Пятнадцать патриархов. Священномученик Ермоген, Патриарх Московский
В наступившем 2009 году исполняется 420 лет учреждения Патриаршества в Русской Церкви. В текущее время междупатриаршества и ожидания Поместного Собора полезно и интересно обозреть историю русского Патриаршества и вспомнить личности каждого из почивших патриархов.
***
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский
Предательская расправа над святым патриархом Иовом и последующие события лишь подтвердили правду святителя. Его неприятие Лжедмитрия было не политическим актом, а духовным. Лжедмитрий дал обет превратить Россию в католическую страну и для достижения этой цели пользовался значительной поддержкой папы и польского короля. Для придания законности своему статусу, самозванец решил поставить нового патриарха и с его помощью венчаться на русское царство. Выбор его пал на рязанского архиепископа Игнатия, грека по происхождению. Бежав от преследования турок, Игнатий поселился в Риме, и, возможно, там принял унию. Затем он был принят царем Федором Ивановичем и поставлен в 1603 г. на Рязанскую кафедру. Игнатий первый из русских архиереев признал самозванца и этим сильно угодил ему. Для придания законности своему выбору, Лжедмитрий собрал собор епископов, который утвердил кандидатуру Игнатия. Лжедмитрий посылал его и к законному патриарху Иову, который, находясь в ссылке, не был лишен патриаршей кафедры церковным судом. Однако святитель Иов дважды отказал, несмотря на угрозы физического давления, «ведая в нем (т.е. в Игнатии – П.Б.) римския веры мудрование». Тогда в июне 1605 г. Игнатий был поставлен в патриархи. Наиболее одиозным священнодействием Игнатия было венчание на царство Лжедмитрия и его супруги Марины Мнишек, явной католички. Это действие особенно обрадовало Римского папу Павла V. Вскоре после этого, 17 мая 1606 г., совершился переворот, самозванец был убит, а собор русских иерархов низложил Игнатия с патриаршего престола и сослал в Чудов монастырь. Управление Игнатия Русской Церковью продолжалось менее одиннадцати месяцев. Русская Церковь на всем протяжении своей истории никогда не признавала Игнатия законным патриархом и не включала его в счет патриархов. Причина тому не его низложение (патриарх Никон также был низложен, однако по прежнему признается законным патриархом своего времени), а несоответствие принятой тогда процедуре избрания и его поддержка католичества. Среди церковных историков имеет место дискуссия по вопросу считать ли Игнатия каноническим патриархом, однако большинство из них также не признают каноничность избрания Игнатия на патриарший престол.
Новый избранный царь – Василий Шуйский одним из первых своих дел совершил перенесений останков царевича Димитрия из Углича в Москву. При этом обнаружилось их нетление и множество чудесных исцелений, что побудило совершить его канонизацию. Другим делом, которое не терпело отлагательства, было избрание патриарха. Святитель Иов был еще жив, однако ослеп и уже не мог управлять Церковью. Собор иерархов представил царю несколько кандидатов, один из которых – Казанский архиепископ Ермоген – больше всех противостоял самозванцу и был за это изгнан. Именно на него пал выбор царя и 3 июля 1606 г. архиепископ Ермоген был возведен на патриарший престол.
Годы юношества будущего патриарха Ермогена совпали с покорением Казани, Астрахани, Сибири, венчанием Иоанна IV на царство. Он был свидетелем беззаконий Грозного, опричнины и мученической смерти митрополита Филиппа. Начал свое служение Церкви будущий патриарх в Казани. Священник Ермолай (мирское имя святого) по свидетельству современников, «был муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный, и в чистоте жития известный». В 1579 г. священник Ермолай стал свидетелем явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери и первым взял ее от земли. Впоследствии, уже будучи митрополитом, он составил «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Пресвятой Богородицы» и известный тропарь Казанской иконе «Заступнице усердная». Вскоре он принял монашеский постриг и стал настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1589 г. он был рукоположен во епископа и сразу стал митрополитом Казанским и Астраханским. При нем совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев – святого Гурия, первого архиепископа Казанского, и святого Варсонофия, епископа Тверского. Митрополит Ермоген составил жития святых угодников. При нем совершилось перенесение из Москвы в Казань мощей второго Казанского архиепископа Германа.
Поставление митрополита Ермогена в патриархи состоялось 3 июля 1606 г. по чину, сходному с чином поставления патриарха Иова. На месте Константинопольского патриарха был Новгородский митрополит Исидор.
В патриаршество святителя Ермогена продолжались смутные события в России. Первой угрозой царствованию Василия Шуйского стал «тушинский вор» — Лжедмтирий II, который также получили поддержку Ватикана и польско-литовские вооруженные отряды. Именно они пытались овладеть Москвой и безуспешно осаждали Троице-Сергиев монастырь. Несмотря на то, что многие бояре были недовольны Шуйским, патриарх Ермоген непреклонно защищал его и своим противостоял всем попыткам свергнуть Василия. Несмотря на убеждения Патриарха Василий Шуйский был лишен престола 17 июля 1610 г., но и после этого патриарх не переставал называть его царем. Новой проблемой для России стала польская угроза и желание некоторых бояр посадить на царский престол польского царевича Владислава. Эта идея еще больше понравилась папским посланникам, и они всеми силами начали содействовать ее осуществлению. Тогда патриарх Ермоген призвал всех русских людей собраться ополчением и очистить Москву и отечество от интервентов. В марте 1611 г. патриарх Ермоген был заключен в Чудовом монастыре. Несмотря на осаду ополченцами Кремля, святитель более девяти месяцев находился в заключении и скончался 17 февраля 1612 г. от голода и жажды. Заключив патриарха в Чудовом монастыре, бояре-изменники освободили низложенного патриарха Игнатия, который начал совершать богослужения, что было кощунством, ибо собором он был лишен не только патриаршего достоинства, но и архиерейского. Чувствуя это, Игнатий бежал в Литву и поселился в Вильно, где открыто принял унию, за что получил от короля дворец с землями, где прожил до смерти в 1640 г.
Смерть патриарха Ермогена всколыхнула русских людей. Во главе русских патриотов стал настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Дионисий. Грамоты, рассылаемые из обители сделали свое дело: ополчения из Нижнего Новгорода и других городов 22 октября освободили Китай-город (в память этого установлено празднование Казанской иконе Божией Матери, копия которой сопровождала ополчение), а 27 ноября Москва был освобождена полностью.
Как писал историк Русской Церкви, митрополит Макарий (Булгаков), «…имя патриарха Ермогена должно остаться бессмертным в истории России и Русской Церкви, потому что н ревностнее, мужественнее, непоколебимее всех постоял за ту и другую, он преимущественно спас их в самую критическую минуту их жизни, когда им угрожала крайняя опасность попасть под власть Польши и иезуитов и потерять свою самобытность. Неудивительно, если первосвятителя этого так высоко ценили и уважали современные ему русские люди».
В 1913 г. определением Святейшего Синода Патриарх Ермоген был канонизирован в лике священномучеников.
Память его совершается 17февраля/1 марта и 12/25 мая.
Протодиакон Павел Бубнов, кандидат богословия