Неканоническое Православие: «Православная Церковь Португалии»
Публикацией данной статьи мы продолжаем изложение малоизвестной истории неканонических церковных образований, пребывающих ныне в состоянии раскола и не имеющих признания со стороны Вселенского Православия. Интерес к означенной проблематике во многом обусловлен тем обстоятельством, что изучение истории схизматических группировок приоткрывает малоизвестные, но весьма примечательные страницы новейшей церковной истории.
Возникновение «Православной Церкви Португалии» самым непосредственным образом связано с именем священника Женевской и Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) Жана (Иоанна) Роша. Некогда иерей Жан принадлежал к Сен-Денийской епархии РПЦЗ, именуемой «Французской Православной Церковью». Яркой отличительной чертой данной православной епархии, возглавлявшейся епископом Сен-Денийским Иоанном-Нектарием (Ковалевским), было совершение всех богослужений по древнему западному (галликанскому) обряду. Наиболее последовательным сторонником существования западной богослужебной традиции в Русской Зарубежной Церкви был архиепископ Брюссельский и Западноевропейский (позднее Сан-Францисский) Иоанн (Максимович), ныне прославленный в лике святых. После его кончины, последовавшей в 1966 г., «Православная Церковь Франции» встретила непонимание со стороны епископата РПЦЗ, что привело ее к разрыву канонической зависимости от Русской Зарубежной Церкви и положило начало абсолютно независимого существования1.
Не последовав примеру большинства священнослужителей Сен-Денийской епархии, священник Жан Роша сохранил юрисдикционную принадлежность Русской Православной Церкви Заграницей. Однако яркий пример плодотворного миссионерского служения в инославной среде епископа Иоанна-Нектария (Ковалевского) подвиг священника Жана на организацию православной миссии в Португалии, где его высокая миссионерская активность привела к образованию целого ряда православных общин. Трудами священника Жана на португальский язык были переведены богослужебные тексты, а также открыта иконописная школа.
Спустя шесть лет решением иерархов «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции епископ Габриель возглавил новообразованную митрополию Западной Европы, которая 14/27 сентября 1984 г. получила Томос, дающий права автономного существования4. Учреждение Западноевропейской автономии повлекло за собой изменение титулатуры епископа Гавриила, который стал именоваться Первоиерархом «Православной Церкви Португалии», получив титул «митрополита Португальского». Новообразованная группировка обладала достаточным количеством епископов, поскольку в 1984 г., совместно с Синодом архиепископа Авксентия, епископ Гавриил рукоположил «епископа Коимбрского» Тиаго (Иакова), «епископа Миланского и Аквилейского» Евлогия (Хесслера), «епископа Туринского» Грегорио (Басолини) и «епископа Эворского» Теодоро5.Несмотря на весьма позитивные результаты миссии, деятельность священника Жана не нашла одобрения у его правящего архиерея архиепископа Женевского и Западноевропейского Антония (Бартошевича). Данное обстоятельство побудило священника Жана смене церковной юрисдикции. Не имея канонического отпуска от своего правящего архиерея, он был принят посредством крещения и перерукоположения в старостильный «флоринитский» Синод Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции, возглавляемый «архиепископом Афинским и всей Греции» Авксентием (Пастрасом)2. Более того, в данной раскольнической группировке иерей Жан принял монашеский постриг с именем Габриель (Гавриил), а 18 июня 1978 г. он был рукоположен во епископа Лиссабонского3.
Спустя год после учреждения Западноевропейской митрополии отношения митрополита Гавриила с иерархами «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции резко обострились. Данное обстоятельство побудило его в том же 1985 г. обратиться к другой греческой старостильнической юрисдикции, именуемой «Синодом Противостоящих» Церкви ИПХ Греции, с предложением о присоединении. Получив отказ, португальская юрисдикция начала диалог с Польской Православной Церковью (ППЦ) по вопросу канонического объединения при условии автономного самоуправления6.
В январе 1989 г. состоялось установление «межцерковного» общения между «Православной Церковью Португалии» и «Украинской Православной Церковью США и Рассеяния» («УПЦ США и Рассеяния»), являвшейся одним из направлений неканонической Украинской Автокефальной Церкви, существующей в условиях эмиграции7. Со стороны украинской группировки соглашение о взаимном признании подписал «Первоиерарх» данной юрисдикции архиепископ Филадельфийский, митрополит «УПЦ США и Рассеяния» Мстислав (Скрыпник). В 1990-1993 гг. митрополит Мстислав в звании «Патриарха» возглавлял Украинскую Автокефальную Православную Церковь, активно возрождавшуюся на территории Украины усилиями националистически ориентированных политиков.
Перспектива развития отношений между «Православной Церковью Португалии» и «УПЦ США и Рассеяния» оказалась недолговечной. В августе 1990 г. Собор Епископов Польской Православной Церкви принялрешение о включении «Православной Церкви Португалии» в свою каноническую юрисдикцию на правах автономии. Через месяц после этого делегация ППЦ посетила Португалию, во время чего 26 сентября 1990 г. состоялось торжественное провозглашение установившегося церковного единства между двумя Церквями. Весьма важно отметить, что священноначалие Польской Церкви в вопросе признания каноничности португальской иерархии, восходящей к «флоринитской» ветви греческого старостильничества, руководствовалось принципом икономии, в силу чего весь португальский клир был принят в сущем сане8.
1. Гавриил (Роша), митрополит Лиссабонский и Португальский (18 июня 1978 г.);По состоянию на 1990 г. португальская юрисдикция в составе Польской Православной Церкви располагала 4 епархиями, окормлявшими около 50 тысяч верующих9, епископат включал в себя следующих иерархов (в скобках указаны даты епископских хиротоний):
- 2. Тиаго (Иаков), архиепископ Коимбрский и Авеиро (17 марта 1984 г.);
- 3. Теодоро (Феодор), епископ Эворский и Сетубальский (30 сентября 1984 г.);
- 4. Джоао (Иоанн), епископ Сельвийский и Портимайский;
- 5. Хризостом, епископ Рио-де-Жанейро и Олианда;
- 6. Бенедикт, епископ Порто и Виго.
Вхождение «Православной Церкви Португалии» в состав Польской Православной Церкви не было одобрено некоторыми португальскими архиереями, которые, обособившись, учредили независимую церковную структуру под названием «Православная Автономная Митрополия Западной Европы и Америки» («Священный Миланский Синод»). Возглавил новообразованную псевдоцерковную юрисдикцию архиепископ Миланский Евлогий (Хесслер), возведенный в достоинство митрополита. Данный раскол резко сократил численность последователей «Православной Церкви Португалии», которых в 1994 г. насчитывалось уже только 12 тысяч человек10. В феврале 1997 г. почил духовный руководитель православных христиан Португалии митрополит Гавриил (Роша). Его преемником в качестве Первоиерарха и митрополита Лиссабонского был избран бывший епископ Сельвийский и Портимайский Иоанн.
По состоянию на 2000 г. «Православную Церковь Португалии» представляли следующие иерархи11:
- 1. Иоанн, архиепископ Лиссабонский, митрополит всея Португалии, Испании и Бразилии;
- 2. Тиаго (Иаков), архиепископ Коимбры и Авеиро;
- 3. Хризостом, архиепископ Рио-де-Жанейро и Олианда-Рецифе;
- 4. Теодоро, епископ Евройский и Сетубальский;
- 5. Бенто, епископ Порто и Виго, викарий Лиссабонской епархии;
- 6. Амвросий, епископ Меиндо;
- 7. Иосиф, епископ Аквитанийский, викарий Лиссабонской епархии;
- 8. Дамаскино, епископ Оссонобский.
Несмотря на то, что «Православная Церковь Португалии» обрела свое каноническое существование в лоне Автокефальной Польской Православной Церкви, ее дальнейшая история снова привела к уклонению в раскол. В результате данного разделения, произошедшего после 2000 г., большинство иерархов и рядовых священнослужителей, за исключением бразильских епископов и некоторых европейских приходов, вышли из юрисдикции Польской Церкви и снова вернулись к независимому бытию в состоянии отчужденности от Единой Церкви Христовой. В численном отношении «Православная Церковь Португалии» занимает в Португалии второе место после Римо-Католической Церкви12.
Весьма примечательным является то обстоятельство, что даже после раскола, в составе Польской Православной Церкви сохранилась «митрополия Португалии, Испании и Бразилии». Согласно официальному веб-сайту Польской Православной Церкви, по состоянию на 2007 г. в ее ведении находились следующие иерархи и церковные структуры, ранее подчинявшиеся «Православной Церкви Португалии»:
В Бразилии:
- 1. Хризостом, архиепископ Рио-де-Жанейро и Олианда-Рецифе;
- 2. Амвросий, епископ Рецифе.
В их ведении находятся 5 храмов и 1 церковная миссия, которые обслуживают 2 протоиерея, 1 игумен и 2 иерея.
В Португалии:
Управление португальскими приходами препоручено протоиерею Симеао Реис, который имеет должность Митрополичьего Администратора Православной Церкви в Португалии. В его ведении находятся 3 молитвенных дома (часовни), которые обслуживают 2 протоиерея и 3 иерея.
В состав митрополии Португалии, Испании и Бразилии юрисдикции Польской Православной Церкви входит женский монастырь святых архангелов Михаила и Гаврила во Франции, возглавляемый игуменьей Еленой, и храм святой Варвары на острове Сардиния (Италия)13.
Независимая «Православная Церковь Португалии» располагает 5 епархиями (4 в Португалии и 1 в Бразилии), 127 приходами (в Португалии, Испании, Бразилии и Африке), 7 монастырями, с проживающими в них двумя сотнями монашествующих. Паства Португальской Церкви насчитывает более 60 тысяч верующих португальцев, испанцев, бразильцев, арабов и африканцев. С начала 1990-х гг. в Лиссабоне действует Православная Богословская Академия, имеющая в настоящее время филиалы в Рио-де-Жанейро и Ресифи. Отличает эту Церковь ярко выраженная миссионерская направленность, проявляющаяся в активной издательской деятельности, в организации православных теле- и радиопередач, в широкой благотворительности14.
По состоянию на 2007 г. Синод «Православной Церкви Португалии» составляли следующие иерархи:
- 1. Иоанн, архиепископ Лиссабонский, митрополит всея Португалии, Испании и Бразилии;
- 2. Тиаго (Джеймс, Иаков), архиепископ Коимбры и Авеиро (Португалия);
- 3. Теодоро, епископ Евройский и Сетубальский;
- 4. Бенто, епископ Порто и Виго, викарий Лиссабонской епархии;
- 5. Иосиф, епископ Аквитанийский, викарий Лиссабонской епархии;
- 6. Дамаскино, епископ Оссонобский.
Путь исторического становления «Православной Церкви Португалии» был омрачен частыми расколами ее иерархов, которые и в настоящее время представляют альтернативные каноническому Православию церковные структуры. В частности, Португальским Синодом были рукоположены следующие архиереи, ныне пребывающие в различных раскольнических группировках (в скобках первая дата соответствует архиерейской хиротоний, а вторая – переходу в другую юрисдикцию):
В «Православной Автономной Митрополии Западной Европы и Америки»:
- 1. Евлогий (Хесслер), архиепископ Миланский (9 сентября 1984-1990 гг.);
- 2. Грегорио (Басолини), епископ Туринский (23 сентября 1984 г.);
- 3. Вигилий (Морал), епископ Парижский (31 октября 1987-1996 гг.);
- 4. Виктрис, епископ Лозаннский (3 мая 1998 г.);
В «Православной Церкви Италии»:
Антонио (де Россо), епископ Априлиа и Латиума (30 сентября 1986 г.).
Примечание:
1. Более подробное изложение истории деятельности епископа Иоанна-Нектария (Ковалевского) по организации «Православной Церкви Франции» приводится в нашей статье «Французское Православие западного обряда: исторический путь от церковной миссии к расколу», размещенной на веб-сайте Минской Духовной Семинарии.
2. Старостильный раскол возник в Элладской Православной Церкви сразу после проведения церковной календарной реформы, произошедшей в 1924 г. и предполагавшей замену юлианского календаря так называемым новоюлианским, фактически совпадающим с используемым в гражданской жизни календарем григорианским. За свою восьмидесятилетнюю историю старостильный раскол проявил высокую динамику дробления и образования новых псевдоцерковных структур, претендующих на статус Поместной Православной Церкви. По состоянию на июнь 2007 г. в мире существовало 10 независимых старостильнических юрисдикций в Греции, 1 в Румынии, 1 в Болгарии, 3 на территории Западной Европы и 5 в Соединенных Штатах Америки.
3. Циркулярное письмо архиепископа Женевского и Западно-Европейского Антония (Бартошевича) (РПЦЗ) клирикам вверенной ему епархии, извещающее об архиерейском указе № 607 от 28 октября/10 ноября 1978 г., касающемся священника Жана Роша (на французском языке). Архив автора.
4. Evlogios (Hessler), metropolitan of Milan. Apostolic succession.- Milan: Chiesa Metropolitana Autonoma Dell’Europa Occidentale e Delle Americhe, б.г.- Р. 4; The Holy Synod of Milan. // The Authonomos Orthodox Metropolia of Western Europe and America [Электронный ресурс]. – 2007. — Режим доступа: http://www.orthod.net/Synod-Photos.htm — Дата доступа: 12.09.2005.
5. Мосс Владимир. Православная Церковь на перепутье (1917-1999).- СПб.: Алетейя, 2001.- С. 299.
6. Chrysostomos, bishop of Etna and Exarch in America for the Synod of Old Calendarist Greek Orthodox Bishops under Mitropolitan Cyprian of Oropos and Fili. The Old Calendar Greek Church: A Critical Evaluation / The Old Calendar Orthodox Church of Greece.- Etna, California: CTOS, 1994.- Р. 69.
7. Письмо архиепископа Филадельфийского, митрополита «УПЦ США и Рассеяния» Мстислава (Скрыпника) от 17 января 1989 г. архиепископу Миланскому Евлогию (Хесслеру) («Православная Церковь Португалии»). Фотокопия письма (на английском языке) опубликована на веб-сайте «JURISDICCIONES ORTODOXAS DEL SIGLO XX» Режим доступа: http://www.w3.org/TR/REC-html40?
8. Парфенчик Андрей. Жизнь Православной Церкви в Польше с 1970 по 2000 год: дипл. работа.- Жировичи, 2002.- С. 47-50.
9. Парфенчик Андрей. Указ. соч.- С. 49-50; Evlogios (Hessler), metropolitan of Milan. Apostolic succession … Р. 3.
10. Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. В 2 т.- Т.II.- М., 1994.- С. 197.
11.Информация подтверждается Православным Церковным Календарем Польской Автокефальной Церкви на 2000 год (Kalendarz Prawoslawny. Rok 2000.- Warszawa, 1999.- Р. 9-10).
12. Мишель (Ля Рош), митрополит Парижский. Православное папство: Исторические корни папизма Константинопольского Патриархата и его церковное противоборство с Московским Патриархатом.- Париж: Издательство «Презанс», 2005.- С. 103.
13. Koscielne jednostki zagraniczne // Prawoslawie w Polsce [Электронный ресурс].- 2007.- Режим доступа: http://www.orthodox.pl/glowna.htm — Дата доступа: 30.05.2007.
14. Парфенчик Андрей. Указ. соч.- С. 50-51.
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия