Сын Божий – Сын Человеческий (Логос-Тропос Христа в творениях преподобного Максима Исповедника)
В истории богословской мысли христология всегда являлась одной из наиболее актуальных тем. Практически вся эпоха ранней, зрелой и поздней патристики была наполнена борьбой Церкви за торжество христологического догмата в полемике с гностицизмом, докетизмом, арианством, несторианством, монофизитством, моноэнергизмом, монофелитством, иконоборчеством. В своем творчестве многие выдающиеся богословы обращались к раскрытию разных аспектов бытия богочеловеческой личности Христа. Среди них — св. Афанасий Великий (†373), св. Кирилл Александрийский (†444), Леонтий Византийский (6 век), Леонтий Иерусалимский (6 век), преп. Максим Исповедник (+662) и др. Среди этой плеяды замечательных мыслителей особо выделяется своей масштабностью и значением личность преп. Максима, многостороннего и глубокого ученого, диалектика и мистика одновременно, творца догматически обоснованной византийской мистики и предтечи великих схоластиков Средневековья. Он сумел не только синтезировать в своем умозрении христологические идеи многих своих предшественников, но и творчески раскрыть и развить их. Его аргументация приобрела общецерковное значение и легла в основу определений 6-го Вселенского Собора (681), который, по образному выражению Л. П. Карсавина, говорил его языком и его рукой утверждал Православие.
Читать полностью: Протоиерей Владимир Башкиров. Сын Божий – Сын Человеческий (Логос-Тропос Христа в творениях преподобного Максима Исповедника).