Изучение подвига новомучеников и исповедников в Белорусской Православной Церкви
Доклад и.о. проректора по научно-богословской работе Минских духовных академии и семинарии доцента А.В. Слесарва, члена Комиссии по канонизации святых БПЦ, на Международной конференции «Подвиг новомучеников и исповедников Российских в современной исторической литературе», проходившей в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений «Традиционные ценности и современный мир». Москва: Издательский Совет РПЦ, Институт российской истории РАН, 25-26 января 2013 г.
Кровавая драма советских антирелигиозных и политических репрессий не обошла стороной белорусские православные епархии, объединенные ныне в Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви. На протяжении последних двух десятилетий в Белорусской Православной Церкви проводится интенсивная исследовательская работа по изучению подвига новомучеников и исповедников ХХ века.
Первым нормативно-правовым актом, санкционировавшим возможность доступа белорусских исследователей к уголовным делам репрессированных, явилось Постановление Верховного Совета БССР от 6 июня 1991 г. № 847-XII «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 20-80-х годов в Республике Беларусь». Согласно этому документу, право на ознакомление с материалами уголовных и административных дел предоставлялось самим пострадавшим и их родственникам, а все другие лица допускались в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов. Разрешение на ознакомление со следственными материалами репрессированных было отнесено к компетенции руководителей органов, осуществляющих архивное хранение дел[1]. Иными словами, со времени принятия данного Постановления белорусские исследователи получили возможность проводить работу по изучению уже рассекреченных судебно-следственных документов, предварительно получив на то разрешение руководителей Центрального или региональных архивов КГБ Республики Беларусь.
Систематическое изучение следственных материалов (анкет арестованных, протоколов допросов, показаний свидетелей и материалов для реабилитации) в значительной степени позволяет восстановить биографические данные лиц, пострадавших за Церковь Христову. В этой связи немаловажно отметить, что уголовные материалы эпохи сталинизма нередко содержат ложные доносы и самооговоры подследственных. Изначальная ориентированность на «разоблачение» контрреволюционных организаций и антигосударственных заговоров порождала применение методов физического и психологического давления на обвиняемых, использование заведомо ложных показаний свидетелей и иные нарушения. Данные обстоятельства побуждают исследователя к внимательной аналитической работе с отмеченной категорией исторических источников, предполагающей критическое сопоставление изучаемых фактов и событий.
Весьма значимые документальные материалы периода массовых репрессий, отражающие особенности антирелигиозной политики в БССР и ситуацию на местах, находятся на хранении Национальном архиве Республики Беларусь (НАРБ). Наиболее примечательны в этом отношении фонд «Центрального исполнительного комитета БССР», фонды местных органов КПБ, фонд «Народного комиссариата внутренних дел БССР», а также фонды губернских, окружных, уездных и волостных Советов депутатов и их исполнительных органов. Материалы о деятельности религиозных общин в республике за 1944-1965 гг. содержится в фонде «Уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР по БССР». Существенный интерес для исследователей могут представлять материалы Национального исторического архива Беларуси (НИАБ). В частности, фонд «Центральной комиссии по делам культов при ЦИК БССР» и фонд обновленческого «Белорусского Православного Синода» за 1922-1935 гг.
При изучении жизни православных клириков, подвергавшихся репрессиям в 1920-1930-е гг. и вернувшихся к служению в годы немецкой оккупации или послевоенное время, определенный интерес представляют материалы архива Минского епархиального управления, включающего десятки личных дел белорусских священнослужителей. Информация о некоторых клириках, подвергавшихся необоснованным репрессиям, содержится также в архивах других белорусских епархиальных управлений.
Начало профессионального изучения подвига белорусских новомучеников и исповедников было положено в 1990-е гг. трудами выпускника исторического факультета БГУ и Минской духовной академии священника Феодора Кривоноса, ныне в сане протоиерея являющегося доцентом Минской духовной академии и секретарем Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви. Обратившись к материалам Центрального архива КГБ Республики Беларусь, священник Феодор в 1996 г. издал «Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 годы)»[2], включающий краткие справочные данные о 332 репрессированных православных священнослужителях, монашествующих и мирянах. Закономерным следствием исследовательской деятельности священника Феодора Кривоноса явилась канонизация 23 новомучеников Минской епархии, проведенная 12 декабря 1999 г. Святым Синодом Белорусской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Материалы к этой канонизации были впоследствии опубликованы священником Феодором в книге «Жития священномучеников Минской епархии»[3]. На Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в августе 2000 г., имена новомучеников Минской епархии были внесены в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания[4]. Многолетние труды протоиерея Феодора Кривоноса по изучению подвига новомучеников и исповедников Беларуси в 2001 г. были отмечены премией Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».
На протяжении последних двадцати лет центром изучения подвига новомучеников и исповедников являются Минские духовные академия и семинария. Под компетентным научным руководством выпускниками белорусских духовных школ были написаны и защищены кандидатские диссертации протоиерея Феодора Кривоноса «Минская епархия в 1917-1939 гг.»[5], протодиакона Георгия Пшенко «Жизнь и проповеднические труды священномученика архиепископа Митрофана (Краснопольского) (1869-1919)»[6], Дмитрия Баркаря «Жизнь, пастырские труды и исповеднический подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) (1900-1976 гг.)»[7], В. Греня «Взаимоотношения Православной Церкви и государства в Восточной Белоруссии в 1917-1929 гг.»[8] и др. Особого внимания заслуживают дипломные работы выпускников Минской духовной семинарии А. Морзы (ныне архимандрит Иоасаф) «Архиепископ Ермоген (Голубев): жизнь и исповедничество»[9] и Д. Шиленка (ныне протоиерей) «Жизнь и архипастырские труды еп. Тихона (Шарапова)»[10].
Решением Святого Синода Белорусского Экзархата от 20 декабря 2006 г. была образована Комиссия по канонизации святых Белорусской Православной Церкви. Помимо вопросов подготовки материалов для прославления белорусских святых, Комиссии было поручено организовать работу по составлению епархиальных мартирологов. Председателем Комиссии был избран архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, а секретарем протоиерей Феодор Кривонос. Также в состав комиссии были включены представители всех белорусских епархий, перед которыми была поставлена задача сбора материалов о православных священнослужителях, монашествующих и мирянах, необоснованно подвергавшимся репрессиям в годы массовых репрессий[11].
В ноябре 2009 г. по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, был учрежден альманах «Труды Комиссии по канонизации в Белорусской Православной Церкви». На страницах названного издания публикуются материалы работы Комиссии, среди которых протоколы деяния Святого Синода Белорусской Православной Церкви, заседаний Комиссии по канонизации, жития новопрославленных белорусских святых, епархиальные мартирологи, исследовательские работы членов Комиссии и других авторов, анонсы на новые книги[12].
В январе 2012 г. Комиссию по канонизации святых Белорусской Православной Церкви возглавил епископ Гомельский и Жлобинский Стефан, который на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 25-26 декабря 2012 г. был включен в состав Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских[13].
Итогом работы Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви стало включение в Собор Белорусских святых имен некоторых новомучеников и исповедников, прославленных Русской Православной Церковью[14], а также канонизация пяти репрессированных белорусских священнослужителей в лике местночтимых святых новомучеников и исповедников Белорусской Православной Церкви от Витебской, Мозырской и Новогрудской епархий. Так, в 2007 г. были прославлены священномученик протоиерей Николай (Околович) (1863-1934) и святой исповедник Владимир Еленевский (1874-1954), в 2010 г. священномученик протоиерей Алексий Могильницкий (1870-1937), а в 2011 г. священномученики иерей Константин Жданов (1875-1919) и иерей Киприан Климуц (1897-1942).
Деятельность Комиссия по канонизации святых Белорусской Православной Церкви нашла свое отражение и в издательской сфере. За шесть лет существования Комиссии увидел свет целый ряд исследований, посвященных проблематике репрессий ХХ века. Среди них следует отметить монографию протоиерея Феодора Кривоноса «У Бога мертвых нет. Неизвестные страницы из истории Минской епархии (1917-1939)»[15] и книгу того же автора «Многи скорби праведным»[16], посвященную трагическим потрясениям, произошедшим в церковной жизни Западной Белоруссии после ее вхождения в пределы Советского Союза. Изучению отдельных персоналий посвящены книги доцента Минской духовной академии иерея Гордея Щеглова «Священномученик Димитрий Павский»[17] и «Светильник Христов» (Жизнеописание священномученика Иоанна (Пашина))[18], книга протодиакона Георгий Пшенко «Новогрудская Голгофа. За веру пострадавшие»[19] и книга иерея Александра Лопушанского «Жизнеописание священника Александра Могильницкого»[20]. В настоящее время получила гриф Издательского Совета Белорусской Православной Церкви и готовится к изданию наша монография ««Большой террор» и Гомельская православная епархия в 1937 году. Малоизвестные страницы трагедии»[21].
Еще одним плодом активной исследовательской работы членов Комиссии стало составление и публикация в виде отдельных изданий епархиальных мартирологов. Так в 2008 г. увидел свет «Витебский мартиролог (1918-1952)»[22], включающий в себя 344 биографические справки, а в 2012 г. «Мартиролог гродненской епархии (1917-1961)»[23], включающий 88 кратких биографий репрессированных священнослужителей. В настоящее время стоит вопрос об издании подготовленного нами «Мартиролога Гомельской епархии (1917-1953)», включающего 250 биографий. В 2007 г. Белорусской Православной Церковью был издан двухтомный белорусскоязычный справочник светского исследователя Леонида Морякова «Репрессированные православные священно- и церковнослужители Беларуси. 1917-1967»[24]. Данное издание включает в себя сотни кратких биографических справок, составленных на основании книги «Память», а также материалов церковных и светских архивов.
Подводя итог настоящему сообщению, можно отметить, что на протяжении последних двух десятилетий в Белорусской Православной Церкви идет активная работа по изучению и прославлению подвига новомучеников и исповедников ХХ столетия. Наибольшую активность в этом направлении исследовательской деятельности проявляют Комиссия по канонизации святых Белорусской Православной Церкви, епархиальные комиссии по канонизации, а также Минские духовные академия и семинария.
1. Постановление Верховного Совета БССР от 6 июня 1991 г. № 847-XII «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 20-80-х годов в Республике Беларусь» / Сборник нормативных документов по восстановлению прав граждан, пострадавших в ходе политических репрессий 20-80-х годов. – Мн., 1991. – С. 5.
2. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 годы) / Составитель священник Феодор Кривонос. – Киевец: Свято-Троицкая церковь, 1996. – 100 с.
3. Кривонос Феодор, священник. Жития священномучеников Минской епархии (1-я половина ХХ века). – Мн., 2002. – 148 с.
4. Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века / Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html
5. Кривонос Ф., иерей. Минская епархия в 1917-1939 гг.: Дисс… канд. богословия. – МинДА, 2007.
6. Пшенко Г. Жизнь и проповеднические труды священномученика архиепископа Митрофана (Краснопольского) (1869 – 1919): Дисс… канд. богословия. – МинДА, 2002.
7. Баркарь Д. Жизнь, пастырские труды и исповеднический подвиг архиеп. Вениамина (Новицкого) (1900-1976 гг.): Дисс… канд. богословия. – МинДА, 2008.
8. Картовицкий В. Взаимоотношения Православной Церкви и государства в восточной Белоруссии в 1917-1929 гг.: Дисс… канд. богословия. – МинДА, 2003.
9. Морза А. Архиеп. Ермоген (Голубев): жизнь и исповедничество: Дипл. работа. – МинДС, 1997.
10. Шиленок Дмитрий. Жизнь и архипастырские труды епископа Тихона (Шарапова): Дипл. работа. – МинДС, 2000.
11. Постановление Святого Синода Белорусской Православной Церкви об учреждении Комиссии по канонизации / Труды Комиссии по канонизации в Белорусской Православной Церкви (2006-2010). – 2010. – Вып. 1. – С. 6.
12. Труды Комиссии по канонизации в Белорусской Православной Церкви. Вып. 1 (2006-2010). – Жировичи, 2010. – С. 5.
13. Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года / Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2674273.html
14. Протокол заседания Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 15 декабря 2009 г. о включении в Собор Белорусских святых имен 14 святых, прославленных Русской Православной Церковью / Труды Комиссии по канонизации в Белорусской Православной Церкви (2006-2010). – 2010. – Вып. 1. – С. 29-30.
15. Феодор Кривонос, священник. У Бога мертвых нет. Неизвестные страницы из истории Минской епархии (1917 — 1939 годы). – Мн., 2007. – 241 с.
16. Кривонос Феодор, протоиерей. Многи скорби праведным. – Мн.: Братство в честь Виленских мучеников, 2011. – 36 с.
17. Щеглов Г.Э. Священномученик Димитрий Павский. – Мн.: Православное Братство в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске, 2008. – 39 с.
18. Щеглов Г.Э. Светильник Христов / Второе издание, дополненное. — Минск: Православное Братство в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске, 2008. – 95 с.
19. Пшенко Георгий, протодиакон. Новогрудская Голгофа. За веру пострадавшие. – Мн., 2009. – 32 с.
20. Лопушанский Александр, священник. Жизнеописание священника Александра Могильницкого. – Мозырь, 2010.
21. Монография допущена к изданию Издательским советом Белорусской Православной Церкви. № 523 от 18.10.2011 г.
22. Витебский мартиролог (1918-1952) / Сост. иерей Владимир Горидовец. – Витебск, 2008. – 77 с.
23. Мартиролог гродненской епархии (1917-1961) / Сост. А. Горный. – Гродно, 2012. – 39 с.
24. Маракоў Л.У. Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна- і царкоўнаслужыцелі Беларусі. 1917-1967. Энцыклапедычны даведнік ў 2-х тамах. – Мінск: Беларскі Экзархат, 2007; Т. 1. – 464 с.; Т. 2. – 656 с.