День памяти Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи
10-11 сентября 2018 года, первый проректор Минской духовной академии протоиерей Владимир Долгополов возглавил Всенощное бдение и Божественную литургию в академическом храме в честь святителя Кирилла Туровского.
Сегодня Церковь вспоминает один из самых скорбных сюжетов Евангельской истории. Причем церковный устав возводит этот день в категорию так называемых великих недвунадесятых праздников и полагает служить одну из самых торжественных служб православной богослужебной традиции — Всенощное бдение. Одна из причин такой акцентировки заключается в том, что история смерти величайшего пророка, которую донесли до нас тексты Евангелий от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-30), показывает, насколько человек исказил самого себя: голова великого аскета и пророка в прямом смысле слова становится дешевле бесчинных плясок и глупой клятвы. Поэтому в знак скорби христиане в это день соблюдают строгий пост, отказываясь от мясной и рыбной пищи.
Святой Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн, проповедуя покаяние, уготовал сердца людей к восприятию Евангелия. Вот так и мы через покаяние приуготовляем свое сердце к принятию Божией благодати. Вера, которая постоянно подвергается различного рода искушениям и давлению извне, становится сильной, когда мы обретаем опыт покаяния.
А что же произошло с Иоанном Крестителем? Его почитал народ. Он вел аскетический образ жизни, он ушел за Иордан и питался тем, что давала пустыня. В Евангелии сказано: и пищей его были акриды и дикий мед (Мф. 3:4). Он никогда не пил вина (Лк. 1:15), он поражал людей своим аскетизмом, своей верой, своим пророческим даром. И многие приходили на Иордан, чтобы, войдя вместе с ним в воды реки, испросить у Бога прощения через искреннее покаяние.
Но какой нелепой, страшной кажется его кончина! Святой человек, несомненный авторитет для всего народа, становится жертвой пьяного правителя. Если бы это произошло с кем-то в наше время! Как много слов мы бы услышали наподобие: «Да где же Бог? Где же справедливость?» Однако пример Иоанна Предтечи говорит о том, что для Бога нет этой жизни и жизни вечной — для Него всё одна жизнь. То, что совершается в этой жизни, не является конечным действием, иначе вся наша история превратилась бы в бессмыслицу. Даже совершая сугубо человеческие дела, борясь за лучшую жизнь, за материальную жизнь народа и страны, мы не ограничиваем свое видение годом, двумя или следующим десятком лет. Подспудно, внутренне мы соотносим наши усилия с некой удивительной перспективой, с жизнью, которой нет конца. Мы приносим в дар Богу, сознательно или несознательно, нашу заботу об устроении этой жизни, а без такого видения перспективы теряют смысл все наши дела здесь, на земле.
Вот и Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн совершал великие дела, совсем не думая о том, чем все это может закончиться, и нет никакой бессмыслицы в том, что он совершил. Страшная смерть на пиру по повелению пьяного правителя не была фиаско. Это был не бессмысленный конец праведной жизни, а великий подвиг, мученическая кончина во имя Божией правды, которая обретает смысл только в перспективе вечности, как и все, что мы совершаем в этой жизни, и хорошее, и плохое. Там, в вечности, все это обретает свой конечный смысл и свое конечное значение.
За богослужением проректору сослужили: преподаватель иерей Константин Голубев, проректор по воспитательной работе диакон Андрей Бабушкин и стедунты магистратуры в священном сане.
Богослужебные песнопения исполнил: сводный хор Минской духовной академии и Минского духовного училища под управлением Наталии Владимировны Медведь и мужской хор академии под управлением студента 2 курса магистратуры чтеца Ковалева Мартина.
[flickr_set id=»72157695386827350″]