Библейское понимание веротерпимости
1700 лет назад произошло судьбоносное событие, которое после
евангельских событий стало очередной важнейшей вехой в истории
Христианской Церкви, положив начало совершенно новой эпохе. После
победы над Максенцием, императоры Августы Константин и Лициний
издали эдикт, обращенный к руководителям провинций (наместнику
Никомедии), который не только подтверждал легализацию Христианства, как
и предшествующий эдикт Галерия, изданный в 311 году, но и объявлял
религиозную свободу. Фактически эдикт узаконивал возможность
христианской миссии среди населявших империю языческих народов.
Поразительно, но спустя множество столетий слова эдикта, касающиеся
веротерпимости, звучат необыкновенно свежо и актуально. В эдикте
указывалось, что императоры «обсуждали среди прочего то, что сочли
полезным для большинства людей, решили, что прежде всего следует
рассмотреть интересы тех, кто сохранял богопочитание; согласно чему мы
даровали христианам и всем возможность свободно следовать той
религии, какую бы кто не пожелал … мы постановили, что необходимо
узаконить то, что полагали необходимым всегда, а именно, что вообще не
следует никому отказывать в выборе, если кто-то предал мысли свои
богопочитанию христианскому или той религии, какую счел для себя
наиболее подходящей; чтобы всевышняя божественность, святости чей мы
следовали бы по доброй воле, могла проявлять во всем свое благоговение и
милость» (Лактанций. О смертях преследователей, 48:2-3)1. Однако на
практике высказанные здесь слова оказались недостижимым идеалом: в
скором времени началось государственное преследование и христианских
диссидентов, еретиков и раскольников, таких как донатисты и ариане, и даже
самих язычников. Это противоречие между эдиктом, пронизанным духом
христианской терпимости и любви, и последующей реальной практикой
преследования инакомыслия, подталкивает нас к рассмотрению библейского
понимания веротерпимости.
Читать далее: Архимандрит Сергий (Акимов). Библейское понимание веротерпимости.Veroterpimost