Движение Анастасии: часть 2
Мартинович В.А. Движение Анастасии: часть 2. // Минские Епархиальные Ведомости 2008. №2(85). –С.73-77.
История движения Анастасии, начало
Начиная с 1997 года в России, Беларуси (Минск, Могилев) и Украине появляются первые клубы читателей и поклонников книг Мегре. Движение Анастасии является не первой сектантской организацией, возникающей благодаря бурной реакции населения на идеи, заложенные в изданной книге. Так, в 1838 году Этьен Кабе выпускает работу «Путешествие в Икарию», под влиянием которой организовалось движение Икаров, также пытавшееся построить идеальное общество. Рон Хаббард смог развить свою частную практику до одного из самых известных культов мира только благодаря изначально большой популярности опубликованной им книги «Дианетика». Издание «книги – священного писания» предваряло возникновение и успешное развитие таких известных сект и культов, как мормоны, христианская наука, движение Грааля, Сока Гаккаи и др.
Выход в свет первой книги породил большое количество интерпретаций ее содержания и прежде всего образа самой Анастасии. Вдохновленные работой люди пытались как-то объяснить прочитанное самим себе и окружающим, и чаще всего их рассуждения не только не представляли никакой опасности для будущего движения, но и полагали собой фундамент для его дальнейшего развития. Однако в их числе было немало серьезных искажений образа Анастасии, попыток проинтерпретировать книгу с позиций учения какой-либо существовавшей на тот момент секты, либо просто концепций, развитие которых могло нанести серьезный ущерб планам Мегре. Поняв это, Мегре прибегает к активно используемому различными религиозными организациями способу исправления и корректировки идей и настроений в возникающем движении через свои последующие книги. Он пишет от своего имени и вкладывает в уста Анастасии необходимую для этого информацию. Так, уже во второй книге появляется категоричное утверждение о том, что он никому и никогда не передаст эксклюзивного права на трактовку высказываний Анастасии./1/ Тем самым в зарождающемся движении предпринимается первая попытка разделения всего хаоса материалов и интерпретаций Анастасии на «авторитетные», или исходящие от самого Мегре, и вторичные, малозначимые, исходящие от читателей книг. С тех пор развилась целая индустрия частных интерпретаций и дополнений к учению, изложенному в книгах. Они публикуются через интернет, газеты и журналы движения, аудио- и видеопродукцию, обсуждаются на конференциях и собраниях клубов. Их количество очень велико.
Аналогичным способом, в диалоге с Анастасией, Мегре пытается решить еще одну проблему, типичную для большинства всех сект и сектантских движений: установление контроля над источником «откровения» и «связи с Богом» в организации. Дело в том, что степень контроля над вновь получаемыми откровениями со стороны любой религиозной организации является важным фактором, регулирующим ее сохранность и количество отделяющихся от нее новых сект. Как и следовало ожидать, некоторые последователи Анастасии начали претендовать не просто на интерпретацию слов Мегре, но на установление независимого от Мегре контакта с таежной красавицей и получение от нее важной и, главное, новой информации. Подобная ситуация в сектах может возникнуть спонтанно, когда адепты искренне убеждены в том, что с ними напрямую начинает общаться божество. Она же может быть инициирована целенаправленно, когда кто-то пытается оспорить права лидера секты на руководство, легитимируя это новым контактом с «абсолютным источником истины», в данном случае — с Анастасией. Мегре быстро смог оценить ситуацию и в следующей, третьей книге, отреагировать на нее словами самой Анастасии, заявив, что те, кто претендуют на прямую связь с ней, чаще всего слышат и воспроизводят свои собственные мысли. Как такового диалога с Анастасией у них нет и быть не может, хотя некоторые все же могут слышать с искажениями мысли Анастасии. Лишь совершенно чистый человек способен услышать Анастасию без искажений, но даже в этом случае ничего нового по сравнению с уже сказанным в книгах он узнать не сможет./2/ Там же Мегре словами Анастасии пытается остановить поток людей, досаждающих ему своим желанием уехать в Сибирь и жить вместе с Анастасией в лесу./3/ Вне всякого сомнения, эти слова значительно сократили количество людей, претендующих на установление прямого контакта с Анастасией, но не смогли полностью закрыть данную тему. Так, например, в Барнауле появилась женщина, Гузь Ольга Анатольевна, обвинившая Мегре в плагиате ее идей и объявившая саму себя истинной Анастасией и единственным источником неискаженной информации./4/ Тем временем образ Анастасии проникает в литературу оккультной среды общества, что вполне закономерно, т.к. оккультная среда не только порождает новые секты и сектантские движения, но и впоследствии перенимает у них же наиболее яркие и значимые творения сектантской мысли./5/
В последующих книгах Мегре постоянно сообщает о знакомстве Анастасии с письмами читателей, адресованными ей, задает Анастасии вопросы от их имени и всячески развивает тему непосредственного участия Анастасии в жизни движения вообще и каждого последователя Анастасии в частности. Он корректирует свои высказывания в соответствии с реакцией читателей на предыдущие книги. Вероятно, именно поэтому Мегре в последних книгах пытается завершить все затронутые им в первых трех томах темы и найти объяснение в границах своего учения всем сюжетам ранних книг. В последних книгах уже открыто обсуждаются некоторые проблемы и вопросы развития движения Анастасии, публикуется ряд документов.
На первой стадии развития движение Анастасии состояло из различных клубов читателей книг Мегре. Они собирались вместе, в дружной обстановке обсуждали любимые книги, пили чай с домашней выпечкой и, довольные общением с единомышленниками, расходились по домам. Общение являлось на этом этапе самоцелью. Далеко не всегда эти клубы представляли собой самостоятельные образования. Так, например, первый белорусский Центр «Анастасия» в г.Минске полагал себя в качестве «общественной приемной, информационно-аналитического центра» при редакции белорусского оккультного журнала «Я есмь»./6/ Тогда же, кстати, в российских и белорусских СМИ появляются первые объявления, рекламирующие книги Мегре и сообщающие контактный адрес клубов и центров Анастасии./7/ С выходом в свет каждой последующей книги Мегре активно развивает идею создания родовых поселений, состоящих из множества родовых поместий размером в 1 га земли. Последние представлялись универсальным средством как для духовного развития человека, так и для выведения страны из политического, экономического, социального и экологического кризиса. Тем самым было задано огромное поле для реализации на практике идей, заложенных в книгах. Общение в клубах и центрах Анастасии перестает быть самодостаточным и переориентируется на цели, достижение которых требует выхода за пределы уютной и привычной обстановки собраний. В круг тем, обсуждаемых на встречах, начинают включаться сугубо практические вопросы, а само общение все чаще переходит из области восхищения идеями книг Мегре в сферу решения конкретных проблем, предполагающих не только определенный уровень ответственности и капиталовложений, но и серьезной перестройки всей своей жизни. Многие уходят из клубов, а у тех, кто там остается, несколько меняется отношение друг к другу. Оставшиеся и вновь приходящие постепенно осознают, что свои поместья им придется строить вместе и, в случае успеха, рядом прожить всю оставшуюся жизнь. К продолжающейся оценке и обсуждению книг Мегре добавляется также открытый и закулисный анализ своих собратьев по группе. В клубах появляются активисты.
Между тем, книги Мегре пользуются огромной популярностью, издаются их дополнительные тиражи, и с каждым месяцем увеличивается количество центров и клубов читателей книг об Анастасии на территории стран бывшего СССР. Многие выступают с различными инициативами и предложениями к Мегре. Возможно, именно ощущение того, что внезапно всколыхнулся весь народ, вдохновленный идеями Анастасии, и побудило Мегре в четвертой книге, в 1999 году, выступить с инициативой по созданию политической партии и изменению существующего законодательства. Предполагалось законодательно обеспечить выделение в пожизненное пользование всем желающим 1га земли под строительство родового поместья./8/ Однако очень быстро Мегре понимает, что если как-то не скоординировать весь хаос инициатив движения, то нельзя будет добиться ничего серьезного. Вероятно поэтому в следующем томе, вышедшем в 2001 году, Мегре предлагает всем своим последователям конкретную программу действий: а) начать повсеместную регистрацию клубов читателей Анастасии и выбрать руководителя, который бы получал зарплату за дальнейшее лоббирование интересов организации; б) обратиться в государственные органы с просьбой о выделении земельного участка не менее 150 га; в) сделать с помощью профессионалов проект будущего поселения; г) начать работу по созданию своего поместья на выделенной земле; д) инициировать в местной прессе обсуждение проектов родовых поместий. Тем временем сам Мегре пишет открытое письмо Президенту России и заявляет, что уже разработан проект устава новой политической партии./9/ В сентябре 2001 года проходит одна из значимых встреч активистов движения с Мегре, на которой была подчеркнута необходимость информационного объединения движения при сохранении его структурной децентрализации. При этом мотив для поддержания децентрализации был достаточно очевиден: боязнь, что единый орган управления может кто-то взять под контроль и навредить тем самым всему движению./10/ Видимо, уже тогда Мегре начинает видеть значительные силы внутри движения, способные ослабить его влияние и авторитет.
С 2001 года клубы читателей начинают активно регистрироваться в качестве общественных объединений и выходят на контакт с аналогичными организациями из других городов. Появляются первые ходоки к чиновникам с прошениями о выделении земли. Отдельные организации и последователи Анастасии в России получают землю и тут же осознают, что приобретение участка является не самым сложным препятствием на пути к воплощению заветных идей. В то же время у большинства приобрести землю не получается. Клубы начинают интенсивно делиться опытом продвижения идей Анастасии в своей местности. Друг другу они помогают в составлении официальных документов, дают советы, как вести разговор с чиновниками, чтобы выбить земли, проводят анализ законов и лазеек в них, позволяющих получить чаемый гектар. При этом предлагаются самые разные подходы к получению земли, от быстрого и незаконного ее захвата до максимально корректного и законопослушного обращения в органы власти. Обсуждаются многочисленные альтернативные способы обработки земли без использования удобрений, сложной техники и прочих «вредных» достижений науки и техники. Некоторые клубы движения начинают проводить в своих городах акции по высаживанию деревьев и уборке мусора в общественных местах, благодаря чему завоевывают симпатии местной администрации. Члены движения рекламируют книги Анастасии среди своих родственников, знакомых, коллег по работе. Известны случаи, когда учителя, увлеченные идеями Анастасии, рассказывали о них детям на уроках в школе.
Сложно сказать, какую роль в истории движения сыграло весьма оригинальное, целевое обращение Мегре к такой прослойке населения страны, как дачники. Анастасия по сюжету книг очень любит говорить о дачниках, отзывается о них ласково и уже на протяжении 20 лет изо дня в день занимается помощью дачникам и садоводам. Именно дачники России, со слов Анастасии, предотвратили мировую катастрофу в 1992 году. Т.к. предрекаемый Анастасией конец света в 2002 году не произошел, то можно также предположить, что его снова предотвратили дачники./11/ Вне всякого сомнения, обладателям дач было очень приятно слышать такие слова о себе и многие из них если и не принимали непосредственное участие в движении, то с удовольствием покупали все работы Мегре, увеличивая тем самым их популярность. Не многие из них владеют заветным гектаром земли и готовы ради создания родового поместья оставить свои обустроенные и обжитые четыре сотки. Однако, вероятно, впервые в истории религии было дано религиозное обоснование полезности и вселенской значимости прополки грядок и остальной работы на дачных участках.
С 2000-2001 года начинают проводиться читательские конференции, на которые съезжаются представители из разных регионов и которые периодически посещает сам Мегре. Тогда же в разных клубах появляются люди, бросающие свою работу и посвящающие себя целиком и полностью развитию движения Анастасии. Однако, если люди, оставляющие все перед уходом в секту, получают в ней минимальный набор благ, необходимых для выживания, то в сектантских движениях централизованная структура, поддерживающая местные филиалы, отсутствует. Человек вынужден самостоятельно находить себе пропитание, устраиваться на менее оплачиваемую работу, оставляющую время для любимого занятия, либо как-то выкручиваться за счет других последователей движения. В результате начался процесс коммерциализации движения на местах. Выпуск газет, журналов, книг, посвященных вопросам экопоселений, альтернативного земледелия, нетрадиционной религиозности и всему спектру тем, родственных идеям Анастасии, создание аудио- и видеопродукции, театральных постановок, концертных номеров бардов, торговля семенами и саженцами, всевозможной продукцией из кедра, организация туристических поездок к дольменам и прочие разновидности работ становятся основными источниками доходов. Естественно, права на производство и реализацию самых доходных товаров формирующегося рынка (книги и альманахи серии «Звенящие Кедры России», всевозможная продукция из кедра, фильмы из цикла «По следу Мегре», материалы выступлений Мегре) находятся под контролем членов семьи Мегре и Владимирского Фонда «Анастасия», подчиняющегося Мегре. Еще в 1999 году был зарегистрирован товарный знак «Звенящие кедры России» — рисунок с изображением кедровой ветки в круге с надписью знака, и сам Мегре обращался к государству для защиты своих прав на единоличное использование этого знака./12/
Все чаще к самому Мегре и во Владимирский Фонд «Анастасия» начинают приходить не только восторженные отзывы на книгу, но и многочисленные предложения по усовершенствованию работы по распространению идей Анастасии в обществе, а также запросы на финансирование различных местных проектов, посвященных Анастасии. Со своей стороны, Мегре делает первое письменное обращение к читателям и последователям Анастасии, лежащее вне формата самих книг и публичных выступлений, в котором призывает использовать потенциал последователей своего движения – юристов, художников, чиновников для работы на движение Анастасии./13/ В движении действительно появляются юристы и бывшие госчиновники, которые вслед за призывом Мегре берутся за разработку документов, необходимых для выделения земельных участков, анализируют законодательство, выступают с законодательными инициативами. Администрации областей, районов и городов стран России, Беларуси, Украины получают официальные запросы на выделение земли и предложения по изменению законодательства. При этом постоянно появляются все новые и новые клубы во всех странах СНГ, начинающие всю работу с нуля и активно заимствующие опыт из других регионов. В результате происходит вполне естественное расслоение всех организаций движения на более сильные, опытные, финансово независимые, уже получившие землю и занимающиеся строительством родовых поселений, и слабые, еле выживающие и перманентно находящиеся на ранней стадии развития.
Проблемы развития движения Анастасии
Интересно, что именно в рядах сторонников Мегре, среди бесконечных обсуждений в уютной компании идей Анастасии и мечтаний о будущем родовом поместье, рождаются первые критические замечания ко многим тезисам и концепциям Мегре. Поднимаются чисто практические вопросы о том, как можно без использования каких-либо современных технологий обработки земли вырастить на 1 га достаточно продуктов для пропитания целой семьи и выживать при этом только на подножном корму, никак не заботясь, согласно завету Анастасии, о своем питании. Практиков начинает беспокоить вопрос жаждущих пропитания комаров, с удовольствием поселяющихся вокруг водоемов, которые рекомендуется выкапывать на своем гектаре. Появляется беспокойство о том, как же правильно выбрать соседей, с которыми придется жить в мире, любви и согласии, смиряясь со всем, что может смущать в их поведении. Возникает проблема расстановки приоритетов: что важнее — свое собственное родовое поместье, в котором хочется создать маленький рай на земле, или хорошие соседи-единомышленники. Прилагаются титанические и, как правило, безрезультатные усилия по совмещению того и другого, т.к. не так уж и просто найти 150 семей, объединенных единым видением идей Анастасии, разделяющих единый морально-этический кодекс поведения, готовых бросить все ради устройства своего заветного поместья и согласных жить друг с другом в одном поселении, начав одновременно строиться, честно отдавая свой труд и сбережения ради всеобщего блага. Наконец, возникает вопрос о том, кому из детей достанется родовое поместье по наследству? Затем в чьем родовом поместье — родителей мужа или жены — захотят жить новобрачные? Либо, бросив родовое древо и живительные энергии и силы поместий своих отцов, они захотят построить что-то новое на новой земле? Следующая проблема — что будет с поместьем их отцов после их смерти: ведь не смогут же истинные последователи Анастасии бросить свою родовую землю или превратиться в земельных магнатов, наследующих множество родовых поместий сразу. Сам факт открытого обсуждения последователями Анастасии этих и иных сложных вопросов и нестыковок в концепциях Мегре очередной раз свидетельствует о том, что речь идет о сектантском движении, а не об одной и единой секте. Примечательно, что обсуждаются преимущественно вопросы технического и практического характера, касающиеся обустройства родового поместья. При этом значительно реже встречаются размышления над религиозными, историческими, философскими вопросами, затрагиваемыми в книгах. Эта ситуация вполне объяснима, т.к. доктрины Мегре по определению не смогут принять гуманитарии, историки, философы, культурологи, религиоведы и все те, кто по роду своей профессии разбирается во всех затрагиваемых Мегре религиозно-философских вопросах. Не только гуманитарии, но и вообще ни один образованный человек не сможет согласиться с заявлением Мегре о том, что все книги по философии и религии, написанные за последнее тысячелетие, доносят в различных вариациях всего одну мысль: Богу нужно поклоняться./14/ Основной контингент последователей движения состоит, таким образом, из людей с техническим образованием, не владеющих даже базовыми знаниями в области любой из гуманитарных дисциплин. Именно поэтому все вопросы теории принимаются ими на веру, а активно обсуждаются только те темы и концепции, которые им наиболее близки и понятны.
Одновременно с процессами критической саморефлексии последователей Анастасии проявляются в полную силу внутренние структурные проблемы движения. Первая из них связана со значительной пассивностью последователей Анастасии и с их частым выходом из движения. Большая часть членов движения оказалась просто не готовой к радикальной перестройке своей жизни и работе над созданием своего поместья. Одни, столкнувшись с необходимостью строительства или другими серьезными проблемами на этом пути, просто выходят из движения. Другие остаются, но никаких активных действий не предпринимают, ожидая, что все как-нибудь само собой решится и построится. Сектоведам известно, что число потенциальных сторонников любой секты и сектантского движения в обществе ограничено, и рано или поздно наступает момент, когда поток новых людей иссякает. В этой ситуации секта и/или сектантское движение вынуждены либо радикально себя реформировать, либо искать новых членов в иных странах мира. Таким образом, неспособность организаций Анастасии активизировать пассивных членов и вполне естественное нежелание удерживать уходящих от них людей неизменно приближают критический момент стагнации всего движения в целом./15/ Примечательно, что в самом движении эта простая и очевидная проблема не осознается и царит характерное для сект убеждение, что в потенциале все люди Земли рано или поздно станут последователями идей Анастасии.
Вторая проблема связана с появлением аферистов, действующих от имени Мегре, но никакого отношения к нему не имеющих. Эти люди стремятся как-то заработать на популярности книг об Анастасии, например, издавая подпольно новые тиражи книг Мегре или выступая с мошенническими коммерческими проектами и инициативами, связанными со строительством поместий, что еще более дискредитирует все движение в целом. Сюда же относятся организации, ратующие за создание родовых поместий, но делающие это методами, ухудшающими имидж всего движения. Одна из разновидностей этой проблемы заключается в том, что в движении появились отдельные лидеры клубов, берущие на себя единоличное управление организацией и диктующие свое видение развития группы всему коллективу. Многим из них люди охотно подчиняются, с удовольствием складывают с себя ответственность за свои поступки вообще и строительство своих поместий в частности. Эти клубы и инициативы отличаются особой замкнутостью и некоторой дистанцией по отношению к остальным организациям движения./16/
Третья проблема, характерная для всех сектантских движений, состоит в размытости границ движения Анастасии. В большинстве клубов и центров движения отсутствует жесткий контроль за последователями, и само понятие членства четко не прописано. В результате сторонники других сект проникают в движение и прямо или косвенно пытаются завербовать «анастасиевцев» в свои организации. Последователи Анастасии также активно и вполне осознанно общаются с различными сектами, например с последователями Порфирия Иванова, Церкви Последнего Завета, обществами Рерихов/17/ и др. На страницах своих изданий они рекламируют другие секты и сектантские учения: Порфирия Иванова,/18/ Шри Рамана Махариши,/19/ Свами Шри Юктешвар Гири,/20/ Валентины Лавровой/21/ и др. Все это приводит их к размытому, находящемуся под влиянием иных сектантских учений, восприятию идей самой Анастасии и, порой, к переходу в иные секты и сектантские движения. Благодаря оккультной среде общества Мегре написал свои книги и благодаря ей же эти книги пользуются спросом. Подавляющее число почитателей творчества Мегре являются «членами» оккультной среды общества. Но именно из-за глубокой связи с этой средой люди покидают движение Анастасии, уходя в иные организации в поисках все новых и новых «истин». Это предсказуемое и неизбежное следствие избранного Мегре пути развития движения Анастасии. Мотивация входа в движение Анастасии — интерес к новым «духовным» книгам – совпадает, в данном случае, с одной из мотиваций выхода из него.
Четвертая проблема заключается в борьбе за власть и сферы влияния в движении. В данном случае речь идет как о конфликтах и интригах на уровне всего движения, направленных, например, против Мегре, так и о мелких раздорах среди отдельных клубов и центров Анастасии. Все они являются одним из мощнейших факторов, тормозящих развитие всего движения в целом. Чаще всего конфликты возникают между организациями, находящимися в одном населенном пункте. Так, во многих городах России и Беларуси/22/ появилось несколько клубов и обществ Анастасии, не способных в силу своих разногласий объединиться друг с другом и выступить единым фронтом в защиту идей Анастасии. Развившиеся до достаточно высокого уровня местные организации начали искать пути совместной работы с не менее сильными группами из других регионов. Некоторые стремились к централизации деятельности всего движения, но при этом подразумевали централизацию под их собственным началом, что вызывало недоумение и недовольство у иных, также набравших силу организаций внутри движения. В результате внутренних конфликтов встал вопрос о формах сотрудничества клубов Анастасии друг с другом. Т.к. нередко речь шла о деньгах, разговор перешел на деловой язык составления договоров, коммерческих предложений, расписок, юридического сопровождения и прочих элементов, призванных обезопасить от возможного обмана обе стороны, которые декларируют необходимость доверия и любви друг к другу./23/
Пятая, хрестоматийная проблема, относящаяся ко всему миру сект и сектантских движений, состоит в нежелании родственников, друзей, знакомых, коллег по работе последователей движения Анастасии понимать и принимать идеи Анастасии. В движении увеличивается количество случаев семейных конфликтов из-за тотального увлечения одним из членов семьи этими идеями. Эти и иные проблемы стали спутником движения Анастасии на протяжении всей истории его развития и актуальны до сих пор./24/ Продолжение следует…
- С. 194-195. Мегре В. Звенящие кедры России. Книга вторая. – Москва – Санкт-Петербург: «Диля», 2006. – 223 с.
- С. 182-183. Мегре В. Пространство любви. Книга третья. – Москва – Санкт-Петербург: «Диля», 2005. – 219 с.
- С. 185-187. Мегре В. Пространство любви. Книга третья. – Москва – Санкт-Петербург: «Диля», 2005. – 219 с.
- См. авторский сайт Гузь О.А.: http://www.anastasia-is-me.ru
- См. например: Лаврова В. Ключи к тайнам жизни. Часть 7. – Москва: Изд-во А.Мельникова, 1998. – 364 с.;
- Республиканский центр «Анастасия». // Я Есмь 1998, № 1. – С. 6.
- См. например: Карпинская М. Анастасия. // Свободное время 1997.11.20. № 36.
- С. 156-157.; 195-196. Мегре В. Сотворение. Книга четвертая. – Москва – Санкт-Петербург: «Диля», 1999. – 221 с.
- С. 107-112. Мегре В. Кто же мы? Книга пятая. – Москва – Санкт-Петербург: «Диля», 2001. – 236 с.
- Обращение к клубам и общественным организациям, единомышленникам. От участников встречи, проходившей в Москве 15-16 сентября 2001 года. // Новости проекта звенящие кедры России 2001.10.05. № 25.
- С. 68-74. Мегре В. Анастасия. Книга первая. – Москва – Санкт-Петербург.: «Диля», 2006. – 221 с.; С. 59-69. Мегре В. Звенящие кедры России. Книга вторая. – Москва – Санкт-Петербург: «Диля», 2006. – 223 с.; С. 21-24. Мегре В. Кто же мы? Книга пятая. –Москва – Санкт-Петербург.: «Диля», 2001. – 236 с.
- См., например, Решение Палаты по патентным спорам по возражению Мегре В.Н. от 01.08.2003 года против действия регистрации № 196922 товарного знака «Звенящие кедры». – 7 с.
- Мегре В. Обращение к членам клубов и участникам форума. // Владимирский Фонд культуры и поддержки творчества «Анастасия» 2002.08.19. http://www.anastasia.ru/news/n156с. С.174-175. Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. ew_1.html
- Выступление В.Н.Мегре на дружественной встрече 7 апреля 2002 года в г.Красногорск. Вопросы и ответы. // Альманах Звенящие кедры России 2003 №1(4). – С.7.
- Обращение к клубам и общественным организациям, единомышленникам. От участников встречи, проходившей в Москве 15-16 сентября 2001 года. // Новости проекта «Звенящие кедры России» 2001.10.05. № 25.; Мыльников Д. Обращение к единомышленникам. // Новости проекта «Звенящие кедры России» 2001.11.02. № 33.; Звонков Н. Открытое письмо Владимиру Мегре и всем участникам движения «Звенящие кедры России». // Новости проекта звенящие кедры России 2001.02.07. № 41.; Плеханов А. Об авторитетах и цели экопоселения. // Новости проекта звенящие кедры России 2001.03.10. № 43.
- Ефанов С. “Осторожно Любинка!” или “Как не надо создавать поселение” эпизод 2: “Атака жрецов”. // Кедровка 2003.04.05. № 6.; Обращение к клубам и общественным организациям, единомышленникам. От участников встречи, проходившей в Москве 15-16 сентября 2001 года. // Новости проекта звенящие кедры России 2001.10.05. № 25.
- Расскажи мне о здоровье, г.Воронеж. // Родовое имение 2003 № 9. – С. 3.
- Расскажи мне о здоровье, г.Воронеж. // Родовое имение 2003 № 9. – С. 3.
- О Бхагаване Шри Рамане Махариши. // Родовое имение 2003 № 16. – С. 3.
- Светлая наука. // Родовое имение 2003 № 18. – С. 7.
- Лаврова В. Потусторонний мир. // Богатырская рада 2002 № 3. – С. 16-18.
- Только в Минске действует 3 разных конфликтующих между собой организации последователей Анастасии: «Сотворение», «Своя Родина», Информационно-аналитический Центр «Звенящие кедры Белой Руси». См. Пространство согласованных действий. // Наша Крынiчка 2007. № 8 (10). –С. 1-3.
- См: Обращение к клубам и общественным организациям, единомышленникам. От участников встречи, проходившей в Москве 15-16 сентября 2001 года. // Новости проекта звенящие кедры России 2001.10.05. № 25.; Мороз Ю. Попытка перехвата управления. // Новости проекта звенящие кедры России 2002.05.05. № 47; Мухоров А.А. События всероссийской конференции 2002 «Выбери свое будущее». // Новости проекта звенящие кедры России 2003.08.21. № 74.; Открытое письмо от членов координационного центра «Сотворение» города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. // Новости проекта звенящие кедры России 2001.08.21. № 20. см. также: Юнязов А. Открытый ответ на предложение о сотрудничестве членам координационного центра «Сотворение» города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. // Новости проекта звенящие кедры России 2001.09.03. № 22.
- См. например: Стеценко Р. Ошибки людей, собирающихся создавать поселение. // Кедровка 2005.04.26. № 48.