«Сегодня мы не располагаем достаточными свидетельствами о святости Франциска Скорины»
Инициативу причисления белорусского первопечатника Франциска Скорины к лику святых прокомментировал для Радио Свобода доцент Минской духовной академии протоиерей Сергий Лепин, доктор теологии.
Профессор Адам Мальдис, известный ученый-белорусист, выступил с предложением причислить белорусского первопечатника Франциска Скорину к лику святых. Ученый сообщил, что обнаружил недавно документ, свидетельствующий о том, что Скорина и вся его семья крестились в 1499 году в полоцком католическом храме святого Франциска. При этом профессор Мальдис утверждает, что, «по правилам тех времен, католическое Крещение не отменяло предыдущего православного» и что к делу канонизации Скорины должны присоединиться все христианские конфессии.
«Белорусская Православная Церковь приветствует труды ученого сообщества по исследованию истории белорусского народа. Сохранение и передача будущим поколениям нашего наследия — это совместная задача представителей Церкви, науки и культуры. Действительно, Франциск Скорина — один из величайших сынов нашей земли и подлинная гордость нашего народа. Внимание к его трудам и увековечивание его памяти — дело, достойное всяческой похвалы и поддержки, и, как мне видится, в том или ином качестве церковные историки всегда готовы его поддержать», — подчеркнул священнослужитель.
При этом председатель Синодального отдела «не уверен, что светское ученое сообщество „в вакууме“, т.е. взятое вне какой-либо принадлежности к Церкви, может компетентно судить о святости того или иного человека и настаивать на его канонизации. Это все равно, как если бы Церковь требовала бы присуждения докторской степени по филологии тому, кого она считает грамотным и красноречивым».
«Профессор Мальдис свои доводы основывает также на погрешностях в понимании принципиальных для данной проблемы канонических вопросов. Во-первых, если допустить, что Скорина был действительно перекрещен, то это значит две вещи: что его предыдущее Крещение признано недействительным, и то, что он отрекся от Православия (если он был до этого православным). Ни Католичество, ни Православие не допускает „двойного гражданства“. Есть святые, которые почитаются православными и католиками, но таковое возможно не потому, что нам безразлично, кто и где был крещен, а потому, что они были причислены к лику святых до того, как Римская Церковь отделилась от других Церквей (Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской и пр.) — тогда, когда разделение на католиков и православных не было актуальным», — отметил отец Сергий.
«На самом деле сегодня мы не располагаем достаточными свидетельствами о вере и святости жизни Скорины. Конечно, я буду очень рад, если благодаря трудам белорусистов выяснится, что всю свою жизнь Скорина хранил православную веру, явил нам образец исполнения заповедей, усердно послужил делу распространения Православия, творил чудеса… – тогда мы сможем уже осмысленно вернуться к вопросу о его канонизации», — заявил представитель Белорусской Православной Церкви.
«Слава Богу, на нашей земле много великих людей: священнослужители, деятели культуры, ученые, космонавты, герои войны и труда, а появление нового святого это всегда радость… Но давайте не перебарщивать», — резюмировал протоиерей.