Богослужения Недели 14-й по Пятидесятнице
1-2 сентября 2018 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов) возглавил Всенощное бдение и Божественную литургию в академическом храме в честь святителя Кирилла Туровского.
Притча о брачном пире, предлагаемая для чтения за Божественной литургией в Неделю 14-ю по Пятидесятнице — очень глубокое обличение, которое может быть рассмотрено в исторической и пророческой перспективе.
Образ царя в притчах Спасителя традиционно является образом Бога, как это можно видеть в притче о немилосердном заимодавце. Однако брак, на который приглашает царь, является браком сына, что дает притче христологический характер. Сам же брак — традиционный образ Царства Небесного, участниками которого призваны стать все живущие на земле. Таким образом, согласно тексту притчи Бог-Отец приглашает разделить радость наследия Царства Небесного.
Важным в толковании притчи является место, где она была сказана. Христос говорит ее в Иерусалимском Храме среди крайне враждебно настроенных иудеев. Причем необходимо отметить, что неприязнь иудеев к Спасителю на тот момент дошла до своего апогея — они готовы были незамедлительно предать Господа смерти. Этот факт позволяет нам правильно истолковать образы гостей, приглашенных на брак. Гости, которые были «званными, но не избранными» — богоизбранный иудейский народ, не принявший приглашения. Другие гости, которые были «званны и избранны» — языческий мир, который вместо иудеев разделил благость Царства Небесного.
Под образами посланников и приглашения на пир Евангельская экзегеза видит пророков, которые в течении всей ветхозаветной истории пытались вразумить богоизбранный народ. Мы знаем из библейской истории, что пророческое служение того или иного ветхозаветного пророка практически всегда заканчивались его насильственной смертью, о чем прямо говорит Спаситель, когда по текту притчи посланники не просто прогоняются, а принимают смерть от рук «званных».
Таким образом, Христос обличает прошлое и настоящее иудеев. Несмотря на все попытки со стороны Творца, богоизбранный народ так и не принимает приглашения.
Образ города, который был сожжен по приказу царя, а так же убийство «званных, но не избранных» дают возможность говорить о притче уже не в исторической, а в пророческой перспективе. Тут можно видеть прямое указание на разрушение Иерусалима в 70 и 132 гг. по Р.Х., за которыми последовали дальнейшее рассеяние евреев по миру и, как следствие, конец института еврейской государственности.
За богослужением ректору сослужили: первый проректор академии протоиерей Владимир Долгополов, преподаватель иерей Дмитрий Каврига, преподаватель иерей Константин Голубев, проректор по воспитательной работе диакон Андрей Бабушкин.
Богослужебные песнопения исполнил: сводный хор Минской духовной академии и Минского духовного училища под управлением Наталии Владимировны Медведь и мужской хор академии под управлением студента 2 курса магистратуры чтеца Ковалева Мартина.
[flickr_set id=»72157670814709277″]