«Священное Писание должно быть одной из самых важных дисциплин духовных школ…»
Интернет-портал Учебного комитета Русской Православной Церкви продолжает цикл интервью в преддверии общецерковной научно-богословской конференции на тему «Современная библеистика и Предание Церкви», которая пройдет в Москве 26-28 ноября 2013 года. О кафедре библеистики Минских духовных школ рассказывает заведующий кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии Виталий Викторович Акимов.
— До открытия нынешней библейской кафедры библеистика в МинДА не развивалась. Что препятствовало развитию?
— Однозначно заявлять о том, что до открытия кафедры библеистика в нашей академии не развивалось, будет несправедливо. Студенты изучали Ветхий и Новый завет, им предлагалось несколько проблемных курсов по Священному Писанию. Библейские дисциплины преподавали хорошие специалисты. Уже многие годы при участии преподавателей академии – профессора протоиерея Сергия Гордуна и Алеся Викторовича Короля – ведется перевод Нового Завета на белорусский язык.
Другое дело, что в преподавании библейских дисциплин практически отсутствовала системность.
В течение долгого времени библейские исследования оказывались на периферии студенческого внимания, в академии практически не велась научная работа в области библеистики, и диссертации на библейскую тематику защищались крайне редко.
Библеистика требует огромных усилий от человека, не каждый готов жертвовать много времени и сил. В богословском учебном заведении важно создать условия, которые помогут вовлечь студентов в изучение Писания — главного источника христианского богословия.
— Открытие библейской специализации МинДА было во многом Вашей личной инициативой. Можно попросить Вас подробнее рассказать об обстоятельствах, при которых она была открыта?
— В 2012 году в академию был назначен новый ректор, архиепископ Гурий (Апалько). Перед ним была поставлена задача реформировать Минские духовные школы. Наряду с трансформированием структуры образования, выделением бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, потребовалось изменить и структуру самой академии, создать самые важные академические подразделения – кафедры.
Процесс реформирования был ориентирован на существующую в настоящее время систему светского образования в Республике Беларусь, поэтому количество кафедр должно было ограничиться двумя или тремя (в высшей школе их количество связано с общим количеством студентов и преподавателей). В ходе обсуждения и размышления было решено открыть три кафедры, отражающие направления, получившие в Белорусской Православной Церкви наибольшее развитие: кафедру библеистики и богословия, кафедру церковной истории и церковно-практических дисциплин и кафедру апологетики.
— Каким образом библеистика оказалась одним из развитых направлений Белорусской Церкви, когда в научном плане в Минских духовных школах она практически не развивалась?
— Зато в Минске на тот момент уже много лет существовал Институт теологии Белгосуниверситета (ранее – факультет теологии Европейского гуманитарного университета). Он был основным местом работы многих преподавателей академии, в том числе и моим, и там функционировала кафедра библеистики и христианского вероучения и под моим руководством работал Музей Библии. Я руководил Библейской студенческой научно-исследовательской лабораторией и издавал единственный в Русской Православной Церкви специализированный научный журнал по библеистике – альманах «Скрижали». При участии альманаха и Института теологии проводилась ежегодная международная конференция исследователей Библии «Иеронимовские чтения».
К моменту открытия кафедры в МинДа я уже завершал обучение в Общецерковной аспирантуре и докторантуре (где подготовил докторскую диссертацию «Библейская Книга Екклезиаста в контексте литературы мудрости Древнего Египта»).
Так что библеистика в Белоруссии развивалась.
— Что представляет собой кафедра библеистики МинДА сейчас?
— Сегодня она ведет подготовку магистров.
Мы разработали учебный план, в который вошли дисциплины, которые, на наш взгляд, подготовят основательную базу для дальнейших научных исследований выпускников магистратуры в аспирантуре. Большое внимание мы уделили древним и новым языкам. Изучению древнееврейского и древнегреческого отводится по 180 часов, изучению современного языка – 240 часов. Студенты изучают историю библейских стран, библейскую географию, библейскую хронологию, библейскую археологию, библейскую исагогику, библейскую герменевтику, библейскую текстологию, историю библейской экзегетики, литературу межзаветного периода, апокрифическую литературу, а также ряд проблемных спецкурсов.
Ректор академии архиепископ Гурий уделяет особое внимание преподаванию иностранных языков.
Современные иностранные языки у нас преподают опытные преподаватели с большим педагогическим стажем работы, мы приглашаем и преподавателей светских вузов. В новом здании академии оборудовано несколько современных лингафонных кабинетов. В преподавании используются новейшие учебные пособия, в том числе изданные за рубежом.
Древнееврейский язык преподает архимандрит Никодим (Генералов). Древнегреческий язык должен был преподавать иерей Виктор Кулага. Но он был направлен в качестве представителя Московского Патриарха в Каир, поэтому мы привлекли специалиста кафедры классической филологии БГУ, кандидата филологических наук, доцента Арину Владимировну Кириченко.
На кафедре работает кандидат богословия, доцент иерей Святослав Рогальский, который занимается новозаветными исследованиями. При его активном организаторском участии в 2010 году в Минске прошел Пятый Международный Симпозиум исследователей Нового Завета Востока и Запада.
Среди преподавателей кафедры – молодой ученый, занимающийся проблемами библейских переводов, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры иерей Михаил Самков, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, директор Школы катехизаторов Минской епархии, кандидат богословия иерей Иоанн Задорожин. Мы надеемся, что к нам вернется протоиерей Алексий Васин, уже четыре года находящийся в командировке в Германии.
— Многие ли студенты выбирают сейчас исследования по библеистике?
— В этом году на третьем курсе академии (который еще доучивается по старой программе), библейской темой занимается один студент. 6 человек в этом учебном году составили первый набор по специальности «библеистика».
— Они достаточно подготовлены, чтобы писать магистерские работы?
— Если говорить откровенно, результаты вступительного экзамена по Священному Писанию меня несколько удручили. При таком огромном объеме часов, которые выделяются в учебном плане семинарии на изучение Библии, от выпускников семинарий можно было ожидать большего.
— А какие темы они выбрали?
— В основном избранные темы были связаны или с личными интересами студентов, или с научными интересами преподавателей. Одна из тем, посвященная библейскому растительному миру, возникла из нашей идеи создать в новом академическом здании сад, в котором будут собраны растения, упомянутые в Священном Писании.
— Кафедра будет иметь некое ведущее направление исследований?
— Надеюсь, мы разработаем его в будущем году. На мой взгляд, оно может включать проблемы библейских переводов и изучение историко-культурного контекста Библии.
— Занятия библеистикой должны быть обязательны для всех студентов духовной школы, или это удел «избранных»? Где граница, которая отделяет знания, которыми должен обладать всякий студент духовной школы и студент библейской кафедры?
— Безусловно, дисциплина «Священное Писание Ветхого и Нового Завета» должна быть одной из самых важных дисциплин духовных школ.
Библия – это вечный и неиссякаемый источник боговедения, наших знаний о Боге и Его отношении к миру и человеку, главнейший богословский источник, учебник нашей веры, надежды и любви. Без твердых основ библейской подготовки невозможно изучение ни догматического, ни нравственного, ни сравнительного, ни всякого другого богословия, невозможно проникновение в святоотеческое наследие, невозможно истинно церковное понимание и восприятие канонических установлений Церкви. С изучения библейских дисциплин богословское образование должно начинаться, изучением их оно должно сопровождаться, а Священное Писание должно быть постоянно читаемой книгой богослова.
— Как бы Вы определили минимум знаний по библейским дисциплинам, которыми должен обладать каждый выпускник бакалавриата, магистратуры, аспирантуры?
— Студенты бакалавриата должны, во-первых, владеть хорошим знанием текста Библии, во-вторых, усвоить основные принципы православной герменевтики и православную экзегетическую традицию.
Все магистранты должны изучать основные достижения современной библейской критики и знать их православную оценку. Эти требования отражены в наших учебных планах и программах учебных дисциплин. В магистратуре возможны и общие для всех проблемные курсы по отдельным книгам или фрагментам книг.
Магистранты библейской специализации должны готовиться к работе с источниками и современными исследованиями. Магистратура по библеистике должна создавать основу для научных библейских исследований, которые осуществляются на уровне аспирантуры.
Для всех аспирантов, вне зависимости от избранного направления, целесообразно вводить небольшие курсы проблемного характера.
— Какое у кафедры есть международное сотрудничество, что оно дает? Какие направления его приоритетны для кафедры и почему? А какие бы хотелось развивать?
— Сейчас Кафедра библеистики Минской духовной академии находится в стадии становления. У нас есть определенные мысли относительно развития международного сотрудничества, есть определенные контакты. Однако на данном этапе все силы пока сосредоточены на том, что можно назвать внутрикафедральным строительством. Чтобы международное взаимодействие не превратилось в формальное перечисление не работающих договоров о сотрудничестве или просто в развлекательно-познавательные зарубежные поездки, требуется концептуальное осмысление возможных перспектив такого сотрудничества. Для нас это дело самого ближайшего будущего.
Беседовала Ольга Богданова