Мартинович В.А.: Динамика нетрадиционной религиозности в современной Беларуси
Динамика нетрадиционной религиозности в современной Беларуси. // Беларусь: государство, религия, общество: материалы Междунар. Науч.-практ. Конф. (Минск-Жировичи, 7 июня 2007 г.) / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории, Минск. Духовн. акад. им. Святителя Кирилла Туровского; редкол.: протоиерей В. Антоник (и др.). – Минск.: Белорус. Наука, 2008. – С.128-131.
Проблема изучения динамики нетрадиционной религиозности общества является одной из самых сложных и малоисследованных не только в Беларуси, но и во всем мире. Основная сложность состоит в нахождении в должных объемах необходимой для анализа этой динамики информации. Учитывая то, что речь идет о сборе данных как минимум о нескольких сотнях организаций, многие из которых никак не фиксируют важные для ученых сведения, становится понятным, почему такая задача превышает возможности отдельных исследователей и требует многих лет поиска и анализа первоисточников целыми научно-исследовательскими институтами. В рамках данного доклада будут представлены предварительные результаты более чем 10-летнего анализа автором обозначенной проблемы, проведенного с помощью информационных ресурсов Центра по изучению новых религиозных движений при Минской Епархии Белорусского Экзархата. В данном Центре постоянно осуществляется мониторинг нетрадиционной религиозности Беларуси.
Целостный подход к изучаемому вопросу предполагает необходимость учета всех без исключения типов нетрадиционной религиозности. При разработке типологии нетрадиционной религиозности Беларуси нами были использованы в значительно видоизмененном виде трехсоставная типология культов Родни Старка и Уильяма Симса Бэинбриджа [5] и концепция культовой среды общества Колина Кэмпбэлла [4]. В качестве основного критерия для выделения отдельных типов принималась степень развитости организационной структуры группы (или ее отсутствие).
К первому типу нетрадиционной религиозности относятся секты и культы — организации, имеющие сильную организационную структуру, институт постоянного членства, а также всесторонне развитое вероучение, охватывающее все сферы бытия человека и мира. Временной критерий для отнесения тех или иных религиозных организаций к сектам и культам принимается в 200 лет. Секты и культы имеют религиозную направленность и допускают возможность тотального пожизненного вовлечения человека в свою деятельность с полной или частичной изоляцией его от внешнего мира. Секты отличаются от культов согласно особенностям их возникновения. Так, о бразование сект предполагает отделение одной религиозной группы (секты) от другой (религии, деноминации, секты, культа). К сектам можно отнести пятидесятников, свидетелей Иеговы, церковь Христа (бостонское движение) и др. Культы возникают в результате культовой инновации — процесса целенаправленного создания или спонтанной самоорганизации религиозной группы, при полном противопоставлении ее всему окружающему религиозному пространству и без предшествующей структурной зависимости от какой-либо иной религиозной организации. К культам относятся дианетика, мормоны, движение объединения (муниты) и др. В Беларуси по данным на 1 января 2007 года автором документально зафиксирована деятельность 94 сект и культов, многие из которых могут иметь от одного до нескольких сотен филиалов в разных населенных пунктах страны.
Ко второму типу относятся клиентурные культы — организации, имеющие слабо развитую организационную структуру, институт временного членства и претендующие на полноту знаний в какой-либо конкретной сфере бытия человека и общества. Клиентурные культы предлагают ограниченный набор специализированных услуг за определенную плату или компенсацию и изначально не предполагают выстраивания долгих отношений со своими «клиентами». Временная принадлежность к ним, длящаяся от нескольких дней до нескольких лет, заключается в прослушивании лекций, участии в семинарах, тренингах, сеансах исцеления или контактах с высшим разумом, инициациях, составлении гороскопов, гадании и т.д. Клиентурные культы могут иметь религиозную, псевдопсихологическую, экологическую, образовательную и др. ориентации. Синтон, авестийская школа астрологии, центры магии, центры экстрасенсорного и эзотерического воздействия и др. относятся к этому типу нетрадиционной религиозности. В Беларуси зафиксирована деятельность 296 клиентурных культов. Секты, культы и клиентурные культы вместе взятые будут именоваться далее новыми религиозными движениями /НРД/.
К третьему типу относятся аудиторные культы — отдельные индивиды или небольшие группы лиц, имеющие минимальную организационную структуру с системой регулярной трансляции религиозного или оккультно-мистического знания в массы и с полным отсутствием института членства. Наиболее распространенные формы аудиторных культов включают в себя теле-, радиопередачи, одноразовые публичные лекции, газеты, журналы или отдельные рубрики и статьи в них, книжную, аудио- и видеопродукцию оккультно-мистического содержания. Ни к чему не обязывающая «принадлежность» к ним подразумевает заинтересованное чтение, прослушивание и просматривание обозначенных материалов, содержание которых не рассчитано на постоянное и систематическое углубление знаний. С 1989 по 2007 года в Беларуси издавалось 95 наименований газет и журналов, принадлежащих от начала до конца НРД или аудиторным культам. Кроме того, на территорию Беларуси ввозилось порядка 400 наименований русскоязычных сектантских газет и журналов. Из данного числа как чисто аудиторные культы можно классифицировать 28 белорусских и 101 импортируемое сектантское издание. Все остальные принадлежат конкретным НРД. Тем не менее, все без исключения сектантские газеты и журналы можно классифицировать как аудиторные культы, по крайней мере, если они не являются секретными и свободно распространяются в окружающем обществе. Большинство сектантских газет и журналов издаются не более 3-4 лет.
На 1 января 2007 года в Беларуси автором зафиксирована деятельность порядка 247 целителей, магов, волшебников, гадалок и экстрасенсов, активно рекламирующих себя в СМИ. В дополнение к ним известно 26 индивидуально практикующих астрологов, также рекламирующих свою деятельность в СМИ. Целителей, магов и астрологов также можно квалифицировать как представителей аудиторных культов.
К четвертому типу относится оккультная среда общества , которая включает в себя все не институализированные нетрадиционные религиозные идеи, смысловые конструкции и ритуальные практики современного общества, передаваемые и поддерживаемые как конкретными людьми, их разделяющими, так и с помощью литературы, аудио-, видеоматериалов, периодических изданий, TV передач и др. носителей информации соответствующего содержания. Приметы и суеверия, вера в НЛО и аномальные зоны, в энергетический вампиризм, в действенность порчи и сглаза, в силу целителей и экстрасенсов, в особое значение сновидений и их толкование, в силу талисманов и оберегов, в гадания и астрологические гороскопы и т.д. и т.п. являются лишь некоторыми наиболее распространенными в современном мире ее составляющими. Оккультная среда общества существовала всегда, во все времена и во всем мире, начиная с туземных племен Африки и заканчивая современными сверхдержавами. Главный носитель оккультной среды общества – само общество. Она нерасторжимо вписана в культурное наследие любого общества. В ней можно найти одно из онтологических оснований самого феномена сектантства. В ее границах формируются как все разновидности институализированных форм сектантства, так и потенциальные адепты сект и культов. Автором уже несколько лет ведутся исследования в области методологии анализа оккультной среды общества, что в перспективе должно значительно облегчить исследование ее влияния, значения, функций и внутренних характеристик. В настоящее время можно выделить 83 наиболее распространенных в белорусском обществе оккультно-мистических смысловых конструкций, лежащих в основании сохранения и воспроизводства оккультной среды нашей страны.
К пятому типу нетрадиционной религиозности относится внутрицерковное сектантство — всевозможные формы нетрадиционных, языческих, оккультно-мистических верований и практик, существующих в границах традиционных религий мира. Такие народные формы религиозности, редуцирующие и искажающие ортодоксальное вероучение и религиозную практику являются практически неконтролируемыми образованиями и сопровождают жизнь всех без исключения религий мира.
Все пять типов нетрадиционной религиозности Беларуси тесно переплетены между собой. Всесторонний анализ динамики нетрадиционной религиозности Беларуси предполагает учет изменений в диахронической перспективе всех ее типов. Так, анализ динамики сект и культов должен включать в себя данные о времени возникновения белорусских сект и культов, времени миграции на территорию Беларуси зарубежных сект и культов и изменениях в численном составе всех сект и культов, действующих в стране. Особо должна изучаться динамика создания уже существующими в Беларуси сектами и культами своих филиалов в разных населенных пунктах страны. Анализ динамики клиентурных культов, кроме времени их возникновения и миграции, должен также учитывать количество людей, ежегодно через них проходящих. В идеальном варианте, практически не осуществимом при современном состоянии исследований в этой области, должна также учитываться история предшествующих вхождению в клиентурный культ религиозных исканий человека, включающая в себя как принадлежность к традиционным религиям, так и блуждания по тем или иным НРД и аудиторным культам. Если динамика клиентурных культов играет чуть ли не первостепенное значение при анализе общей динамики нетрадиционной религиозности, то динамика аудиторных культов не играет столь важной роли. Она предполагает анализ возникновения и миграции сектантских СМИ, целителей, магов, астрологов и т.д., а также учет всех проведенных в Беларуси разовых публичных лекций, серий телепередач и статей в СМИ на сектантские темы.
Наиболее сложным представляется анализ динамики оккультной среды общества. Белорусскими социологами были проведены исследования с выделением четырех мировоззренческих типов: религиозного, квазирелигиозного, колеблющегося и нерелигиозного [2; 3;]. Индикатором квазирелигиозного сознания выступали все люди, которые не верят в Бога, но в сверхъестественные силы. Вне всякого сомнения, эта категория людей является типичными представителями оккультной среды общества. Однако самоидентификация человека не может являться основанием как фиксации его принадлежности к традиционным религиям Беларуси, так и для определения его мировоззренческого типа. Речь идет как о чисто методологической ошибке, так и о недостаточном предзнании будущего объекта исследования. На принадлежность человека к оккультной среде общества его самоидентификация, его мнение о своей религиозной принадлежности и его возможное фактическое членство в какой-либо традиционной религии не оказывают существенного влияния. Решающим является лишь творческое переосмысление им определенного набора идей и смысловых конструкций, имеющих ярко выраженный оккультно-мистический характер и принятие их в качестве важных составляющих его мировоззрения. «Квазирелигиозный тип», или принадлежность к оккультной среде, в реальности не исключает веры в Бога, не ограничивается верой в сверхъестественные силы и допускает возможность убежденности человека в собственной безрелигиозности и атеизме. Из 83 упомянутых выше оккультно-мистических смысловых конструкций большинство совместимо одновременно со всеми четырьмя предложенными учеными вариантами ответа на вопрос: «Считаете ли Вы себя верующим человеком?». Конечно же, все 83 совместимы в сознании человека с любым вариантом ответа о конфессиональной самоидентификации.
В основании динамики оккультной среды общества лежит возникновение, развитие и распад оккультно-мистических смысловых конструкций. Временной диапазон, включающий в себя возникновение новой оккультно-мистической идеи, ее массовое распространение в обществе и полное забвение может включать в себя от нескольких лет до нескольких столетий. Так, в Беларуси распространены смысловые конструкции, зародившиеся еще в XVII веке и возникшие сравнительно недавно, после распада Советского Союза. Соответственно изучение динамики оккультной среды общества требует как глубоких знаний в области истории народной культуры и религиозности Беларуси XVII-XX веков, так и прекрасного владения современной ситуацией в данной области. Однако сколько-нибудь значимые выводы для таких небольших промежутков времени в развитии оккультной среды, как скажем в 10-20 лет, сделать не возможно.
Анализ динамики институализированных и аморфных форм внутрицерковного сектантства должен проводиться с использованием методологии изучения сект, культов и оккультной среды общества.
Обозначив основные направления по исследованию динамики нетрадиционной религиозности, остается сделать первый шаг в осуществлении этой многолетней программы изучения сектантства. Автором был проведен анализ динамики возникновения и миграции сект, культов, клиентурных культов на территорию Беларуси. Всего были проанализированы материалы о возникновении и миграции 233 групп, что составляет 60% всех известных НРД Беларуси. Среди проанализированных материалов по степени частоты использования были представлены:
а) материалы СМИ Беларуси, в которых преимущественно сами НРД повествовали о начале деятельности в стране;
б) общедоступные книги, брошюры, буклеты, листовки, газеты и журналы НРД;
в) документы внутреннего пользования НРД: уставы, протоколы заседаний, отчеты о проделанной работе, официальная переписка и т.д.;
г) материалы интернета;
д) письменные свидетельства бывших членов и руководителей НРД;
е) аналитические материалы белорусских ученых о деятельности НРД в Беларуси.
В особо сложных случаях выводы о точном времени появления группы в Беларуси базировались одновременно на нескольких источниках. Всего было использовано 269 источников. Перечисление названий организаций, равно как и источников, в рамках данного доклада, ввиду ограниченности места не представляется возможным. В диаграмме №1 представлены результаты проведенного анализа.
Диаграмма 1. Динамика возникновения и миграции сект, культов и клиентурных культов в Беларуси 1983-2003 года
Из данной диаграммы можно сделать следующие выводы:
- Процессы возникновения и миграции сектантства постоянно протекают в современной Беларуси. При этом, среднее количество НРД, ежегодно появляющихся в стране, начиная с 1988 года, составляет 14 организаций;
- Процессы возникновения и миграции сектантства зависят от особенностей политической ситуации в стране. Так, несмотря на то, что только 27 июля 1991 года была принята декларация независимости Беларуси, сам процесс появления сект, культов и клиентурных культов начинается до начала перестройки и развала Советского Союза. Первые группы появляются уже в 1983-1984 гг. Значительные масштабы весь процесс принимает после радикальных изменений 1988 года в отношении советской власти к религии и Церкви, изменений, связываемых с докладом на Х IX Съезде КПСС М.С.Горбачева о необходимости уважительного отношения к духовному миру верующих людей, и с последующими празднованиями 1000-летия крещения Руси. Наибольшее количество НРД, 29 организаций, появляется в стране на следующий год после объявления независимости Беларуси. Резкий спад 1998 года можно объяснить начавшейся в стране в этом году перерегистрацией всех общественных объединений, в процессе которой была прекращена деятельность ряда НРД и осложнен процесс регистрации новых групп [1] ;
- 59% всех НРД появляется в Беларуси за шестилетний период с 1988 по 1994 гг. До 1994 года в стране появляются представители практически всех наиболее известных в мире крупных сект и культов.
Для 127 из 233 организаций автором был точно установлен характер их появления в Беларуси. Информация о том, пришли ли из-за рубежа либо были созданы в Беларуси оставшиеся 106 групп, на данный момент отсутствует. Из 127 НРД, о которых эта информация все же была найдена, только 63 группы проникают на территорию Беларуси из-за рубежа и 64 возникают на нашей территории. Т.е. по предварительной выборке в 127 групп, составляющей порядка 33% всех НРД страны, миграция НРД из-за рубежа и возникновение белорусских сект, культов и клиентурных культов уравновешивают друг друга. Таким образом, разрушается миф о том, что сектантство в своей основе есть явление, привнесенное в страну из-за рубежа.
Из 63 НРД, мигрировавших на территорию Беларуси, 30 относятся к сектам и культам и 33 — к клиентурным культам. Принципиально иное соотношение между группами, возникающими на Беларуси. Только 7 из них можно отнести к сектам и культам и 56 — к клиентурным культам. На основании этого можно сделать вывод, что, в то время как в количественном соотношении миграция и возникновение уравновешивают друг друга, они значительно отличаются друг от друга в качественном. Так, большинство сект и культов, действующих в Беларуси, пришло в страну из-за рубежа. Одновременно, большинство клиентурных культов возникает на территории Беларуси. Данная расстановка акцентов в возникновении и миграции нетрадиционной религиозности Беларуси вполне закономерна, предсказуема, и, по нашему мнению, характерна для всех стран мира. Дело в том, что в сравнительном соотношении во всех странах мира возникает значительно больше клиентурных культов, чем просто сект и культов . Однако именно секты и культы имеют наибольшие ресурсы для миграции и распространения своей деятельности в разных странах и континентах мира.
Важно отметить, что количество мигрирующих и возникающих НРД еще ничего не говорит о числе реально действующих в стране групп. Дело в том, что не редко секты, культы и в особенности клиентурные культы распадаются через определенное время после начала своей деятельности. При этом отследить момент окончательного прекращения деятельности того или иного НРД очень сложно.
Данный доклад является лишь общим введением в проблему исследования динамики нетрадиционной религиозности Беларуси. Увеличение количества источников, проясняющих до сих пор не известные страницы истории НРД на территории Беларуси, вне всякого сомнения внесет коррективы как в представленный анализ соотношения миграции и возникновения НРД, так и в исследования динамики нетрадиционной религиозности в целом.
Литература:
- Волчков В. Маски сектантов. // Вечерний Минск 1999.12.10. №239 –С.2.
- Новикова Л.Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления (социологический аспект). –Мн.: «БТН-информ», 2001. –132с.
- Пирожник И.И., Новикова Л.Г., Озем Г.З., Морозова С.А. Беларусь после «религиозного бума»: что изменилось? // Социология. –Минск.: БГУ, 2006. №4. –С.46-55.
- Campbell C. The Cult, the Cultic Milieu and Secularization. // A Sociological Yearbook of Religion in Britain 1972 Vol.5. –P.19-136.
- Stark R., Bainbridge W.S. Of Churches, Sects, and Cults: Preliminary Concepts for a Theory of Religious Movements. // Journal for the Scientific Study of Religion 1979, Vol.18:2 –P.117-133.