Осмысление концепции прав человека в современной социальной мысли русского православия
Статья посвящена осмыслению концепции прав человека в основных направлениях современной социальной мысли русского Православия.
Отношение православных фундаменталистов к проблеме прав человека нужно рассматривать в контексте их общих социальных взглядов. На наш взгляд, следует выделить три основные предпосылки, которые определяют их позицию по данному вопросу. Во-первых, их учение о природе общественных отношений, во-вторых, историософия фундаменталистов и, в-третьих, их взгляды на современные геополитические проблемы.
Исходным и принципиальным положением православного фундаментализма является утверждение, что права человека – это не свойства, присущие его природе по факту рождения, а «идеологический штамп, идеал и наивысшая ценность либерально-демократических теорий и доктрин…».
Идеология прав человека возникает в западном обществе на определенном этапе его развития и отражает, во-первых, те проблемы, с которыми столкнулись западноевропейские страны в Новое время, а во-вторых, и это главное, «…нормативное допущение, легшее в основу западных демократий, отражало социальное мироощущение и статус одного определенного сословия – третьего». Это мироощущение связано с идеалом эквивалентного товарного обмена. Идеологи новых отношений, начиная с XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, А. Фергюссон), стали рассматривать общество не как единое целое, а как совокупность отдельных индивидов-атомов, каждый из которых вступает в свободные отношения с другими с целью получения определенной выгоды. Никаких других целей трансцендентных целям отдельных его представителей у общества быть не должно, а государство призвано быть простым регулятором этих отношений.
Читать полностью: Иерей Игорь Васько. Осмысление концепции прав человека…