Вышла в свет монография игумена Арсения (Соколова) «Книга пророка Михея: перевод и комментарий»
В Издательстве Минской духовной академии вышла монография игумена Арсения (Соколова) «Книга пророка Михея: перевод и комментарий».
Арсений (Соколов, А. П.; игумен). Книга пророка Михея: перевод и комментарий / А. П. Соколов. – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2021. –248 с. – (Монографии по библеистике, № 5). ISBN 978–985–7145–52–2.
В новом исследовании игумена Арсения (Соколова) читателю предлагается подробный комментарий к Книге пророка Михея, входящей в состав книг малых пророков библейского Ветхого Завета. Комментарий опирается на древнееврейский масоретский текст и учитывает авторитетные древние переводы. Подвергая древний текст историко-филологическому анализу, автор одновременно показывает назидательный потенциал книги, актуализируя ее пророчества.
Книга предназначена для богословов, библеистов, религиоведов, историков, культурологов и всех, интересующихся Библией.
Книга опубликована в качестве приложения к библейскому журналу «Скрижали» в серии «Монографии по библеистике» и рекомендована к изданию кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии (протокол № 9 от 14 мая 2021 г.).
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Архимандрит Сергий (Акимов) ……………………………………… 6
ПЕРЕВОД КНИГИ ПРОРОКА МИХЕЯ ………………………… 9
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ………………………………………….. 22
ВВЕДЕНИЕ. 1:1 ………………………………………………………….. 26
ЧАСТЬ I. 1:2 – 2:13 …………………………………………………….. 38
Пророчество против Исраэля (Северного царства). 1:2–7 ……. 38
Плач о городах Йеhуды. 1:8–16 …………………………………… 53
Горе притеснителям! 2:1–5 ………………………………………….. 72
Проповедь истинная и ложная. 2:6–11 …………………………. 84
YHWH соберет Свой народ. 2:12–13 ……………………………. 95
ЧАСТЬ II. 3:1 – 5:14 ………………………………………………….. 102
Злые правители. 3:1–4 ……………………………………………….. 102
Продажные пророки. 3:5–8 ……………………………………….. 109
Йерушалаим будет разрушен. 3:9–12 …………………………. 117
Грядущее Царство Божье. 4:1–5 ………………………………… 125
Собрание рассеянных. 4:6–8 ……………………………………… 135
Осада Йерушалаима, плен и спасение. 4:9–14 ……………. 140
Мессианская надежда. 5:1–5 ……………………………………… 153
Победоносный остаток. 5:6–8 ……………………………………. 163
Очищение Исраэля от идолопоклонства. 5:9–14 ………… 168
ЧАСТЬ III. 6:1 – 7:20 …………………………………………………. 176
Тяжба YHWH с Исраэлем. 6:1–8 ……………………………….. 176
Против мошенников. 6:9–16 ……………………………………… 189
Разложившееся общество. 7:1–7 ………………………………… 197
Надежда. 7:8–20 ………………………………………………………… 208
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………. 224
ПРИЛОЖЕНИЕ
Массимилиано Скандрольо. Книга Михи в библейском каноне ……. 240
ПРЕДИСЛОВИЕ
Библейский журнал «Скрижали» продолжает издание приложения «Монографии по библеистике» и представляет Комментарий на Книгу пророка Михея, написанный членом редколлегии журнала игуменом Арсением (Соколовым) – доктором богословия, почетным доктором Минской духовной академии, Представителем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока, научным сотрудником Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Издательский дом «Познание» уже опубликовал комментарии на Книгу пророка Амоса (2017 г.) и Книгу пророка Осии (2019 г.), составленные игуменом Арсением. Фрагмент данного Комментария на Книгу пророка Михея был ранее представлен читателям в 20-м выпуске журнала «Скрижали» в 2020 г.
Пророк Михей, книга которого относится к числу книг малых пророков, принадлежит к плеяде первых пророков-писателей, среди которых Амос, Осия, Исайя, чья жизнь и проповедь пришлась на VIII в. до Р. Х. Дошедший до нас текст книги представляет его автора как человека, озабоченного в первую очередь проблемами нравственного порядка и усматривавшего причины современных ему явлений социальной несправедливости в забвении Бога и Его заповедей. Михей выступает как пророк суда Божия, суда, от которого не защитят и перед которым не устоят даже великие святыни Иерусалима, но, как и другие библейские пророки, он возвещает о великой надежде на Бога и верность Бога своим обетованиям. Христианскому читателю Книга пророка Михея знакома преимущественно по его пророчеству о рождении Мессии в Вифлееме.
Текст публикуемого ныне комментария предваряет авторский перевод Книги пророка Михея, сделанный с древнееврейского масоретского текста. Именно данный вариант текста становится опорным для всего комментария, так что имена собственные передаются в комментарии в соответствии с еврейской традицией, а не по привычной русскому читателю традиции греческой Септуагинты и славянской Библии. Однако данное обстоятельство не означает, что автор книги игнорирует иные варианты текста Книги пророка Михея. В комментарии обращается внимание на все важнейшие отличия, имеющиеся между масоретской традицией и такими авторитетными древними текстами, как греческий перевод Семидесяти, латинская Вульгата и арамейский Таргум.
Анализируя пророческий текст, автор обращает внимание не только на проблемы текстологического характера, но и на риторические особенности текста книги, на использование пророком различных фигур речи. Богословие пророка Михея рассматривается и в широком библейском контексте, и в контексте святоотеческой традиции, и в контексте современных проблем нашего общества. Последнее обстоятельство объясняет то, что автор иногда отходит от научного академического стиля. Словно подчиняясь пророческому духу, игумен Арсений обращает древние обличения в адрес наших современников. В своем эмоциональном порыве автор комментария невольно подражает самому пророку.
В комментарии широко используется и современная западная исследовательская литература. При этом, применяя современные достижения в изучении Книги пророка Михея, автор комментария избегает крайних рационалистических подходов, свойственных некоторым современным исследователям. Представляется, что игумен Арсений симпатизирует так называемому каноническому подходу, который получил свое развитие с конца 1970-х годов благодаря Б. Чайльдсу. Хотя комментатор и упоминает о различных теориях о происхождении текста книги, в центре его внимания – тот канонический текст, который сформировала и сохранила верующая община, и который является органичной частью Библии как единого Священного Писания.
Несмотря на то, что современного читателя отделяет от пророка Михея огромный временной промежуток, превосходящий несколько тысячелетий, комментарий игумена Арсения показывает непреходящую актуальность древнего священного текста. До неузнаваемости изменились многие окружающие человека реалии, древний человек даже в самых смелых фантазиях не мог представить себе современные достижения научно-технического прогресса, уже нет прежних форм идолослужения, но по-прежнему каждый человек стремится к правде и справедливости, по-прежнему общество волнуют извечные социальные проблемы, вызванные забвением вечных духовных законов – божественных заповедей, по-прежнему люди творят себе новых идолов, в роли которых теперь выступают человеческие страсти и пороки, подпитываемые извечным стремлением к власти и обогащению.
Представляется, что составленный игуменом Арсением комментарий вызовет интерес не только у специалистов в области библеистики и богословия, но и у самых широких слоев читающей публики, стремящихся к духовному осмыслению извечных проблем человеческого общества.
Архимандрит Сергий (Акимов), доктор богословия, профессор, ректор Минской духовной академии, главный редактор библейского журнала «Скрижали»
23.05.2021 г.
Скрижали / Пресс-служба МинДА