Богослужения в праздник святителя Николая Чудотворца
18-19 декабря 2018 года в домовом храме Минской духовной академии совершено богослужебное празднование дня памяти святителя Николая Мирликийского.
О святителе Николае может рассказать любой христианин. Почти все знают, что он помогает путешествующим, выдает замуж бедных девиц и приносит подарки на Рождество Христово под именем Санта Клауса. Многие вспомнят о том, что он дал пощечину Арию на I Вселенском соборе в 325 году, а уж число народных легенд и сказок, связанных с именем святого Николы столько, что они сами по себе составят увесистый том на разных языках.
Между тем житие святителя Николая заставляет нас по-новому взглянуть на самого известного христианского подвижника. Так получилось, что самым распространенным текстом, посвященным святому, был текст Симеона Метафраста. Написанный в Х веке, почти через 700 лет после кончины праведника он представляет собой компиляцию из жизнеописаний двух святителей Николаев. Первый жил в конце III — первой половине IV века, а второй святой Николай Пинарский жил в VI в. и скончался 10 декабря 564 года. Знакомое нам житие святителя Николая архиепископа Мирликийского, которое можно найти и у святителя Дмитрия Ростовского, называет имена родителей праведника — Феофан и Нонна. На самом деле так звали отца и мать святого Николая Пинарского, о чем еще в XIX веке писал архимандрит Антонин (Капустин). Из жития святителя Николая, жившего в VI веке, в житие другого святого Николая попала и история о путешествии молодого священника в Палестину для поклонения святым местам. Старший святитель Николай скончался не позднее 337 года. Уже будучи епископом он пострадал от гонений Диоклетиана, которые начались в 305 году, а святая Елена — мать Константина Великого обрела Честной и Животворящий Крест Господень не ранее 326 года.
Объединение житий двух святых с одинаковыми именами, живших в разное время, в истории христианства случалось не раз. До ХХ века исследователи обычно соединяли образы двух праведников в один, и в результате более известный святой «поглощал» своего менее знаменитого коллегу. В случае со святителем Николаем именно так и произошло. Лишь в начале ХХI группа российских ученых издает житие архиепископа Мирликийского, исправленное по древним рукописям. В результате мы можем узнать много нового о жизни самого известного и любимого на Руси христианского подвижника. В ХХ веке были также проведены исследования мощей святого, подтвердившие достоверность жития святителя Николая даже в тех отрывках, которые традиционно считаются агиографическими топосами (общими местами).
Подробнее можно прочитать здесь.
Служение Всенощного бдения возглавил первый проректор академии протоиерей Владимир Долгополов. Ему сослужили: проректор по воспитательной работе иерей Андрей Бабушкин, преподаватель иерей Дмитрий Каврига и иеродиакон Варфоломей (Капинский).
На Всенощном бдении проповедь произнёс протоиерей Владимир Долгополов.
Служение Божественной литургии возглавил протоиерей Сергий Захаров в сослужении протоиерея Владимира Долгополова, иеромонаха Владимира (Бирюкова), иерея Андрея Бабушкина, иерея Дмитрия Кавриги и иеродиакона Варфоломея (Капинского).
После Евангельского чтения на Божественной литургии с проповедью к молящимся обратился иерей Дмитрий.
Богослужебные песнопения исполнили сводный хор Минской духовной академии и Минского духовного училища под управлением Наталии Владимировны Медведь и мужской хор Академии под управлением чтеца Андрея Шляхтова.
[flickr_set id=»72157701526804562″]