Богослужения Недели Торжества Православия
24-25 февраля 2018 года, Неделю 1-ю Великого поста, ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов) совершил Всенощное бдение и Божественную литургию с молебным пением Недели торжества Православия в академическом храме в честь святителя Кирилла Туровского.
В результате длительного исторического развития православного богослужения воскресные дни Великого поста имеют две богослужебные темы. С одной стороны, Великий пост, будучи в древности периодом подготовки новоначальных ко Крещению, литургическим наполнением своих служб раскрывал перед ними основы Православия. С другой стороны, с течением времени каждое воскресенье Великого поста обрело еще и историческое воспоминание, связанное с историей Церкви.
Первое наполнение великопостных воскресений ярко видно в апостольских и Евангельских чтениях этих дней. Так апостольское чтение сегодняшнего дня посвящено ветхозаветным праведникам, которые только ожидали явления Христа и Его Царства. «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее» (Евр.11:24–26, 32–40, 12:2). А Евангельское чтение прямо говорит о уже свершившемся явлении Царства: «Увидишь больше сего… истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1:43–51).
Второе литургическое наполнение сегодняшнего воскресного дня выражено в гимнографическом материале богослужения: стихирах, каноне, тропарях. С это день Церковь вспоминает богословское обоснование и утверждение догмата об иконопочитании, которое состоялось как раз в первое воскресенье Великого поста в 787 году. До этого времени отношение к святым иконам в разных регионах христианского мира не было строго регламентировано, из-за чего в практике почитания икон появилось множество злоупотреблений. Доходило до того, что иконы брали в качестве восприемников при совершении Таинства Крещения. Помимо этого хитросплетение различных экономических, политических и богословских предпосылок привело к появлению в 720-х гг. иконоборчества — сложного и многогранного явления, не ограничивавшего только отрицанием почитания икон. Будучи поддерживаемой государственной властью Византии, эта ересь в течении 120 лет терзала тело Церкви. И только в 843 году она было окончательно анафематствована.
За богослужением ректору сослужили: преподаватель иерей Дмитрий Каврига, проректор по воспитательной работе диакон Андрей Бабушкин, преподаватель диакон Константин Голубев, студент 2 курса магистратуры диакон Виталий Устимчук.
Богослужебные песнопения исполнили сводный хор Минской духовной академии и Минского духовного училища под управлением Наталии Владимировны Медведь и мужской хор академии под управлением студента 1 курса магистратуры чтеца Мартина Ковалева.
[flickr_set id=»72157693067050974″]