Володин И.И.: Мотивация студентов высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в Республике Беларусь
Психология религии представляет собой одну из прикладных отраслей психологической науки. Сложность психологии религии как прикладной дисциплины определяется сложностью предмета изучения. Религия – это очень многогранный социальный, культурный и психологический феномен. Исследования в области психологии религии активно ведутся начиная с шестидесятых годов. Особенно психометрические подходы характерны для американской психологии. Религиозность рассматривается как черта личности и измеряется с помощью разного рода опросников.
Уже с 1960-х гг. продолжается изучение двух из них – внешней и внутренней религиозности [1,ст.108-109]. Эти понятия, введенные Гордоном Олпортом, стали точкой отсчета современной психологии религии.
По Г. Олпорту, разделение на внутреннюю и внешнюю религиозную ориентацию происходит на фоне осмысления зрелых и незрелых религиозных чувств. Человеку внутреннеприсуще ориентироваться на религию в качестве конечной самоцели, как основной мотив в жизни.
Парадоксальный факт: с одной стороны, религия благоприятствует развитию и усилению предрассудков, а с другой стороны, редуцирует или даже ликвидирует их.
Исследование показало, что верующие люди, которым свойственна высокая степень склонности к предрассудкам, имеют внешнюю религиозную ориентацию.
Внешняя религиозность характеризуется тем, что для многих людей религия привычка или же родовое изобретение, используемое для церемоний, для удобства в семье, для личностного комфорта. Это нечто, нужное для того, чтобы его использовать, а не для того, чтобы ради него жить. Оно может быть способом повышения статуса, поддержания уверенности в себе. Оно может быть использовано как защита от реальности, как божественное одобрение образа жизни. Подобное чувство дает уверенность в том, что Бог видит вещи такими же, какими видит их человек. Он обращен к Богу, но не отстранен от себя. Этот тип религиозности по сути своей – щит для центрированности на себе.
Люди, принадлежащие к этому типу, как оказалось, обычно посещают церковь нерегулярно. На самом деле они не набожны. Они используют религию для своего удобства. Неудивительно, что подобный тип религиозности коррелирует с наличием у человека большого количества предрассудков.
Внутренняя религиозная ориентации не является ни способом для борьбы со страхом, ни формой социальности или комфортности, ни средством реализации желаний. Все эти мотивы вторичны. Этнические отношения, частная жизнь, личные проблемы, чувство вины, онтологическая тревога – все это регулируется всеобъемлющим обязательством, до некоторой степени интеллектуальным, но более всего фундаментально мотивационным. Это обязательство целостно, оно покрывает весь опыт личности, как научный, так и эмоциональный. Такая религия существует не для того, чтобы служить человеку удобным инструментом, скорее человек обязан служить ей. Неудивительно, что люди с таким типом общей ориентации толерантны и сострадательны по отношению к окружающим.
Для изучения степени осознанности религиозных верований и мотивации у учащихся высших духовных учебных заведений были выбраны 2 методики: «Шкала христианской религиозной интернализации» (“Christian religious internalization scale (Ryan, Rigby, & King, 1993)”)[2,c.124] и «Шкала религиозной зрелости» (“Religious maturity scale (Dudley & Cruise, 1990)”)[2,c.142]. Исследование проводилось на базе Минской духовной академии и Института Теологии БГУ в мае 2017 го да. В исследовании приняли участие 55 чело век (18 священно служителей, 22 студента Минской духовной академии и 15 студентов Института теологии БГУ).
Данные методики были выбраны по той причине, что они наиболее полно позволяют выявить религиозную мотивированность у учащихся. Указанные методики были адаптированы под исследование православных верующих и это по способствовало решению по ставленной цели.
В частности, «Шкала христианской религиозной интернализации» оценивает степень интернализации в христианской вере, которая основана на теории самодетерминации. Интернализация означает процесс, по средством которого индивид превращает внешне предписанные правила во внутренние. Другими словами, в интернализации личность воспринимает внешние ценности или правила, как свои собственные.
Авторы данной методики полагают, что в ней присутствует два вида религиозной интернализации: интроекция и идентификация.
Интроекция (внешняя религиозность) представляет собой форму интернационализации, в которой верования и практика осуществляется с помощью условной самооценки, чувства вины, и оценки деятельности.
Идентификация (внутренняя религиозность) же, представляет собой верования, связанные с идентификацией, которые переживаются как личная ценность, и индивид воспринимает их как исходящие от само го себя в большей степени, чем в интроекции.
Таким образом, цель данной методики – оценка типа личности в религиозной ориентации и в том, чтобы изучить, как изменения в интроекции и идентификации.
Со стоит данная методика из 12 элементов измерения, предназначенных для определения индивидуально го стиля религиозной ориентации. В каждом элементе получается 1-4 варианта ответа, обводятся кружок те, которые наиболее точно описывают индивида. Чтобы отличить религиозную направленность от общей мотивации, респонденты указывают степень, в которой различные мотивы будут актуальными для них, как для религиозного поведения.
«Шкала религиозной зрелости» была разработана в свете последних противоречий в психологии религии.Высокие баллы по шкале предназначены для выявления более познавательно гибкой религиозной направленности, в которой вера неразрывно связана с сомнением. Другие исследователи предполагают, что сомнение несовместимо связано с искренним стремлением, что Олпорт определил как другой аспект зрелой религии. Но они определяют религиозную зрелость в психологическом ключе, а не в богословском.
Как процесс, а не мера со держания религиозной приверженности, эта шкала может быть применена ко всем типам религиозной тематики. Что и способствует их целесообразности применения.
Методика включает 26 утверждений о религиозной зрелости, которые были объединены с 28 другими внутренними, и внешними утверждениями для формирования понятия личной религии. Каждое утверждение оценивается до 5-баллов. Итоговый балл рассчитывается путем суммирования по всем 11 пунктам, в результате чего в диапазоне от 11 до 55.
В процессе исследования испытуемые были поделены по нескольким признакам: принадлежность к группе (академисты, студенты института теологии и священнослужители), по возрасту (19-30 лет и с 31 по 50 лет), по образованию (высшее или специальное образование) и срок пребывание в церкви (до 10 лет, до 20 лет и до 40 лет). Полученные результаты представлены ниже в виде графиков:
По результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
— идентификация незначительно превалирует во всех группах и по всем признакам, за исключением студентов академии и находится в диапазоне от 15,03 до 18,5 – что является показателем выше среднего (максимальный балл для обоих показателей 24)
— религиозная зрелость также находится на показателях выше среднего (общий показатель 37,8 из 55)
-самой религиозно зрелой группой являются студенты института теологии с высшим образованием (35,5 из 55)
— наблюдается зависимость роста идентификации от количества лет проведенных в церкви (чем больше времени человек ходит в церковь тем выше у него уровень идентификации)
— значимых кореляций между религиозной интернализацией и религиозной зрелостью не обнаружено.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Олпорт Г. Личность в психологии / Г. Олпорт. – М.: Ювента, 1998. – 345 с.
2.Peter C. Hill. Measures of Religiosity/С. Hill Peter, Ralph W.Hood Jr.-Birmingham: Religious Education Press, 1999.-529 p.