Проблема индикаторов конверсии
Мартинович В.А. Проблема индикаторов конверсии // Религия и общество: актуальные проблемы современного религиоведения: сборник научных трудов / Под общей редакцией В.В.Старостенко. – Могилев.: МГУ им. А.А. Кулешова, 2006. – С.187-190.
Уже более ста лет ученые занимаются систематическим изучением конверсии — процессов, составляющих вход человека в религиозную организацию. В настоящее время конверсия является одной из самых глубоко разработанных тем в социологии и психологии религии. В границах проблемного поля религиозной конверсии можно выделить три основных направления исследований:
1. Выявление и анализ способов входа человека в религиозную организацию. Так, разработано около 12 основных типов конверсии.
2. Анализ процесса конверсии, концентрирующийся на выделении наиболее характерных этапов как предваряющих встречу с религиозной организацией, так и составляющих сам процесс знакомства с группой и всестороннего подключения человека к ее деятельности.
3. Изучение на макро- и микроуровнях социального контекста, в котором происходит процесс конверсии, и факторов, влияющих как на вероятность его начала, так и на степень успешности его протекания.
Сам термин «религиозная конверсия» получил международное признание и используется без перевода в различных языках мира [3; 4]. Классическим можно считать определение конверсии, сделанное Ричардом Травизано в 1970 году. Под конверсией ученый понимает вход в религиозную организацию, сопровождающийся изменением общей идентичности индивида, включающей в себя: а) мировоззрение индивида; б) его личностные характеристики; с) установки для большого количества ситуаций, предписывающие ему его отношение к людям и окружающей среде [7, с.238.].
Как в этом, так и во многих иных определениях конверсии содержится утверждение, что человек как-то и в чем-то меняется во время входа в религиозную группу. При этом предполагается, что это изменение и составляет центральное ядро конверсии. Соответственно возникает следующий фундаментальный вопрос: Как можно определить наличие этого изменения (конверсии) наблюдателям извне? Иначе говоря, какие доступные наблюдению и измерению характеристики человека, недавно попавшего в секту или культ, позволяют судить о факте наличия конверсии и превращения его в члена религиозной группы? Основная методологическая проблема, возникающая при попытках ответа на вопрос об индикаторах конверсии, заключается в том, что практически всегда отсутствует возможность изучения состояния человека до входа в группу. Ученый не может знать заранее кто будет завербован в секту или культ и соответственно исследовать его состояние «до» ухода в секту и зафиксировать произошедшие с ним изменения «после». Индуцировать в искусственных экспериментальных условиях искренний и полный уход человека в секту, во-первых, практически невозможно, во-вторых, совершенно не этично.
Соответственно предлагается два основных пути решения обозначенной проблемы.
В первом случае, в качестве основного свидетельства о конверсии берется как устная декларация индивида о своей приверженности новому вероучению (самоидентификация с группой), так и формальное занесение его самой группой в списки членов. Самоидентификация и внесение индивида в списки нового религиозного движения /НРД/ используется как основной и единственный индикатор конверсии во всех без исключения работах по изучению НРД на макроуровне и при составлении статистических данных относительно общего числа адептов сект и культов. Использование любых иных индикаторов конверсии в этих случаях практически невозможно.
Однако формальная декларация новообращенным своей принадлежности к группе еще ничего не говорит как о факте коренного изменения его мировоззрения и поведения, так и о соответствии между реальным учением группы и субъективным восприятием этого учения самим индивидом. Так, на примере культа Небесные Врата, прославившегося в 1997 году самоубийством его последователей, Робертом Балхом было показано, что всегда в НРД существует определенное количество людей лишь «играющих» роль искренне верующего последователя, но на самом деле таковыми не являющихся [1]. Роберт Симмондс доказал, что в некоторых случаях уход в секту или культ может на протяжении длительного времени не оказывать вообще никакого воздействия на человека [5]. Наконец, достаточно распространен так называемый «целевой тип конверсии», предполагающий вход в НРД как результат стремления к реализации посредством этого определенных целей и задач, например, достижения каких-либо материальных благ (благотворительная помощь, деньги, возможность путешествий и т.д.).
В связи с этим большинство ученых работает над вторым способом решения проблемы индикаторов конверсии: поиском ряда дополнительных критериев, характеристик и факторов, выявляющих не только внешнее выражение привязанности человека к группе, но в первую очередь его внутреннюю перемену. Наибольшее распространение при этом имеют т.н. «лингвистические» индикаторы конверсии, оставляющие без внимания самоидентификацию адепта с группой и концентрирующиеся на всестороннем анализе самого языка и речевого процесса новообращенного. Так, например, Питер Бергер полагал, что переинтерпретация индивидом своей биографии в свете учения НРД может выступать в качестве надежного индикатора конверсии [2, с.71-72]. Петер Стромберг считал, что рассказы адептов об их обращении в группу не являются лишь свидетельствами о прошлых событиях, но представляют собой центральный момент самой конверсии и трансформации индивида. Сам процесс конверсии полагался ученым не как разовое явление, но как длительный процесс трансформации индивида, в котором его самовосприятие в рамках «канонического языка» группы играет ключевую роль [6, с.13-15]. Дэвид Сноу и Ричард Махалек отмечают, что помимо переосмысления биографии, индикаторами конверсии могут также являться: а) приостановка мышления, основанного на аналогиях; б) принятие единой и единственно признаваемой в группе системы интерпретации чувств, явлений и событий окружающего мира, с полным вытеснением альтернативных вариантов интерпретации поступающей информации; с) принятие роли последователя группы во всех ситуациях повседневной жизни с вытеснением иных парадигм поведения. [4, с.173-174]
В рамках данного краткого введения в проблему индикаторов конверсии хочется особо подчеркнуть прикладное значение этой темы. Глубокая разработка проблемы индикаторов конверсии позволит в конечном итоге выявлять на самых ранних стадиях развития те изменения в человеке, которые сопровождают его конверсию в секту, культ, религиозную и некоторые светские организации, вход в которые предполагает радикальное изменение личности (например террористические группировки и др). Соответственно появится возможность адекватной реакции на протекание самого процесса конверсии на той его стадии, которая наиболее подвержена влиянию внешних факторов (например возможность своевременного предотвращения входа человека в опасную религиозную группу и др.).
- Balch R.W. Looking behind the scenes in a religious cult: Implications for the Study of Conversion. // Sociological Analysis 1980 Vol.41:2. -137-143s.
- Berger P.L. Einladung zur Soziologie. Eine humanistische Perspektive. –Breisgau.: Walter Verlag, 1969. –206s.
- Religiose Konversion: systematische und fallorientierte Studien in soziologischer Perspektive. Hrsg.Hubert Knoblauch. -Konstanz.: Univ.Verl. Konstanz, 1998. -274s.
- Snow D.A., Machalek R. The Sociology of Conversion. // Annual Review of Sociology 1984 Vol:10. –167-190s.
- Simmonds R.B. Conversion or Addiction. Consequences of Joining a Jesus Movement Group. In: Conversion Careers: In and Out of the New Religions. Ed.Richardson J.T. -Beverly Hills, CA.: SAGE, 1978. –113-128s.
- Stromberg P.G. Language and Self-transformation. A Study of the Christian Conversion Narrative. –Cambridge.: Cambridge University Press, 1993. -148s.
- Travisano R.V. Alternation and conversion as qualitatively different transformations. In: Social Psychology Through Symbolic Interaction. –Waltham, MA.: Ginn-Blaisdell, 1970. – 238-248s.