Богослужения в Неделю сыропустную
9-10 марта 2019 года в домовом храме Минской духовной академии совершены богослужения в Неделю сыропустную.Прощеное воскресение.
Богослужебный устав Недели сыропустной повторяет особенности двух предшествовавших: последний раз поется псалом 136-й «На реках Вавилонских», по прочтении Евангелия распевается 50-й псалом и покаянные тропари. Внутреннее содержание литургической поэзии переносит нас в трагическое начало истории человеческой жизни на проклятой земле. Это история изгнанников и скитальцев, преисполненная страданий и смерти. Свободной волей человек выбрал этот путь. Богослужебные тексты потрясающе передают всю боль, всю горечь утраты: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиво Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго». В юдоли плача напротив рая сладости вселяется согрешивший человек. (Быт. 3, 24) Но зачем? Зачем дано нам это тягостное воспоминание раздирающее душу и сердце от скорби?
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что Господь, изгнав человека на землю, вселил его прямо рая сладости для того, чтобы он, непрестанно обращая взоры к раю и вместе с тем питаясь надеждою возвращения в рай, пребывал в непрестанном плаче покаяния. Вселение у врат рая сладости показывает, что Адаму было дано живое воспоминание о рае. Сама земля красотами своими сохранившимися в некоторой степени и после ее проклятия напоминала рай, но вместе с тем и то, что земная жизнь — лишь краткое время, данное милосердием Всевышнего на покаяние.
Таким образом, в самом преддверии поста Святая Церковь напоминает нам не только о горечи утраты, но и о возможности вновь обрести покой и блаженство. «Моему созданию не хощу погибнути,- повторяем мы слова Спасителя — но хощу сему спастися, и в познание истины прийти, яко грядущаго ко мне не изгоняю вон». (Стихиры на вечерне).
Поэтому, вступая в Великий пост, мы должны пересмотреть свою жизнь, сопоставить ее с Божественными нормами. Конечно, мы многое найдем такого, что не соответствует этим заповедям. И чтобы не быть изгнанными окончательно, вычеркнутыми из книги жизни, мы должны каяться и не унывать, надеясь на милосердие Божие, исправлять неправды своей жизни.
Служение всенощного бдения и Божественной литургии возглавил ректор Академии архимандрит Сергий (Акимов). Ему сослужили клирики академического храма.
Богослужебные песнопения исполнили: сводный хор Минской духовной академии и Минского духовного училища и мужской хор академии.
[flickr_set id=»72157705873647101″]