Богослужения Недели 21-й по Пятидесятнице
20-21 октября 2018 года, в 21-ю неделю по Пятидесятнице духовенство храма Минской духовной академии во главе с ректором архимандритом Сергием (Акимовым) совершило Всенощное бдение и Божественную литургию в академическом храме в честь святителя Кирилла Туровского.
Проповедь на тему воскресного Евангельского зачала на утрени, произнёс студент 2 курса магистратуры чтец Федор Малеев.
За Божественной литургией архимандриту Сергию (Акимову) сослужили: первый проректор протоиерей Владимир Долгополов, преподаватель иерей Дмитрий Каврига, преподаватель иерей Константин Голубев и проректор по воспитательной работе диакон Андрей Бабушкин.
Проповедь после Евангельского чтения произнёс протоиерей Владимир Долгополов. Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали Евангелие от Луки, которое повествует нам об одном из великих событий. Об этом событии повествует нам также и апостол и Евангелист Лука. Когда буквально на следующий день, когда после того, как он Христос был в доме у сотника, проходил Он небольшой городок Наин. Этот небольшой городок, а по современным понятиям, современным меркам – деревушка, находился не очень далеко, буквально в 10-15 километрах от города Назарета. И понятно, что люди тогда достаточно много между собой общались, сейчас люди хотят знать об окружающем, а тогда люди еще более себя потеснее общались.
И вот Христос, подходя к воротам этого города, а через ворота проходили многие важные события, видит погребальную процессию, и возможно он даже узнал тех, кто шел в этой погребальной процессии. Шла вдова, и несли умершего его сына, единственного сына этой вдовы. В еврейской традиции была практика хоронить умерших в тот же день, до захода солнца. В тех условиях тела начинали разлагались быстро, и у вдовы не было возможности оплакать своего сына. И вот Христос, несмотря на то, что к нему никто не обращался, никто не просил его о чуде, подходит и останавливает эту процессию. Он прикасается к гробу, что само по себе было уже необычно для людей того времени, поскольку мертвые и все, что касалось его считалось нечистым. Прикасаться к одру и покойнику могли лишь самые близкие и потом должны были пройти затем через обряд очищения. И вот Христос обращается к вдове и говорит: «Не плачь!» А затем повелевает мертвому юноше встать, после чего тот действительно не только поднимается с одра, но начинает говорить, чем показывает, что действительно воскрес.
Таких чудес, чудес воскресения в Евангелии совсем не много, всего три. Первое воскрешение дочери Иаира, начальника синагоги; второе – то, о котором мы говорим, и третье – воскрешение Лазаря четверодневного. Действительно в Его жизни Спасителя не так много было этих подобных событий, и их упоминание особенно подчеркивает их исключительность. И вот весь народ, видевший это, говорит: «Господь посетил нас, великий пророк восстал между нами». Почему они так говорят? Почему они почитают Христа пророком? Потому что каждый иудей в четкости знал о том, как в древности великие пророки Илия и Елисей также возвышали подобнейшим образом сыновей вдов. И этот поступок в некоторой мере показывает преемственность Христа с древними пророками. Но если мы с вами почитаем прочтем Книгу Царств, то увидим как происходили те воскрешения. Мы увидим, что то воскрешение, то чудо, которое совершил Христос, коренным образом отличается от них, тех, ветхозаветных чудес, поскольку пророки в них простирались над умершими отроками в силе своего Бога, чтобы Он сотворил чудо. Писание показывает, что не их властию, не их силою, творятся чудеса, но силою Божиею возможно возвести человека из того света, из ада.
Здесь же Господь показывает, что Он не только Владыка жизни, но и смерти. Он властно повелевает – и смерть отступает, и отрок воскресает. Видите, для нас это чудо во многом утешительное, поскольку каждый из нас сталкивается со смертию, каждый порой думает о смерти, какой же она будет? Как Бог нас воскресит, воистину в евангельском повествовании стоит отметить ту черту, очень важный для нас момент который не сразу очевиден. И этот маленький городок Наин находился в области Иудея, в которой очень тесно были переплет
Совершенно иного, Бога который любит человека, который находится в стороне от его скорбей и Бога который совершает это бескорыстно. Оставив этого юношу своей матери, Он мог его забрать с собой, Он мог его показывать везде, вот, посмотрите, я его воскресил. Ведь юноша теперь обязан Ему своей жизнью. Но Господь поступил единственно мудро, по бескорыстной Своей любви. Судьба вдовы, оставшейся без ребенка, в то время на Востоке была очень и очень печальна. Они были бесправны, они не могли привычным нам образом зарабатывать себе на жизнь. Вся их опора была на отца, на мужа, на сына. У этой женщины отнималась последняя опора. И вот Господь, видя горе этой женщины, приходит и совершает это чудо.
Мы можем для себя в этом Евангелии подчеркнуть несколько уроков. И первый самый важный – о котором Я только что говрил это любовь. Живая, действующая, действенная любовь. Как бы тяжело нам не было в наше время, в наших условиях мы не должны унывать, мы должны помнить, что Бог всегда находится рядом, даже если мы одни. Господь всегда говорит нам: «Не плачь».
Второй урок о том, что Господь непременно воскресит нас. Господь Сам воскрес и на этой вере в это зиждется все наше учение. Если Господь не воскрес, то и вера наша тщетна. И это накладывает на нас великую ответственность, поскольку все, что мы здесь творим все наши земные дела отходят с нами в вечность.
И еще один урок, который мы должны вынести это то, что каждый день Господь, как описывается в Евангелии, творит что-то доброе.
Вот дорогие братья и сестры! Наша жизнь должна быть наполнена делами которые нас будут также приводить ко Христу. Как некий момент, который будет складываться в сокровищницу нашей души. Который потом вместе со всеми святыми возсияет в Царствии Христовом.
И наконец-то важный урок как стоит делать добрые дела порой даже не стоит ждать, что кто-то попросит сделать добрые дела видим нуждающегося, видим, что кому-то тяжело, и надо подойти, спросить, как ему помочь, что-то доброе сделать. Сделать не на показ, чтобы нас похвалили, прославили, а для того чтобы нам быть достойными детьми нашего Небесного Бога, для того чтобы и нам быть святыми, как и он заповедовал нам.
Стать нам милосердными, насколько это нам дает Бог. Следовать Христу, не как древние ученые стоики старались быть апофатичными, чтобы быть счастливыми. Сам Господь придет, чтобы сотворить в нас обитель духа Святаго. И это нам даст такую радость, какую ни одни внешние страдания не смогут отнять, тогда действительно, еще здесь, еще на этой земле у нас внутри воссияет Царство Христово, а по нашем отшествии из этого земного мира, мы своими очами увидим Господа и будем царствовать с Ним во веки веков. Аминь.
За богослужением пели: мужской хор Минской духовной академии под управлением Куцелай Людмилы Ярославовны, и сводный хор Минской духовной академии и Минского духовного училища под управлением Медведь Наталии Владимировны.
[flickr_set id=»72157696808620700″]
«Пресс-служба МинДА»