Богослужения в день памяти святых апостолов Петра и Павла
11-12 июля 2018 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов) возглавил служение всенощного бдения и Божественной литургии в академическом храме в честь святителя Кирилла Туровского.
Его Высокопреподобию сослужили проректор по воспитательной работе Академии диакон Андрей Бабушкин и преподаватель Академии иерей Константин Голубев.
Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Минской духовной академии под управлением студента второго курса магистратуры чтеца Мартина Ковалева.
После сугубой ектении ректор Минской духовной академии вознес молитву о мире на Украине.
Апостолы Петр и Павел больше других потрудились в деле христианской проповеди. После жизни этих апостолов мы соприкасаемся с их трудами, внимая чтению книг Апостола и Евангелия от Марка, которое, по преданию, было записано со слов апостола Петра.
Эти два апостола были совершенно разными людьми с разными судьбами, однако жизнь их увенчалась одинаково — мученической кончиной. Апостол Петр — один из первых апостолов, который присоединился ко Спасителю и везде следовал за Ним. Апостол Петр был очень решительным, эмоциональным человеком.
В ряде мест Священного Писания показано первенствующее положение апостола Петра. Выражение «Петр же и бывшие с ним» (Лк 9. 32), несколько раз встречающееся в Евангелии, также подтверждает его авторитет среди других учеников. От имени Двенадцати Петр исповедует Иисуса Христом и Сыном Божиим (Мф 16. 16), за что особым образом ублажается Спасителем (Мф 16. 17-19). Евангелие от Матфея чаще других акцентирует эту особую роль Петра в кругу Двенадцати апостолов.
Евангелия рассказывают о падении Петра и о том, что Христос восстановил его в апостольском лике.
Протоиерей Сергий Булгаков в своей книге «Святые Петр и Иоанн: Два первоапостола» писал:
«Сопоставление новозаветных текстов убеждает нас, что Петру апостолу принадлежало, действительно, особливое, первое место среди Двенадцати, но это был примат не власти, а авторитета, старшинства, первостоятельства, который притом принадлежал ему в соединении со всеми, но не без всех и не помимо всех».
Апостол Павел в своей ранней жизни был иудеем и жестоким гонителем христиан. Савл был призван Христом после Вознесения Господа. Но несмотря на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, именование его апостолом вполне согласуется с общими принципами апостольства и, более того, позволяет уточнить саму природу этого служения.
Хотя Савл был призван через несколько лет после Воскресения Христова, принципиально важно, что это произошло «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал 1. 1). По дороге в Дамаск совершилось то, к чему он был предназначен еще «от утробы матери» (Гал 1. 15). Но поскольку чудесное призвание Павла было сокрыто от мира, ему приходилось настойчиво говорить о своем апостольстве и убеждать всех, что он в полной мере соответствует его критериям. «Не Апостол ли я… Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?» (1 Кор 9. 1), «у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2 Кор 11. 5). Апостол Павел обращается к авторитету Самого Христа, когда ему необходимо подтвердить законность своего служения, поскольку источником его, как и для Двенадцати, является Сам Господь.
Приготовление Павла к благовествованию было также продолжительным. От видения на пути в Дамаск до начала его первого миссионерского путешествия прошло несколько лет, в течение которых «Савл более и более укреплялся» (Деян 9. 22). Священное Писание впервые называет его «апостолом» только в Деян 14. 4. Этому предшествовала проповедь в Дамаске и Аравии, служение Антиохийской Церкви и прямое указание Св. Духа на его избранничество (Деян 13. 2).
В служении апостола Павла со всей силой раскрылся всемирный характер апостольской проповеди. «Уделом, который назначил [ему]… Бог» (2 Кор 10. 13), стали для него языческие страны. Во многом благодаря проповеди апостола Павла о том, что и язычники призваны быть сонаследниками неисследимого богатства Христова, составляя в Нем единое тело (Еф 3. 2-12; Кол 1. 24-29), слово о Христе было проповедано «от Иерусалима до Иллирика» (Рим 15. 19); о себе Павел говорит как об «апостоле язычников» (Рим 11. 13).
Согласно преданию, почти все апостолы, кроме апостола Иоанна, отошли ко Господу, претерпев мученическую кончину.
[flickr_set id=»72157695808659102″]
Пресс-служба МинДА