Пятнадцать патриархов. Святитель Иов, Патриарх Московский
В наступившем 2009 году исполняется 420 лет учреждения Патриаршества в Русской Церкви. В текущее время междупатриаршества и ожидания Поместного Собора полезно и интересно обозреть историю русского Патриаршества и вспомнить личности каждого из почивших патриархов.
Предыстория
Установление Патриаршества было естественным результатом духовного и организационного роста Русской Церкви. После падения Византии Московская митрополия обрела церковную независимость от Константинопольского Патриархата. В 1448 г. Собор русских архиереев независимо от Константинополя возвел на кафедру Митрополита Московского и всея Руси епископа рязанского Иону, положив тем самым начало автокефалии Русской Православной Церкви. В 1586 г. Москву посетил Антиохийский патриарх Иоаким, а в 1588 – Константинопольский патриарх Иеремия II, которые согласились с идеей учреждения Московского патриаршего престола. 26 января 1589 г. Константинопольский Патриарх Иеремия II с сонмом епископов совершил интронизацию первого русского Патриарха Иова.
Святитель Иов, Патриарх Московский
Святитель Иоа (в миру – Иоанн) родился в 30-е гг. XVI в. в Городе Старице Тверской губернии. Родители его были посадскими людьми и отдали сына для начального образования в Старицкий Успенский монастырь, где он был, по словам биографа «воспитан и грамоте, и всему благочинию, и страху Божию добре обучен» настоятелем обители архимандритом Германом, который затем по просьбе своего воспитанника постриг его в монашество с именем Иов. Около 1569 г. обитель посетил царь Иван Грозный. Иов произвел на него сильное впечатление и он повелел возвести его в архимандрита и настоятеля обители. Вскоре из скромной Старицкой обители отец Иов был переведен в Москву – настоятелем Симонова монастыря (1571), а затем – в Новоспасский (1575), считавшийся царским. В 1581 г. архимандрит Иов был рукоположен во епископа Коломенского, в 1586 г. стал архиепископом Ростова Великого, а в 1587 – митрополитом Московским. Что же стало причиной царского благоволения и такого стремительного возвышения скромного старицкого инока? По свидетельству биографа, он был весьма благообразен и «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселяя и услаждая»; имел необыкновенную память, знал наизусть всю Псалтирь, Евангелие и Апостол; без служебника совершал всю литургию, без книги, на память читал не только Евангелие, но и все молитвы во время крестных ходов на Богоявление и в другие дни, коленнопреклонные молитвы на Пятидесятницу. По свидетельству современников его служение было столь «умилительно, громогласно и доброгласно, что все молящиеся вместе с ним плакали». Святитель Иов был великим постником и бессребреником, никогда не пил вина и ежедневно совершал Литургию, за исключением дней сильной немощи. По слову биографа «…во дни его не обретеся человек подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом».
23 января 1589 г. совершилось избрание Патриарха Иова. В Успенский собор Кремля, где собрались все русские архиереи, прибыл Константинопольский патриарх Иеремия и «советовался тайно с архиереями об избрании патриарха», после чего были избраны на Патриаршество три кандидата: Иов, митрополит Московский, Александр, архиепископ Новгородский и Варлаам, архиепископ Ростовский. Затем Вселенский патриарх проследовал к царю Федору Иоанновичу, который избрал из числа кандидатов митрополита Иону.
26 января 1589 г. состоялась патриаршая интронизация. После прочтения избранным патриархом исповедания православной веры, Вселенский Патриарх прочитал краткую молитву и избранный патриарх Иов отошел в придел. На литургии, по окончании Трисвятого, Иов был введен через Царские врата в алтарь и патриарх Иеремия вместе с другими архиереями совершил над ним полное архиерейское рукоположение с произнесением тайносовершительной молитвы. Затем новопоставленного патриарха вывели на возвышение посреди храма и трижды сажали его на кафедру при пении многолетия. Вселенский патриарх вручил святителю Иову посох свято митрополита Петра, а царь – золоту панагию с драгоценными камнями, мантию и белый куколь. Во время царского обеда, Патриарх Иов вышел и совершил шествие с воздвизальным крестом «на осляти» вокруг «города старого».
По возвращении в Константинополь патриарх Иеремия созвал собор, который 13 февраля 1593 г. издал грамоту об учреждении патриаршества в России.
В связи с учреждением Патриаршества святитель Иов произвел возвышение древних русских архиепископских кафедр в митрополии – Новгородскую, Ростовскую, Казанскую и Крутицкую, а архиепископии – Вологодскую, Суздальскую, Рязанскую, Тверскую, Смоленскую, учреждены были новые епархии – Псковская, Карельская, Астраханская.
Сделавшись Патриархом, он подписывался «Иов, Божиею милостию патриарх царствующаго града Москвы и всея Великия России».
При Патриархе Иове были канонизированы новые святые – Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (сам патриарх Иов написал канон святому), святители Казанский Гурий и Варсонофий, преподобный Антоний Римлянин, преподобный Корнилий Комельский и другие. В год 400-летия учреждения Патриаршества и возведения на Патриарший престол митрополита Иова Архиерейский Собор 1989 г. причислил к лику святых русских патриархов Иова и Тихона.
Патриарх Иов уделял большое внимание не только высшему церковному и епархиальному управлению, но и приходской жизни. Он возобновил в Москве систему поповский старост (благочинных) и старших протопопов для наблюдения за поповскими старостами, требовал от всего подчиненного ему духовенства образцового выполнения своих пастырских обязанностей.
В 1589 г. патриарх Иов оказал кадровую помощь Грузинской Церкви и написал пространное послание грузинскому царю Александру, текст которого сохранился до наших дней.
Святейший Патриарх Иов активно способствовал укреплению Православия в Сибири, оказывал ощутимую помощь новым храмам в этом регионе.
Патриарх Иов с другими епископами получили больше влияния при решении государственных дел. На царских земских собор при обсуждениях, царь всегда спрашивал мнение патриарха и архиереев. Этот опыт стал особенно важен в Смутное время, когда Патриарху и другим архиереям пришлось стать во главе тех, кто фактически управлял государством. После смерти царя Федора Иоанновича патриарх Иов написал «Повесть о житии» царя Федора. Патриарх Иов активно способствовал избранию царем Бориса Годунова, несмотря на многочисленные отказы последнего. После смерти царя Бориса в 1605 г. и появления Лжедмитрия, святитель Иов пытался удержать свою паству от признания самозванца, анафематствовал его и тех, кто его признавал, и за это пострадал: вооруженная толпа ворвалась в Успенский собор в то время, как патриарх совершал литургию, не завершив которую, патриарх был насильно выведен из алтаря. Изменники с позором «таскали его по церкви, а затем повлекли на Лобное место, бесчестили и били патриарха сурово и бесчеловечно». Патриарший двор был разграблен, а патриарх, по его просьбе, в простой расе на телеге был отправлен в родной Старицкий монастырь, где прожил до самой своей смерти 19 июня 1607 г.
В год 400-летия учреждения Патриаршества и возведения на Патриарший престол митрополита Иова Архиерейский Собор 1989 г. причислил к лику святых русских патриархов Иова и Тихона.
Протодиакон Павел Бубнов, кандидат богословия