть считает это таким. Но когда некурение связывается обещанием, тогда оно вступает в нравственный порядок и становится делом совести, неисполнение которого не может не мутить её. Вот вам враг и подсолил. Верно, вы хорошо поговели. Враг надоумил вас положить решение, а потом сбил к нарушению данного слова. Вот и вся история. Извольте учиться и впредь смотреть в оба. На что вязать себя обетом? Говорить надо: » Постой, дай -ка попробую бросить, Бог даст, слажу». Встречали вы у святых старцев совет: не вязать себя обетом? Вот таких именно дел это касается» (Святитель Феофан. Собрание писем. Письмо 369. Выпуск второй. М.: Репринт, 1898. С. 240).
«Курение — дело бестолковое; нравственного тут настолько, насколько есть пустого пристрастия и вреда сознаваемого. Последние две черты трудно сознавать самим курящим и трудно разъяснить им их некурящим. Крепко неприлично; но приличие и неприличие тоже что люди, — изменяются. Потерпите дурную привычку; но в грех её не возводите. Помолиться, чтоб дочь ваша отвыкла — хорошее дело. Но этого нет нужды облекать в особую форму. При всяком молитвословии взывайте к Богу. И Он устроит, как Его святой воле угодно» (Святитель Феофан. Собрание писем. Письмо 1230. Выпуск восьмой. М.: Репринт, 1901. С. 12).
2. «У одержимых бесом, — отмечает святитель Григорий Палама, конечно, на основании данных медицины и психологии своего времени, — сначала и больше иных частей тела подвергается бедствимю мозг, ибо этот психический центр бес использует как некий плацдарм, откуда уже, как бы из некоей крепости, он угнетает всё тело, а когда бедствует мозг, тогда на нервах и на суставах тела начинается некий воспалительный процесс, препятствующий нормальной функции, исходЯщей из психического центра; и из-за этого происходит смятение и разбитость и бессознательные движения всеми управляемыми волею частями тела…» (Святитель Григорий Палама. Беседы (Омилии). Т. 1. Омилия 12. В неделю 4-ю Четыредесятницы. Монреаль, 1965. С. 122).
3. Камо грядеши? Миссионерский сборник № 5 Московской Духовной Академии, 2003. С. 28-32.