Состоялось очередное заседание богословского дискуссионного клуба Минской духовной академии
16 мая в Минской духовной академии состоялась очередная дискуссия, в рамках которой обсуждалась недавно переведенная на русский язык книга Джона Милбанка «Теология и социальная теория. По ту сторону секулярного разума».
Модераторами встречи выступили:
- Доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Елена Александровна Островская;
- Кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель кафедры апологетики Минской духовной академии протоиерей Сергий Мовсесян.
В рамках встречи обсуждались следующие вопросы:
- Что такое секуляризация и можно ли говорить о формировании эпохи постсекуляризации?
- Насколько образ религии, формируемый секулярной наукой и социологией религии, в частности, соответствует тому, что религия представляет о себе сама?
- На каком языке можно говорить сегодня о христианстве?
- Может ли проект «Радикальной ортодоксии» быть методологическим ресурсом православной апологетики?
Начиная с Нового времени становление науки приводило к тому, что познание реальности отождествлялось со способностью сделать эту реальность предметом, которым можно управлять, контролировать, воспроизводить.
Наука предполагала секуляризацию разума, то есть исключение из числа оснований познания того, что лежит вне сферы потенциального контроля человека.
Одним из предметов секуляризованного знания стала религия. Ее ценность определялась через принадлежность к сфере социального, функционирование которого либо оптимизировалось, либо претерпевало стагнацию из-за религии. Научное познание религии осуществлялось через отнесение ее к предметной области философии, психологии, социологии и др.
При этом статус теологии как описания области религии на языке самой религии оказывается экзотикой, требующей дешифрования для «нормальной» публики.
«Радикальная ортодоксия» ставит вопрос о том, чем является секулярный разум с точки зрения Евангельского откровения и традиции христианских мыслителей Запада и Востока.