В унии
Горе мне, бедной! Горе мне, несчастной! Ах, со всех сторон ограбленной, горе мне,
выставленной на всеобщее поругание, содрав с меня одежды, горе мне, обремененной
невыносимой тяжестью.
М. Смотрицкий. Фринос, или плач Восточной церкви
Основываясь на постановлении униатского Собора 1596 г., король Речи Посполитой Сигизмунд III признал законной только греко-католическую (униатскую) церковь, а православную объявил не подчинившейся “свободному” решению Собора, а потому не имеющей права на существование. Грамотой от 15 декабря 1596 г. он огласил жителям Речи Посполитой о низложении православных епископов Гедеона (Балабана) и Михаила (Копыстенского), отказавшихся признать решения униатского собора, и о необходимости подчинения митрополиту Михаилу (Рогозе) и другим архиереям, принявшим унию. Новые епископы были наделены широкими правами, доходными имениями и монастырями, братства были подчинены местным архиереям-униатам. Многие священники, чтобы не лишиться мест и средств к существованию, принимали унию и свои приходы обращали в униатские. Не уступавшие клирики изгонялись из храмов, их места передавались униатам. Так же поступали с настоятелями монастырей и иноками. Затем начались преследования всех православных, на которых правительство смотрело уже как на отщепенцев. С этого времени все больше представителей знати Беларуси и Украины принимали католицизм. Православие начало превращаться в религию низших сословий — “хлопскую” веру.
Сразу же после Соборов началась религиозная полемика. Она открылась почти одновременно появившимися работами: иезуита П. Скарги “Описание и оборона собора Русского и Берестейского” и православного “Эктезис, альбо короткое собрание справ, каторыя ся деяли на поместном Берестейском соборе”, содержащих описание заседаний и решений собора с разных точек зрения. Тяжелое положение православия на белорусско-украинских землях изобразил М. Смотрицкий в своем сочинении “Фринос, или плач церкви восточной” (1610). Сигизмунд III запретил печатать в виленской типографии книги, “возбуждающие бунт против власти духовной и гражданской”. “Фринос” был изъят и сожжен.
Ситуация изменилась в начале XVII в., когда король в связи со смутой в Москве вынашивал планы соединения двух государств под единым скипетром. Именно в это время в конституцию Варшавского сейма (1607) была внесена статья «О религии греческой», в которой давалось обещание не нарушать прав “русского” народа в вере и не запрещать свободного отправления церковных обрядов. Однако заигрывание с православным населением Речи Посполитой не остановили попыток униатского митрополита Ипатия Потея (1599-1613) завладеть Киево-Печерской лаврой и Софийским собором в Киеве. В 1609 г. все церкви Вильно за исключением церкви Св. Духа были отобраны в унию. Раздражение православного населения против Потея было так велико, что закончилось покушением на его жизнь.
Энергичное наступление на православие повел и униатский митрополит Иосиф Руцкой (1613-1633). Для укрепления позиций греко-католической церкви им на территории ВКЛ в 1617 г. был создан орден базилиан. При поддержке представителей власти “запечатывались” храмы, где служили не принявшие унию священники. Поэтому православные, например, в Витебске, были вынуждены собираться на богослужение в поле за городом. Печально известные события осени 1623 г., связанные с убийством униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, отражают реалии церковной жизни Беларуси того времени. Тяжелое положение православных в конце XVI — начале XVII в. было связано также и с тем, что после заключения унии православные в Киевской митрополии остались без церковной иерархии. В 1610-1620 гг. на всей территории Речи Посполитой действовал только один православный иерарх: Львовский епископ Иеремия Тиссаровский. Существовала опасность, что с исчезновением православной иерархии на территории Беларуси и Украины постепенно исчезнет и православное духовенство. Эта опасность была устранена, когда в 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан, посетивший Киев, поставил православным новых епископов и нового митрополита — Иова Борецкого. Поставление православных епископов встретило резко враждебную реакцию властей Речи Посполитой. Были изданы универсалы об их аресте. Большая часть Владык не имела даже возможности находиться на территории своих епархий. Новые православные иерархи могли действовать лишь там, где им была обеспечена или опека светских властей, или защита казаков.
Не сумев избавиться от православных иерархов, правительство Речи Посполитой стало склонять их начать переговоры о “новой унии”. Часть православных иерархов не исключала возможности таких переговоров. Однако резко отрицательную позицию по этому вопросу занимало мещанство, православная шляхта и казачество. Позитивные изменения в конфессиональной ситуации Речи Посполитой произошли в 30-е годы XVII в. после смерти Сигизмунда III. Они были связаны с убеждением нового короля Владислава IV в необходимости изменения отношения к православной церкви. В итоге трудной внутриполитической борьбы православные получили право иметь собственную митрополию со своей иерархией, подчиненной Константинополю. Новым митрополитом Киевским был избран Петр Могила (1633-1646), который развернул широкую просветительскую и научную деятельность. С его именем связано учреждение в Киеве высшего православного учебного заведения Киево-Могилянской академии. В состав Киевской православной митрополии вошла одна епископия на территории Беларуси — Мстиславская и три на территории Украины (Львовская, Луцкая и Перемышльская). Часть епископских кафедр, монастырей и приходских церквей, занятых униатами, были возвращены православным.
Казацкая война под руководством Хмельницкого и последовавшая за ней война Речи Посполитой и России (1654-1667) коренным образом изменили ситуацию в Киевской митрополии: была восстановлена древнейшая православная Полоцкая епархия, в Новогрудке, Пинске и Мозыре на месте сгоревших церквей разрешено было строить новые. По Андрусовскому перемирию 1667г. Беларусь осталась в составе Речи Посполитой и здесь началось восстановление позиций католической и униатской церкви. В это время сеймы Р.П. издали ряд постановлений, враждебных для православных. В судебном делопроизводстве по закону 1697 г. был введен польский язык вместо “русского”.
Новой победой католицизма стал Замойский Собор 1720 г., утвердивший в униатской церкви католическую догматику и обряды. С этого времени начинается процесс открытой латинизации унии. Вместе с латинизацией наступила и эпоха массового перевода крестьян из православия в унию. Из четырех православных епархий Киевской митрополии на землях Речи Посполитой осталась одна — Мстиславская (Могилевская). К концу XVIII в. около 76% крестьян Беларуси стали униатами. Вместе с тем были часты случаи унижения униатов, желание показать, что уния — вера людей невежественных, что она, как и православие — “сlopska wiara”. С сер. XVIII в. начинается систематический перевод униатов в католичество. Необходимость перевода униатов в католичество львовский католический архиепископ Сераковский мотивировал тем, что, несмотря на покровительство Римской церкви, уния не представляла всей полноты и чистоты ее учения, что униаты слишком тесно связаны в обрядности с восточной церковью, воспитываются в национальном духе и поэтому легко могут перейти обратно в православие. Униатское духовенство, обеспокоенное создавшейся ситуацией, созвало церковный Собор и выразило протест против посягательств на самостоятельность униатской церкви. Однако протест остался без последствий, и латинизация унии стала в конце XVIII в. явлением постоянным.
Одновременно шел процесс нового наступления на православие. В Варшаве (сент. 1732) был созван сейм, который образовал “генеральную конфедерацию” для пересмотра всех привилегий православно-русского населения Р.П. Конфедерация постановила запретить: 1) избрание православных депутатов в сеймы, трибуналы и спец. комиссии; 2) созыв православных съездов и собраний; 3) принятие православных на должности в воеводствах, городах и землях Р.П.; 4) сношения со всеми иностранными представителями при варшавском дворе, что лишало православных права (действовавшего с 1686) обращаться за покровительством к России. Одновременно конфедерация в административном порядке предложила ввести ряд ограничений православия: духовенству запрещалось ходить по улицам явно со Св. Дарами; церковные таинства и требы — крещения, браки, погребения — совершать только с дозволения ксендзов за установленную плату; хоронить усопших разрешалось только ночью; на православных возлагалась обязанность присутствовать при католических крестных ходах; дети, рожденные от смешанных браков, должны были принадлежать к католической церкви, а пасынки отца-католика обязаны принимать католичество. Эти постановления были направлены, по существу, на полное уничтожение православной церкви в Р.П.
Однако даже при таких страшных условиях православие устояло, благодаря мужеству простого народа и православных иерархов, среди которых особенно выделяется личность архиепископа Могилевского святителя Георгия Конисского.
Теплова Валентина Анатольевна, кандидат исторических наук