«Миром Господу помолимся» Объяснение Мирной ектении
Мирная, или Великая ектения находится в начале всех богослужений суточного круга. Это значит, что она содержит прошения о самом необходимом, о том, что нужно нам в первую очередь.
«Миром Господу помолимся»
Мир – очень важное качество человека, верному Божьему замыслу о нем. «Мир!» — это древнее библейское приветствие органично вошло в жизнь Христианской Церкви с первых дней ее существования. Спаситель сказал ученикам: «Мир мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин 14,27) – именно этот мир Христов преподает епископ или священник во время церковного богослужения, возглашая «Мир всем!». В западной латинской богослужебной традиции возглас «Мир всем» был передан как «Господь с вами», что подчеркивает библейское понимание слова «Мир», как одного из качеств Бога.
Мир и мирное настроение и устроение духа есть одно из главных оснований всей христианской жизни, и, конечно же, первейшее условие молитвы. – В мире помолимся Господу! – призывает диакон.
Если попытаться описать это понятие «от противного», то «немир» — это гнев, злость, обида, раздражительность, осуждение, страстное желание чего-либо, нездоровое возбуждение и другие разрушительные состояния души. Все это – препятствие для общения с Богом, для молитвы. Не потому, что так нельзя, а потому что так невозможно. Душа в таком случае уже занята чем-то другим, и значит, для Бога, для общения с Ним, сейчас он не готова, она просто занята другим. Если у нас есть серьезный разговор к одному человеку, мы стараемся поговорить с ним наедине. Если таких вопросов несколько, то мы решаем их по очереди – вместе серьезный вопрос не решишь. Разговор с Богом – дело, которое требует исключительного внимания. Поэтому главный результат подготовки к молитве – умиротворение, освобождение от всего, внимание и мир.
«О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся»
«Без Меня не можете сделать ничего» — это вечный ответ на все наше отчаяние от собственной беспомощности. Действительно трудно в наш век придти не просто в храм для молитвы, но придти в мирное состояние души, готовой для общения с Богом. Пусть Господь пошлет нам свыше Свой мир и спасет наши души – таково содержание этого прошения.
«О мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей и о соединении всех Господу помолимся»
Только когда мы сами пришли в мирное состояние, мы можем молиться о мире всего мира – космоса, всей Вселенной, о том, чтобы все люди исполнились миром Христовым. Молитва о мире приносит гораздо больше результатов, чем «борьба за мир».
Что такое «благостояние»? Это, выражаясь современным языком, когда «все в порядке». Молясь о «благостоянии святых Божиих церквей» мы просим у Господа, чтобы жизнь Церкви была избавлена от нестроений, расколов, разномыслий. Как мы убедились совсем недавно, все это – не удел прошлого, истории Церкви, а реальность, с которой приходится сталкиваться каждый день. В Церкви люди разные. Не для всех мир и созидательная атмосфера являются целью. Личные амбиции, заблуждения и, нередко, греховная, а не святая простота приводят к тому, что люди, именующие себя верующими, нарушают «благостояние» Церкви, смущают умы других и этим совершают большой грех. Мы желаем, чтобы в Церкви «все было в порядке», чтобы Церковь могла осуществлять свою цель – свидетельствовать всему миру о Боге.
«О соединении всех». С момента грехопадения и до сегодняшнего дня наше человеческое общество – это общество разделения. Все разделяются и по разным причинам. Разделяются государства, прежде бывшие одним целым, разделяются семьи, разделяются друзья, коллеги, родственники, соседи. Главная цель Диавола – сеять разделение среди людей. Разделение – грех, смерть, безбожие. Господь заповедует Своим ученикам единство, молится перед крестными страданиями об их единстве. Апостолы призывают первые христианские общины хранить единство как большую ценность. Наконец, своим единством Церковь свидетельствует миру о том, что Господь дает исцеления от греха разделения и только во Христе можно принять исцеление греха и научится жить соединением, а не разделением, научиться строить, а не разрушать свою жизнь и жизнь ближних. Этим прошением мы молимся, во-первых, о преодолении разделений в самой Церкви, среди нашей общины, и конечно, подобно прошению о «мире всего мира», так мы просим и соединения всех людей в мире, кто страдает от разделения и вражды.
«О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся»
Молитва о храме еще более естественна, как молитва о жилом доме, производственном или ином здании, которые освящаются Церковью посредством специального чина. Содержание молитвы о храме лучшего всего смогут изложить те, кто потратили несколько лет или десятилетий своей жизни на то, чтобы создать храм. Как усердно молятся те из нас, кто еще не имеет храма – в спальном районе современного мегаполиса, или на руинах поруганного в безбожное время древнего храма. А какой радостью наполнена наша молитва в долгожданный день освящения храма! Вспоминается ветхозаветный царь Соломон, который произнес вдохновенную молитву по окончании строительства Иерусалимского храма: «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь…Услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем». (3 Царств, 8,29). В Новом Завете христианский храм – это место совершения таинства Евхаристии. Если есть храм – есть Евхаристия. Наша молитва «о святем храме сем» — это просьба Господу не лишить нас и в будущем живительно таинства Евхаристии и возможности общения с нашим Небесным Отцом.
С верой, благоговением и страхом Божиим входящие в храм.
Храм – это место собрания общины христиан – людей, чья жизнь подчинена Богу, Его заповедям, наполнена общением с ним. В храм нельзя зайти просто так, как в любое здание. Храм – это особое место общения с Богом. И заходить сюда надо с особым настроением.
Вера – в Бога – условие и содержание христианской жизни.
Благоговение – осторожность и внимательность к себе, своим поступкам, к их соответствию Божиим заповедям, искание воли Божией о своей жизни, действиях, поступках.
Страх Божий. «Начало мудрости – страх Господень» (Притчи 9,10). Совершенство духовной жизни – горячая совершенная любовь к Богу, которая как пишет апостол Иоанн Богослов, «изгоняет страх» (1 Ин. 4,18). Но входить в храм, надо, конечно, со страхом Божиим.
Только те, кто с такими чувствованиями души входит в храм в действительности являются членами христианского собрания, общины. Тот, кто войдя в храм, разговаривает (в том числе, по мобильному телефону), неуважительно ведет себя по отношению к другим, и к идущему в храме богослужению, о таких Церковь не молится, они, в переносном смысле, в храм и не пришли, присутствуют здесь лишь телом, и конечно, согрешают таким поведением.
«О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся»
Епископ – предстоятель христианской общины, архипастырь, наследник апостолов. Молитва за епископа – свидетельство о принадлежности Церкви всей общины в целом и каждого из нас в отдельности. В первохристианской Церкви епископ был в каждой общине. Именно епископ был совершителем таинства Евхаристии. С умножением Церкви епископ становится управителем обширных епархий, он рукополагает и назначает священников на приход и преподает им право совершать Евхаристию. Без епископа нет Церкви и нет Евхаристии. Вознося имя епископа за богослужением, мы свидетельствуем, что наша община живет по благословению епископа, и что Евхаристия в нашем храме совершается по его благословению.
Помощники епископа – пресвитеры – священники, диаконы, весь причт, который в древней Церкви имели много ступеней и наименований, наконец – все люди – все члены общины. Таким образом, в этом прошении мы молимся о всех нас – членах христианской Церкви и свидетельствуем о составе Церкви.
«О богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся»
В том, что мы родились и живем в нашей стране для каждого из нас – несомненно – воля Божия. «Вы – соль земли» — говорит Спаситель нам, христианам. Можно сказать, что христиане – «соль страны». Задача каждой Поместной Церкви, каждой общины христианской – быть солью для окружающих. Свидетельствовать об истине словом и жизнью, и конечно, молиться за свою страну – важное призвание христианина.
Еще апостол Павел призывал христиан молиться «за царей (т.е. языческих императоров Римской империи) и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную» (1 Тим. 2,2).
Молитва «о властех» в чине богослужения Русской Православной Церкви появилась в 20-х гг. ХХ в., когда новые реалии жизни породили и изменения в литургическом поминовении власти. До февраля 1917 г. диакон призывал молиться «о благочестивейшем…». Молиться о тех, кто обладает гражданской властью над нами, не значит признавать, что эти люди – христиане, которые заботятся о благе Церкви. Какими бы они не были, мы все равно молимся и будем молиться о том, чтобы их деятельность принесла пользу Церкви, даже в том случае, если сейчас они приносят Церкви лишь вред.
О воинстве молись всегда – и сейчас мы не хотим, чтобы нами управляли иностранцы. В годы Великой Отечественной войны, митрополит, а затем Святейший Патриарх Сергий (Страгородский), благословляя воинов Красной Армии на брань с фашистской Германией знал, что Армия защищала не только советскую власть, но и Церковь, храмы, которые в долгосрочной идеологической программе нацистов предполагалось уничтожить к 1960 г.
«О граде сем (веси сей), всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся»
Город, деревня – это не просто населенный пункт, но совокупность живущих в нем людей, праведных и грешных. Вспоминая события библейской истории, мы видим, что судьбы городов зависят целиком от людей. Ради десяти праведников Господь мог сохранить Содом (Быт. 18, 32). Господь осуждает иудейские города: «Горе тебе Хоразин, горе тебе, Вифсаида… И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня…» (Мф. 11,21-23). Люди, которые живут в городе, делают его судьбу. Казалось бы, случайно объединенные в одну общность – «москвичи», «киевляне», «минчане» — зависят друг от друга посредством нравственных поступков. И благо для города – праведник. Поэтому, молясь о городе, не увеличения квадратных метров жилья и развития инфраструктуры мы просим у Бога, но чтобы Он, Своей милостью, умножил праведников в нашем городе, чтобы он еще постоял на лице земли, чтобы продолжалась Божия служба в городских храмах. Те же самые размышления относятся и к стране. Мы молимся о всех городах, странах, и верующих, живущих в них.
«О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и времених мирных Господу помолимся»
Сегодня, в эпоху экологического кризиса, это прошение все больше становится понятным нам. Именно «благорастворение (т.е. когда все хорошо перемешивается) воздухов» нарушается бурной деятельностью человека и приводит к тайфунам, ураганам, цунами, землетрясениям и прочим «недовольствам» природы. Молитва «о изобилии плодов земных» — это молитва на благо всех тружеников аграрно-промышленного комплекса, всех производителей сельскохозяйственной продукции. Все, что дает земля – это наша пища. Хлеб – это еще и хлеб для таинства Евхаристии. Без этого не может жить человек. «Мирные времена» — это противоположность «военному времени». Вот здесь мы уже молимся о том, чтобы не было войны.
«О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся»
В древности плавание еще больше чем сегодня было весьма рискованным предприятием, в которое пускались исключительно из-за отсутствия альтернативного способа передвижения. Опасность морской стихии, опасность морских разбойников, болезни и т.д. – все это ставило путешествующих морем в отдельный чин для беспокойства и для молитвы о них. «Путешествующие» — это путешествующие по суше, где опасностей было меньше, но они были – разбой на дорогах был обычным делом. Кроме того, путешествия занимали значительное время: бедные люди путешествовали пешком, побогаче – на лошадях. Сегодня мы бы добавили отдельное упоминание о тех, кто путешествует по воздуху – этот основной современный способ передвижения на большие расстояния тоже является предметом беспокойства и для самих путешественников, и для тех, кто ждет их дома.
«Недугующие» — больные, одержимые каким-либо недугом.
«Страждущие» — греческий оригинал этого слова обозначает 1) «уставших от жизни»; 2) смертельно больных.
Находившиеся во вражеском плену в эпоху постоянных войн древности были почти в каждой семье. К сожалению, в наше время, некоторые российские семьи вновь испытали, что это такое.
«О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся»
Что мешает нам совершать дело нашего спасения?
Скорбь – внешнее обстоятельство, неприятное для нас. Несмотря на то, что нередко скорби помогают человеку обратить свое лицо к Богу, после того как он забывал это делать, для нормального течения жизни мы просим Бога избавить нас от скорбей.
Гнев – всякое зло, исходящее от нас, в силу нашей слабой человеческой натуры, пораженной грехом. Мы только стараемся научиться управлять собой, но зачастую, душа выходит из под управления и мы извергаем свой гнев на окружающих.
Нужда – нехватка материальных средств для существования. Нужда заставляет идти на преступление, обман, разрушает семьи, предприятия. Господи, избави нас от нужды!
«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию»
Заступи – защити в трудных обстоятельствах жизни и духовного возрастания
Спаси – избавь от греха, проклятия и смерти
Помилуй – уврачуй наши греховные раны
Сохрани в Церкви и в молитве к Тебе Твоей благодатью. Даже сейчас мы видим людей, усердно ходивших в храм и без всяких внешних гонений покинувших Церковь. Господи, сохрани нас в Церкви Твоей!
«Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувшее, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».
Протодиакон Павел Бубнов, кандидат богословия