Преподаватель Минской духовной академии принял участие в конференции «Россия — Украина — Белоруссия: общее цивилизационное пространство?»
1 июня 2019 года в актовом зале Фрибургского университета (Швейцария) состоялась конференция на тему «Россия — Украина — Белоруссия: общее цивилизационное пространство?».
Открыл конференцию ректор-эмеритус Фрибургского университета священник Гвидо Фергаувен, отметивший важность и актуальность избранной темы.
Далее прозвучало выступление председателя Федерации швейцарских протестантских церквей пастора Готфрида Лохера.
Основным докладчиком на конференции стал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. В своем докладе архипастырь, в частности, отметил: «Россия, Украина и Белоруссия составляют одно духовное пространство, очерченное рамками Русской Православной Церкви. Это пространство формировалось на протяжении тысячелетия, в течение которого много раз государственные границы возникали, исчезали и перемещались, но духовная общность сохранялась неделимой, несмотря на многие внешние усилия, направленные на разрушение этого единства. Свидетельством тому вся тысячелетняя история Русской Православной Церкви».
Владыка Иларион напомнил, что со времени принятия христианства князем Владимиром, а вслед за ним — и всей Русью, Православие становится главным духовно-нравственным стержнем всех восточнославянских этносов, появившихся вскоре на этих территориях. «Именно с этого момента начинается история «Святой Руси» — того исторического феномена, который обязан своим существованием мощной объединяющей роли Русской Церкви на огромных пространствах Великой, Малой и Белой Руси, а также других территорий, в разное время входивших в орбиту ее влияния», — сказал иерарх, подчеркнув, что объединяющей идеей для народов Святой Руси стало Православие.
В своем выступлении председатель ОВЦС сделал экскурс в историю народов исторической Руси и Русской Православной Церкви, засвидетельствовав, что во все времена, во всех испытаниях Церковь была со своим народом, в том числе и в тяжелейших испытаниях XX века, который принес мировые войны, разрушение империй, самые масштабные в мировой истории гонения на веру, распад СССР, межнациональные конфликты, гражданские противостояния.
Обратившись к современной ситуации, митрополит Волоколамский Иларион констатировал, что на Украине политические процессы, связанные с формированием независимого государства, стали большим испытанием для единства Русской Православной Церкви. «Государственными властями этой страны был спровоцирован и поддержан раскол в украинском Православии, который до сих пор остается незаживающей раной на теле нашей Церкви, — подчеркнул митрополит Иларион. — Представители старой, еще советской элиты, в одночасье оказавшиеся во главе нового государства и стремившиеся сохранить свою власть, остро нуждались в поддержке, на которую могли бы опереться в сложившихся условиях. Такую поддержку они нашли в лице националистических сил, которые объявили построение суверенной Украины невозможным без создания независимой Украинской Церкви, полностью оторванной от Московского Патриархата. Требование автокефалии, т. е. полной церковной независимости, впервые сформулированное в националистической среде и вскоре подхваченное властями страны, воплотилось в лозунге: «Независимому государству — независимую Церковь»».
Реализация этого плана казалась непростой в условиях, когда большинство епископата, духовенства и мирян Украинской Православной Церкви не поддерживали идею автокефалии, отметил митрополит Волоколамский Иларион. Он рассказал об истории раскола, который возглавил бывший Киевский митрополит Филарет Денисенко, — раскола, который с момента своего создания пользовался всемерной поддержкой государственных властей и покровительством националистических сил, в том числе весьма радикальных. Но даже в этих условиях подавляющее большинство православных Украины сохранили верность канонической Украинской Православной Церкви.
«Низложение Филарета Денисенко Русской Православной Церковью было признано всеми Поместными Православными Церквами, в том числе, письменно, и Константинопольским Патриархатом», — указал митрополит Иларион. Он напомнил, что еще в 2016 году на Собрании Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези Патриарх Константинопольский Варфоломейприветствовал нынешнего Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Онуфрия «как единственного канонического главу православных верующих Украины, разумеется, со всеми подчиненными ему архиереями» и обещал не предпринимать никаких односторонних действий, связанных с легализацией раскола на Украине или предоставлением автокефалии.
«К сожалению, менее чем через два года Патриарх Варфоломей совершил именно то, чего обещал не делать, — продолжил архипастырь. — В октябре 2018 года Синод Константинопольского Патриархата принял целый ряд односторонних решений, касающихся церковной жизни на Украине». Как подчеркнул митрополит Иларион, данные действия совершались при полном игнорировании Украинской Православной Церкви, которая с самого начала заявила о непризнании всех этих деяний.
«Действиям Константинопольской Церкви невозможно найти объяснения в православном каноническом праве. Они являются очевидным и грубым нарушением канонов Церкви, православной экклезиологии и самих основ межцерковных отношений», — констатировал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, отметив, что в то же время нельзя не заметить присутствие нецерковного фактора в принятых на Фанаре решениях. Исключительная роль теперь уже бывшего Президента Украины в предоставлении «томоса об автокефалии» никем не скрывалась и не скрывается.
Далее в своем докладе митрополит Иларион подробно рассказал о фактах захватов храмов канонической Украинской Церкви, об избиениях стариков и женщин, изгнаниях священников с места своего служения, о фиктивных голосованиях членов территориальных общин по «переходу» религиозных общин к раскольникам.
Как отметил председатель ОВЦС, сразу же после победы Владимира Зеленского на выборах Президента Украины активность захватов храмов резко упала, имели даже место случаи принятия мер по предотвращению злоупотреблений. «Мы с надеждой наблюдаем за первыми шагами нового руководства братской нам страны. Надеемся на водворение мира в Украине, искоренение вражды и ненависти, обеспечение защиты прав верующих всех конфессий и невмешательство в дела религиозных общин страны», — подчеркнул митрополит Иларион.
Отвечая на вопрос, поставленный в заглавии конференции, митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул: «Россия, Украина и Беларусь — единое духовное пространство. Мы не оспариваем ни национальное самоопределение трех славянских народов, ни государственные границы независимых государств. Но мы будем продолжать бороться за сохранение единства Русской Православной Церкви, обеспечивающей духовное единство всех входящих в ее границы православных верующих вне зависимости от их национальной и этнической принадлежности. Простые слова святого старца Лаврентия Черниговского «Россия, Украина, Беларусь — это все Святая Русь» продолжают сохранять свою актуальность, резонируя в сердцах миллионов людей».
Далее прозвучало выступление профессора Киевской духовной академии С.М. Бортника. Он поделился своими размышлениями об истории и современной ситуации на Украине и о положении Православной Церкви в этой стране. Коснувшись современной церковной ситуации на Украине, в частности, проблемы украинского раскола и создания посредством объединения двух раскольнических организаций структуры под названием «Православная церковь Украины», он упомянул о происходящих на уровне приходов конфликтах, связанных с попытками изменения их юрисдикции, перевода из канонической Церкви в новосозданную «ПЦУ». Докладчик обратил внимание слушателей на то, что в большинстве случаев ядро прихода во главе со священником остается верным канонической Украинской Православной Церкви, в то же время подавляющее большинство людей, которые посещают церковные службы нерегулярно и находятся под влиянием государственной и националистической пропаганды времен президентства Петра Порошенко, выражают свое предпочтение «новой независимой церкви».
«Христианские ценности в Беларуси: перспективы и проблемы» — такова была тема доклада заведующего кафедрой религиоведения Института теологии Белорусского государственного университета, преподавателя кафедры апологетики Минской духовной академии А.В. Данилова. Докладчик, в частности, отметил, что белорусское общество обладает высокоустойчивой конфессиональной структурой, при этом с начала нынешнего века доля верующих в структуре взрослого населения Беларуси выросла почти на четверть. По последним исследованиям, почти три четверти населения относят себя к какой-либо религиозной традиции, среди них 86% причисляют себя к православным, 12% — к католикам и 2% — ко всем остальным конфессиям вместе взятым. В силу этого Православие признано в Беларуси доминирующей конфессией.
После докладов состоялась свободная дискуссия, в ходе которой митрополит Волоколамский Иларион и два других докладчика ответили на многочисленные вопросы публики.
В числе присутствовавших в зале были вице-ректор Фрибургского университета профессор Франц Мали, профессора этого университета Барбара Халленслебен, профессор Иоганес Ольдеманн (Падерборн, Германия), главный редактор сайта Orthodoxie.com протоиерей Живко Панев, преподаватели и студенты факультета теологии.
По окончании конференции митрополит Волоколамский Иларион также дал интервью франкоязычному интернет-порталу Orthodoxie.com и Швейцарскому католическому агентству новостей.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru / Пресс-служба МинДА