Праздник Петра и Павла
Завтра 12 июля праздник апостолов Петра и Павла. Их называют еще святыми и равноапостольными. Обычно к этому празднику готовятся постом, который так и называется Петровский или апостольский.
Его продолжительность бывает разная, в зависимости от дня Пасхи. Если Пасха ранняя, то пост будет длинный, если поздняя, то он может длиться чуть больше недели. Правда, так было не всегда, и еще в 12 веке Феодор Вальсамон, знаменитый толкователь церковных правил, напоминал: « За семь дней и больше до праздника Петра и Павла… миряне и монахи обязаны поститься…». Значит, в его время продолжительность этого поста еще не была четко установлена, и во многих местах он мог начинаться только за неделю до самого праздника.
День памяти двух апостолов известен уже с глубокой древности и отмечался как Востоке, так и на Западе 29 июня. Эта дата осталась и до сих пор. Только у юлианского календаря, которым по-прежнему пользуются в Русской Церкви, две недели разницы с нашим обычным гражданским календарем, григорианским. Вот почему и получается 12 июля.
Первые упоминания о празднике Апостолов Петра и Павла восходят к 4 веку. В царствование Константина Великого (+337) в Константинополе в их честь воздвигли величественный храм, а от знаменитых проповедников этого времени — Амвросия Медиоланского (+397), Григория Богослова (+389), Иоанна Златоуста (407), блаженного Августина (+430) сохранились вдохновенные проповеди и поучения в честь апостолов.
К 6 — 7 веку входит в обычай отмечать этот праздник особенно торжественно. Сохранилось свидетельство некоего Феодора чтеца, который пишет: « Один римский сенатор Фест, прибыв в столицу по делам к императору Анастасию (491-518), убеждал праздновать праздник верховных апостолов Петра и Павла с особой честью и благоговением. Хотя и до просьбы Феста этот день был праздничным, то теперь его стали проводить с гораздо более большей торжественностью».
Интересно, что многие песнопения праздника написал в 8 веке очень почитаемый в Церкви святой Иоанн Дамаскин. Их до сих пор поют на богослужении.
Чем же прославились эти два великих человека? Давайте посмотрим, что говорится о них в книгах Нового Завета и в ранней истории Церкви.
Петр носил имя Симон, и был родом из Галилеи небольшого городка Вифсаиды в окрестностях Тивериадского озера. Святитель Иоанн Златоуст называет его человеком пламенным, простым бедным, богобоязненным и некнижным. Среди евреев тогда была необыкновенно популярна идея Мессии, Помазанника Божия, Который придет спасти свой народ. Увлекся ей и Петр. Только нашел ее воплощение в Учителе из Назарета, и первым провозгласил его Христом, Сыном Бога Живого, за что и удостоился назваться камнем, по-гречески Петр, на котором будет основана Церковь (Мф. 16. 17-19) . Он принадлежал к самым близким ученикам Христа, тем трем, которых Он посвятил в величайшие тайны своей богочеловеческой жизни. Вспомним хотя бы преображение на горе Фавор.
Однако в самый решительный и трагический момент жизни своего учителя Петр отрекся от Него, хотя за несколько дней до того клялся, что готов за Него положить и жизнь. Потом он «горько плакал» и был прощен воскресшим Христом. После Воскресения апостол Петр самоотверженно проповедует Евангелие от Вавилона до Рима, где около 67 года при императоре Нероне был распят головой вниз.
В христианской иконографии его изображают седым старцем, с курчавыми волосами и бородой, часто с ключами, а иногда с рыбой — как намек на его рыбацкий промысл.
Павел от лат. Paulus — маленький, незначительный — прославился как величайший проповедник христианства среди язычников. Он родился в зажиточной еврейской семье, принадлежавшей к партии строгих ревнителей Моисеева закона — фарисеев и носил еврейское имя Савл или Саул в честь первого израильского царя Саула.
В школе известного ученого раввина Гамали`ила ему удалось основательно изучить весь закон Моисеев с его талмудическим толкованием и познакомиться с греческой литературой. По дороге в Дамаск, куда он шел гнать христиан, ему явился дивный свет, из которого он услышал голос Христа. Это произвело в нем чудесный переворот, превративший яростного гонителя Савла в великого проповедника христианства Павла. После своего обращения апостол посвящает всего себя проповеди Евангелия и совершает несколько миссионерских путешествий в разные части огромной Римской империи от городов Азии до Испании и Рима, где и был обезглавлен тоже около 67 г..
Апостолу Петру принадлежат два так называемых соборных послания, а апостолу Павлу целых 14, в которых они дают первую богословскую обработку христианского учения, очень самобытную и глубокую.
Ну а для нас их жизнь — пример прямого общения человека с Богом, и той силы, которую оно дает человеку. Об этом очень хорошо сказал блаженный Августин: « Петр был избран из числа немощных мира, чтобы посрамить сильных, ибо до апостольства был рыбаком; а в Павле преизобиловал грех, да умножится блаодать, ибо он гнал Церквь Божию. Первый предостерегает нас от надменности, а второй от отчаяния. Будем помнить об этом, и не будем гордиться мирским величием, равно как и отчаиваться в милосердии Божиим, когда вспомним о своем недостоинстве».
Written by протоиерей Владимир Башкиров, доктор богословия