Человек и творение: богословские аспекты проблемы отношения к миру
Современная экологическая проблема, явившаяся результатом активной деятельности человека в мире, ставит перед христианским сознанием ряд вопросов: каков мир в нынешнем состоянии и каковым ему следовало бы быть, каково место человека в этом мире и что человек может и должен сделать, чтобы улучшить окружающую среду. Эти вопросы могут быть рассмотрены в богословской плоскости и получить богословское разрешение.
Библия не оставляет сомнения в том, что мир есть творение Божие. Он создан Совершенным Творцом и получил от этого Творца самую высокую оценку. Но, восхищаясь красотой, гармонией и разумностью мирового устройства, мы все же отказываемся признать его совершенство. Наше нравственное чувство не может принять как нечто нормальное наличие в мире множества болезненных явлений, не может согласиться, смириться с царящей в органическом мире борьбой за существование. Если мир, вышедший из рук Творца, был совершенен, то мир, открывающийся нам и известный нашим далеким предкам, есть мир испорченный. «Основной категорией при изучении природы, как она предстоит нам, не может не быть категория болезни», — пишет протоиерей Василий Зеньковский1. Апостол Павел, выражая свои впечатления от состояния вселенной, говорит, что творение находится в рабстве у тления, что оно стенает и мучится, ожидая освобождения (Римл.8,21,22). Состояние болезни, испорченности, было свойственно миру задолго до периода бурного развития технического прогресса. Так где же тот совершенный мир, описанный в первых главах книги Бытия? Библия говорит о том, что на первозданный мир легло проклятие, что он был испорчен. Тварь покорилась суете, утверждает апостол Павел, но покорилась не добровольно (Римл.8,20). Причина этого — грех прародитетей. Объявляя человеку приговор, Бог говорит: «Проклята земля за тебя» (Быт.3,17). В том, что преступление человека против Бога повлияло на изменение, нарушение внутреннего строя природной жизни, проявилось то особое положение, которое имел в мироздании человек.
Человек — это особое творение Божие, им увенчиваются творческие действия Бога. Если материальной мир устраивался лишь по творческому Божию слову «да будет!», то созданию человека предшествовал так называемый «совет Божий»: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт.1,26). Ему, имеющему образ Божий, подчинено все созданное. Так что весь мир получает смысл и завершение в человеке. Мир создан для человека. Святой Григорий Назианзин так выразил эту идею: «Для него, как для царя, надлежало приготовить царскую обитель, и потом уже ввести в нее царя в сопровождении всех тварей»2. Человек имеет нечто большее и значительнейшее, чем то, что свойственно остальному творению, он имеет образ Божий и дыхание жизни, исшедшее от Бога. Христианство превосходит античное учение о человеке как малом мире. Человек — не малый мир, а великий мир в малом. Поэтому изменения в природе человека, разорвавшего связь с Богом как источником жизни, привели и к порче всего остального мира. «Одним человекам грех вошел в мир, и грехом смерть», — пишет апостол Павел (Римл.5,12). Болезненное состояние мира и человека требовало и требует исцеления, спасения.
Весть о возможности спасения пришла в человечество около двух тысяч лет назад, когда прозвучала проповедь Иисуса Христа о Небесном Царстве, и когда прозвучал призыв предпочитать духовные ценности мирским и не заботиться о материальной стороне жизни. Этот призыв и опыт жизни в греховном мире может, как будто, лишить всякой ценности как мир, так и человеческую деятельность в этом мире. «Как верующий в Небо и Крести может продолжать искренне верить в ценность земных забот?» — вопоршал Тейар де Шарден3. И уже сотни лет Церковь ежедневно поет: «Чаю … жизни будущего века». Однако, подлинный аскетизм не может отрицать, совершенно отвергать все материальное. Христианство вознесло телесность, материальную природу на высокий пьедестал, исповедав истинность Боговоплощения. Спасая, исцеляя человека, Бог Слово воспринял человеческую плоть, стал человеком. Трансцендентное Божество непостижимым образом вошло в состав творения. И тот будущий век, который так ожидает и призывает Церковь («Да приидет Царствие Твое»), есть время преображенного мира. Христиане призваны созидать новый мир внутри себя, чтобы потом, в будущем веке, оказаться способными войти в преображенную вселенную. Они знают, что этот испорченный мир пройдет, изменится, но они видят перед собой образ Христа, воспринявшего больную человеческую природу, не возгнушавшегося ею. Они подражают Христу, облекаясь во Христа при Крещении. Облечься во Христа — значит следовать за Ним, с благодарностью и любовью относясь ко всякому Его творению.
Можно сколь угодно долго говорить о новых технологиях, способных улучшить экологическое состояние планеты, но единственно верный путь спасения от экологический катастрофы — это изменение самого человека. Современный экологический кризис — лишь одно из проявлений общей поврежденности мира и человека. Эта поврежденность пришла по вине человека, а поэтому через человека, облеченного во Христа, может прийти и исцеление, восстановление целостности, единства Бога, мира и человека.
Примечания:
1. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.,1996. С.190.
2. Св.Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. М.,1994. С.657.
3. Тейар де Шарден. Божественная среда. М.,1991. С.12.