Протоиерей Сергий Лепин о выставке «Тайны тела»
В Минск прибыла анатомическая выставка «Тайны тела. Вселенная внутри». Все ее экспонаты — реальные человеческие тела и органы, обработанные методом полимерной пластинации. Вход на выставку практически неограничен — ее может посетить любой человек старше 6 лет. Событие прокомментировал председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви, доцент Минской духовной академии протоиерей Сергий Лепин:
— Такое обращение с покойниками вызывает чувство скорби и печали. Человек — это единство тела и души, а посему гуманность, человечность включает в себя и надлежащее отношение к телу человека как до, так и после его смерти. Можно с определенными оговорками и даже компромиссами допустить экспонирование человеческих тел или их фрагментов в специализированном контексте, скажем, для обучения врачей. Даже для обучения школьников, — вроде как при медицинских университетах тоже есть свои экспозиции и даже бесплатные, но аншлагов там не наблюдается, насколько я слышал.
Но подобные же выставки — циничная торговля человеческим телом, неуважительное отношение не только к умершим, но и к живым, в том числе и самим посетителям. Печально и то, что экспозиция не имеет возрастных ограничений: сюда приводят детей. Принципиально подобные выставки в своей идее не так уж и новы — достаточно вспомнить о Кунсткамере в Петербурге. Зрелище человека, разобранного на органы и жилы, вдохновляло Петра Первого, который радостно скупал за границей целые коллекции… Принципиально новым можно назвать лишь уровень исполнения, который сегодня достигнут в индустрии эксгибитизации смерти.
Это не образование — это массовое коммерческое шоу, щекочущее нервы. Что может увидеть в трупе человека, пусть и таким филигранным образом препарированном, непрофессионал? Что он может узнать такого, что невозможно узнать другим образом? Что у него останется в мозгу после выставки кроме «Вау! Круто!»? И всё ради чего? А ведь экспонаты — люди! Чьи-то дети, братья, сестры… Организаторы таких выставок говорят, что люди при жизни добровольно завещали свои тела для науки. Допустим. Во-первых, какое отношение всё происходящее имеет к науке — открытый вопрос. А во-вторых, можно ли это шоу оправдывать лишь одним чьим-то согласием? Давайте вспомним случай с немцем, который захотел быть съеденным заживо. Он написал расписку, добровольность всего происходящего зафиксирована камерой… Слава Богу, что несмотря на протесты некоторых борцов за «свободы», каннибала осудили. Люди, доведенные до определенного состояния нищетой, болезнями, психическими расстройствами, идеологиями могут подписать любые бумаги, но освобождает ли это общество от необходимости оставаться общностью людей, а не каких-нибудь зергов?