Церковь не воюет со сказками, пока они не превращаются в иллюзию или религию…
Тему жанра фэнтези затронули в программе «Наше утро» на телеканале ОНТ. Каково мнение Церкви по поводу этого литературного жанра в общем и нашумевшего Гарри Поттера в частности? Можно ли это смотреть, читать, обсуждать и стоит ли? Своими мнениями на этот счёт со зрителями поделился пресс-секретарь Минского епархиального управления протоиерей Сергий Лепин, доцент Минских духовных академии и семинарии.
Протоиерей Сергий отметил, что нашумевший фильм про маленького мага так широко обсуждается в кругах, далёких от кинематографии, говорит о большом успехе картины. Что касается взрослых, то «странно, что взрослого человека больше волнует маленький очкарик с его заклинаниями, чем Христос и его Нагорная проповедь». Что же касается жанра фэнтези, то священник напомнил, что в этом мире всё в той или иной степени заражено грехом. Многие люди впадают в прелесть, читая Священное Писание. Им необходимо духовное руководство, которое ограничило бы возможность неверных толкований. Когда человек теряет связь с реальностью, уходит в сферу фантазий – это плохо. То же касается и любого другого жанра. Плохо, когда человек забывает, что «единое есть на потребу». Некоторым людям этот жанр просто не рекомендован психологами, психотерапевтами, духовниками. Опасность фэнтези в том, что здесь стираются границы между добром и злом, продолжается традиция бесолюбования, которая возникла уже в литературе позднего Возрождения. «Фэнтези порой заставляет стать на сторону вампиров и прочей нечисти, при этом эти герои оказываются положительными. И для ребёнка это несомненно опасно».
Ребёнок, особенно маленький, нуждается в готовых ярких, контрастных образах добра и зла. На таком контрасте построены русские народные сказки. «Предлагая детям «Гарри Поттера» или мультфильмы, ориентированные на взрослых, предполагающие знание неизвестных и непонятных ребёнку фактов, событий, но привлекающие детей своей зрелищностью, спецэффектами, мы как бы затираем тему добра и зла. Рассуждение о том, что «хорошо» и что «плохо» становится неинтересным. Проблема противостояния добра и зла переходит в разряд развлекательных, а не назидательных. «Церковь не воюет со сказками, пока сказки не превращаются в иллюзию или религию», — подчеркнул отец Сергий.